Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:08, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Термин "политика" в научный
оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил
ее как искусство управления государством,
под которым понимался полис.
Однако выделение политики в особую сферу
общественной жизни произошло задолго
до того, как греки начали активно пользоваться
этим понятием. Хотя политика возникла
несколько тысяч лет назад, она формируется
значительно позже, чем экономические
и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История
политической мысли дает различные ответы
на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики
было теологическое, объясняющее
происхождение ее, как и в целом человеческой
жизни, из божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическая трактовка, обосновывающая
необходимость политики природой человека (рис.). Так, определение человека
как существа политического, высказанное
Аристотелем, подчеркивало, что политическое
общение отвечает природе человека и его
стремлению к благу. Вне политики он либо
животное, либо божество, ибо животное
и бог не нуждаются в законах и правах.
Начальными формами политического общения
выступали семья и селение, а высшей формой
- государство. Политика позволила человеку
обуздать собственное эгоистическое животное
начало и воплотить общую пользу и справедливость.
Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский
мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу
человека как эгоистическую и жадную,
что порождает в обществе "войну всех
против всех". Инстинкт самосохранения
и естественный разум подсказывают людям
необходимость создания такого политического
института, как государство. Таким образом,
политика формируется благодаря возвышению
человека над собственным звериным состоянием,
а сама политика превращает животное в
человека. Гоббс исходил из биологической
природы человека, распространяя на нее
свойства живой природы.
Признание общих для человека и животного
начал (общих инстинктов, моделей поведения)
лежит в основе современных биологических трактовок
природы политики. Так, согласно представлениям
австрийского этолога К. Лоренца, человеку, как и любому
животному, присущи агрессивность и инстинкт
борьбы за выживание, при этом, в отличие
от более опасных животных, менее опасные
существа - люди - обладают более слабым,
сдерживающим агрессивность, началом.
Именно агрессивностью Лоренц объяснял
многочисленные войны, конфликты и революции,
хотя считал возможным ее ослабление и
ограничение проявлений в открытых формах
посредством контроля.
Биологические трактовки происхождения
политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением
политических процессов. Суть этого подхода
заключается в том, что в природе человека
заложены потребности, интересы, эмоции
и влечения. Именно они порождают политические
взаимодействия. Оригинальную теорию
перехода общества из предсоциального
в социальное, в том числе и политическое,
состояние разработал З. Фрейд. Он исходил
из того, что политика есть проявление либидозной энергии
индивидов. Так, государство и право выступают
как заменители некогда существовавшего
прародителя ("отца"), который был
убит сыновьями, восставшими против монополии
"отца" на сексуальное наслаждение.
Таким образом, природа власти и политики
коренится в бессознательном - в либидозном
комплексе и чувстве вины. Фрейд считал,
что в отношении людей к лидерам и государству
проявляется детская тоска взрослого
человека по некогда существовавшему
отцу (рис.). К ним индивид будет испытывать
противоположные чувства - одновременно
требовать защиты (патернализма) и ненавидеть
(критика и недовольство властью).
Согласно социальной трактовке,
политика имеет общественное происхождение.
В частности, широкое обоснование получил
подход, рассматривающий ее формирование
в ходе исторической эволюции общества
как результат роста его социальной неоднородности
и сложности организации. Первобытное
общество было социально-однородным. В
нем не было политических учреждений и
организаций, не было и политики, хотя
была власть, осуществляемая всеми взрослыми
членами рода. Усложнение общества по
мере его развития, появление в нем противоречивых
интересов обусловили возникновение государства,
а вместе с ним и политики. Политика возникает
как деятельность по организации совместной
жизни людей в социально-неоднородном
обществе вместе с делением людей на управляющих
и управляемых, богатых и бедных. Общественные
изменения были производными от неолитической
революции, которая изменила все формы
хозяйства и образ жизни людей. С неолитической
революцией историки связывают появление
металлических орудий труда, переход от
присваивающего типа хозяйства (охота
и собирательство) к производящему (земледелие,
скотоводство), к оседлому образу жизни,
появлению городов. В конечном счете, это
привело к изменениям во властных отношениях.
