Происхождение политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Работа содержит 1 файл

Семинар2.doc

— 179.50 Кб (Скачать)
  • Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе.
  • Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.
  • Политические процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс - это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.

Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды. 
     1. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику. 
     2. По масштабу она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов. 
     3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политику. 
     4. По субъектам политики, т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и др.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

4.4. Политика и другие сферы  общественной жизни

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами  общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их интересов и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматриваемый законодательными органами, разнообразен: от гарантий прав и свобод личности до вопросов о формах собственности, уровне налогообложения и социальных расходах государства. 
     Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера - это "область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей"6.

  • В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем) (Аним. 4):
    • хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
    • социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной и другой принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;
    • политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении;
    • духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

  • Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:
    • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
    • политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политической может стать любая  проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов. 
 
     Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами как мораль и право (Аним. 5). Общее в этих формах социальной регуляции предопределено едиными причинами их происхождения и основным назначением - регулированием внутриобщественных отношений, поддержанием необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и отличия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально-неоднородном обществе именно в силу недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие формы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики. 
     Потребность во взаимодополнении предопределяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение, так и на принуждение, в том числе силу государства. Мораль же не приемлет насилия. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, сущего и должного, политика такими основаниями считает пользу, выгоду или вред. Наконец, если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может предопределяться текущими прагматичными интересами групп, находящихся у власти. 
 
     Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя они и взаимообусловлены, но все же представляют собой различные формы регуляции.

  • Они отличаются:
    • по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
    • по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;
    • механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
    • по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей себя;
    • динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм7;
    • по форме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права  является относительной. Право имеет  политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

4.5. Политика и экономика

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и  политики (Аним. 6). Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

  • Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:
    • Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в снижении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.
    • Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к существующей власти, являются причинами ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций (рис.).
    • Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения в других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций.
  • Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:
    • стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций; политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";
    • реализация научно-технической политики влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;
    • во влиянии через реализацию экономической функции государства;
    • политика изменяет экономическую среду посредством обоснования новых концепций экономического развития и их воплощения в экономических реформах.

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может  быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью  директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", лишенный внешнего регулирующего начала. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.

ПОЛИТИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО

Хотя проблемами политики ученые начали заниматься еще в глу бокой древности, хотя ей уделялось большое внимание в Средние века и в Новое время, но и до сих пор нет четких ориентиров относительно того, что представляет собой сама политика и для чего она нужна, каков ее Нредмет, существуют ли и, если существуют, то в чем состоят ее законы и категории. В результате всего этого политика и до сих пор продолжает выступать скорее как искусство, нежели как наука. 
Большинство ученых определяют политику как отношения субъ ектов по поводу политической власти. Но как же в таком случае быть с технической, культурной, экологической политикой, где проблемы власти хотя и присутствуют, но не являются решающими? С одной стороны, в традиционной марксистской социологии и политологии политику рассматривали как концентрированное выражение эконо мики, с другой — говорили о первенстве политики перед экономикой. Чтобы совместить эти два положения, необходима дальнейшая разра ботка теории политики. 
Как и всякая наука, политика имеет свой предмет, законы и кате гории. При этом политическая деятельность выступает как частный случай исторической деятельности людей. Однако предмет политики существенным образом отличается от предметов других естественных и общественных наук. 
Если предметом естественных наук выступают те или иные сторо ны объективной реальности (для физики — физическая реальность, для биологии — живое, для политэкономии — экономические отноше ния между людьми в рамках общества), то предметом политики явля ется сознательная деятельность человека по регулированию отноше ний между людьми. Если теория призвана раскрыть характер усло вий, в которых осуществляется деятельность людей, то политика, опираясь на данные теории, призвана определить пути использования объективной обстановки в интересах тех или иных социальных субъ ектов. 
Политика как таковая необходима обществу и человеку в силу по крайней мере трех причин. Во-первых, поскольку мир представляет многообразную целостность, то в нем существуют не только законо-, мерность, но и случайность, взаимная борьба, столкновения и непред-сказуемость. Следовательно, необходима и соответствующая ориента ция человека в этом мире с целью обеспечения своего существования. Во-вторых, в окружающем нас мире усиление зависимости матери альных структур от окружающей среды сопровождается расширением рамок их свободы выбора и усилением в связи с этим как рациональ ности, так и иррациональности, что также необходимо учитывать че ловеку в процессе своей деятельности. В-третьих, человек создан таким образом, что он не может учесть все и вся. Природа запрограм мировала его как бы на всеобщее, на все случаи жизни, а частное и непредсказуемое он должен предусмотреть, среди прочего, и с помо щью политики и политической деятельности. 
Таким образом, основы политики в конечном счете заключены как во внешних условиях, в которых осуществляется деятельность людей, так и во внутренних качествах самого человека как своеобразного субъекта деятельности. 
Более того, основы политики заключены в самом основании миро здания в силу его единства и качественного многообразия, а также присущего этому миру отражения. Однако отражение находит свое проявление в обществе в различных аспектах — в мышлении, искусст ве, управлении и т.д. Политика представляет собой специфическую форму отражения и его продукта — мышления по поводу взаимоотно шений индивидов в рамках общества. 
 
Рациональность — закономерный результат единства и качествен ного многообразия мира, где необходимость и закономерность реали зуются не непосредственно, а через случайность и стихийность. В самом деле, если бы в мире царила только закономерность или толь ко случайность, то в таком случае проблемы рациональности, а тем самым и политики вообще бы не существовало. Рациональность — это рефлексивное построение явлений и процессов в соответствии с объ ективными закономерностями и глубинными тенденциями, которые лежат в основе мироздания. Причем поскольку такое построение про исходит в обстановке случайности, а потому совершается через конку ренцию, борьбу, то здесь действует закон выживания наиболее при способленных. 
Таким образом, в мире, где закономерность находит свое проявле ние через случайность, рациональность не возникает автоматически. Она может реализоваться лишь через определенное содержание, форму, поведение, а в обществе — через сознательную деятельность и прежде всего через соответствующую политику. 
Поскольку во внешнем мире закономерность и рациональность проявляются не непосредственно, а «прорываясь» через непредсказуе мость, то для того, чтобы человеку действовать рационально в соот ветствии с объективными тенденциями, необходимо ориентироваться в обстановке, уметь избегать опасности, предвидеть ход событий и т.д. При этом, поскольку природа построена на основе рациональности, она требует и от человека поступать рационально во всех сферах его деятельности, а также в отношениях между субъектами в рамках об щества. Все это невозможно обеспечить без осуществления опреде ленной политики. 
Поскольку человек не запрограммирован в своих конкретных дей ствиях, качествах и поступках и обладает свободой воли, то и в отно шениях между людьми в рамках общества и в предвидении будущего он может поступать как в соответствии с законом, или рационально, так и стихийно, непредсказуемо. 
Так, например, поскольку у животных рациональность заключена в инстинктах и они не обладают в такой степени свободой воли, как это присуще человеку,-то они, как правило, не истребляют друг друга. Напротив, поскольку человек относительно свободен в своем поведе нии, то это нередко ведет не только к взаимным столкновениям, но и к истреблению, войнам между народами, кровавым конфликтам и т.д. 
Функция политики в таких условиях и состоит в том, чтобы утвер дить рациональность в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Она призвана обеспечить наиболее эффективные способы получения материальных ресурсов, наметить пути защиты от

Информация о работе Происхождение политики