Таким образом, политика формируется
как результат неравного распределения
богатства, различия статусов, несовпадающих
интересов социальных групп, неизбежности
противоречий и конфликтов в обществе
(Аним. 1). Ее появление было связано
с тем, что классовые, этнические и религиозные
проблемы, межплеменные конфликты, с которыми
столкнулось общество, уже не могли быть
решены с помощью прежних регуляторов
- традиций, обычаев, нравственных норм.
Для решения этих проблем потребовались
новые регуляторы (правовые и политические)
и новая организационная структура - государство.
Наконец, говоря о происхождении политики,
следует учитывать и естественные различия
людей: биологические, психологические,
интеллектуальные (например, физическая
сила или ярко выраженное стремление к
доминированию - у одних и, наоборот, желание
быть ведомыми - у других). Это естественное
неравенство людей имеет тенденцию закрепляться
в неравенстве социальном, т.е. в разном
доступе к богатству, власти, в престиже.
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство.
Власть является главным инструментом
политики и основным объектом политической
борьбы. В первобытном обществе она не
носила политического характера.
Первые две формы власти носят
догосударственный характер, а такие
общества называют потестарными (от лат:
potestas - власть). Как правило, возникновение
политики исследователи ассоциируют с
возникновением государства, когда власть
приобретает государственно-публичный
характер.
С появлением государства (первые государства
возникают 5 тысяч лет назад в Месопотамии
и Египте) связан переход от неполитической
(племенной кровно-родственной) к политической
организации общества. Государство стало
новой социальной силой, призванной поддерживать
целостность общества с помощью рычагов
административного и правового регулирования
общественных отношений. Потребность
в отстаивании своих интересов породила
объединение людей в различные ассоциации
(партии, общественные объединения).
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Хотя сущность политики исследуется
в науке более двух тысяч лет, вопрос о
том, что такое политика, остается открытым.
Существуют различные понимания политики:
1. Исторически первое определение
политики как управления обществом
актуально и в современной политологии.
Политика трактуется как деятельность
по управлению какими-либо общественными
процессами. В содержательном плане эта
деятельность предстает как решение всех
проблем, за исключением нравственных
(Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное
распределение ценностей (Д. Истон), как
способ регулирования конфликтов.
2. Субстанциональный подход,
указывая на сущность политики, подчеркивает
ее прямую связь с властью. Политика - это
либо управление с использованием власти,
либо борьба за завоевание и удержание
власти. Властные трактовки представлены
в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса,
в американской политологии. М. Вебер,
например, определяет политику как "стремление
к участию во власти или оказанию влияния
на распределение власти, будь то между
государством, будь то внутри государства
между группами людей, которые оно в себя
включает".
3. Институционный подход
делает акцент на организации, в которой
материализуется власть. В одних трактовках
политика - это участие в делах государства,
использование классами государственной
власти для осуществления своих целей
(В.И. Ленин). Но политика вершится не только
государством, поэтому другие определения
указывают на разнообразные институты
и организации, которые могут выступать
субъектами политики.
4. Социологический подход
связан с рассмотрением общества как структуры,
состоящей из разнообразных групп, обладающих
собственными интересами и потребностями,
главным рычагом реализации которых является
власть. Политика в таком случае рассматривается
как отношения, направления и способы
деятельности социальных групп в отстаивании
своих интересов и удовлетворении своих
потребностей с помощью разнообразных
средств, среди которых главную роль играет
власть2. Именно это
определение политики мы в дальнейшем
будем использовать как рабочее.
5. Телеологический подход трактует политику
как особую форму человеческого существования,
связанную с целедостижением и организацией.
Подобная трактовка расширяет границы
политики, т.к. целеполагание есть в любой
сфере деятельности, то политику можно
обнаружить (что и делают сторонники этого
подхода) в самых разнообразных отношениях,
например между супругами, в отношениях
преподавателя и студента3.
Столь непохожие определения политики
по-разному решают вопрос о значимости
политики в жизни общества.
Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения
всех членов общества, когда общественные
проблемы разрешаются ненасильственными
средствами через поиск компромиссов,
без победителей и побежденных. Политика
будет пониматься как деятельность, направленная
на достижение гражданами согласия исключительно
мирными и ненасильственными средствами.
Конфликтный подход рассматривает
политику как сферу борьбы, в которой побеждает
сильнейший, как господство одних над
другими. Политика трактуется как поле
столкновения интересов социальных групп
и институтов по поводу власти, по поводу
контроля над механизмом распределения
общественных благ.
Рассматривая проявления политики, следует
признать недопустимость абсолютизации
любого из подходов. В политике присутствуют
два начала.
Первое
начало связано с тем, что общество постоянно
воспроизводит социальное неравенство,
т.к. большинство общественных благ являются
дефицитными. Это порождает противоречия
и конкуренцию социальных групп за овладение
источниками благ. Широкую известность
получила трактовка сущности политики
как механизма распределения ценностей
в обществе, которая была обоснована Г.
Лассуэллом. Он определил политику как
процесс определения того, "кто, что,
когда и как получает". Подобное понимание
политики дает объяснение стремлению
индивидов и социальных групп к государственной
власти. Именно обладание властью позволяет
создать условия (например, принятие законов,
установление определенного уровня налогов,
социальных программ), обеспечивающие
жизнедеятельность и присвоение ценностей
определенными социальными группами.
Таким образом, политика - это конфликт
интересов.
Второе
начало политики видится в поиске интегрирующей
доминанты, без чего общество бы распалось.
В этом проявляется потребность ограничить
влияние на общество фактора случайности
и непредсказуемости. Поэтому политика
- это поиск равновесия и компромисса.
Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Однако рациональную составляющую
в политике нельзя абсолютизировать.
В политике существенный момент
составляют иррациональные факторы, эмоции,
что проявляется, например, в предубеждениях
одних этнических групп по отношению к
другим, в электоральных
предпочтениях, когда голосование определяется
не рациональным выбором в пользу программы
кандидата, а симпатиями и антипатиями
в отношении политика.
Политика имеет сложную, многомерную структуру.
Политика может быть рассмотрена на уровне
ее субъектов. Субъектами политики выступают
различные социальные группы (классы,
этнические и конфессиональные
общности и др.), государства, партии, международные
организации и др. Отметим, что под субъектами
политики понимаются участники политического
процесса, способные действовать свободно
и самостоятельно. Последнее означает,
что они осознают свое положение в обществе
и посредством власти (в первую очередь
государственной) пытаются реализовать
свои интересы и цели. В политологии для
обозначения субъекта политики используют
понятие актор. Имея оттенок театральности,
оно достаточно точно характеризует участника
политической жизни как носителя определенной
роли (функций). Эти роли в политическом
процессе не являются равнозначными, например
роль рядового избирателя и роль представителя правящей
элиты. Активность политического
актора может быть представлена на индивидуальном,
групповом и институциональном уровнях.
Объектами политики
выступают общественные явления, на которые
направлена деятельность субъектов политики,
в частности власть (Аним. 2).
Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают
в политические отношения - взаимодействия
по поводу использования власти. Эти взаимодействия
будут определяться политическими интересами участников,
которые представляют собой непосредственную
побудительную причину политической активности.
Они формируются из осознания экономических,
социальных (религиозных, этнических)
интересов, осознания своего положения
на основе сравнения с положением других
групп и предполагают ориентацию на участие
в политико-управленческой деятельности
как условие закрепления или изменения
этого положения.
Характер политической деятельности и
отношений определяется также ценностными
ориентациями, идеалами и очень часто
эмоциями, т.е. политическим сознанием. На уровне
рационального осмысления политическое
сознание выступает как идеология, а на уровне
эмоций, переживаний и чувств - как политическая
психология.
Наконец, с середины 50-х гг. ХХ в. обществоведы
стали выделять особый феномен, хотя и
имеющий много общего с политическим сознанием,
но все же полностью не сводимый к нему
- политическую культуру.
В структуре политики можно выделить нормативный аспект, представленный
конституциями, законами, программными
документами партий и политических движений.
Представленные элементы политической
жизни можно объединить в более общие
виды явлений (Аним. 3): политическую систему,
политические режимы (ряд политологов
рассматривают политический режим как
функциональную подсистему политической
системы) и политические процессы.