Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:08, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Политика - явление многоаспектное,
что позволяет выделять ее различные виды.
1. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика
представлена своей регулирующей функцией,
выделяют экономическую, социальную, национальную,
научно-техническую, экологическую, культурную
и военную политику.
2. По масштабу она может быть внутренней
и внешней. В зависимости от приоритетности
говорят о политике нейтральной, "открытых
дверей", национального примирения,
компромиссов.
3. По содержанию и характеру различают прогрессивную,
реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую
политику.
4. По субъектам политики, т.е. в зависимости
от того, кто ее осуществляет, она может
выступать политикой государства, мирового
сообщества, политикой партии, политикой
общественных организаций, политикой
банка или фирмы и др.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
В реальной жизни политика существует
во взаимосвязи с другими сферами
общества. Но у нее есть границы. Не
все явления включают в себя политический
компонент. Даже далеко не все органы государственной
власти занимаются политикой (работа налоговых
и таможенных служб, судопроизводство).
Существует большая сфера межличностных
отношений, которая является объектом
только нравственного регулирования.
В наибольшей степени политический аспект
представлен в деятельности законодательных
органов. Демократический парламент -
это сфера представительства различных
групп, где в мирных формах выясняется
соотношение их интересов и сил, что выражается
в принятии решений по принципиальным
вопросам внутренней и внешнеполитической
жизни. Характер политических проблем,
рассматриваемый законодательными органами,
разнообразен: от гарантий прав и свобод
личности до вопросов о формах собственности,
уровне налогообложения и социальных
расходах государства.
Для того чтобы показать пределы распространения
политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера - это
"область политики, политической жизни
общества, пределы распространения непосредственного
влияния политиков и политических организаций,
воздействия политических идей"6.
Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.
Политической может стать
Мораль и право. Политика взаимодействует
с такими социальными регуляторами как
мораль и право (Аним. 5). Общее в этих формах
социальной регуляции предопределено
едиными причинами их происхождения и
основным назначением - регулированием
внутриобщественных отношений, поддержанием
необходимого уровня общественной организованности
и стабильности. Но существуют и отличия
как между политикой и моралью, так и между
политикой и правом. Так, право и политика
возникают значительно позже морали как
потребность в регулировании отношений
в социально-неоднородном обществе именно
в силу недостаточности регулятивной
роли морали. Иерархичность и сложность
организации современного общества требуют
сохранения политических и правовых регуляторов.
Но хотя мораль не может заменить собой
другие формы социальной регуляции, политика
и право не могут обойтись без морали,
которая устанавливает критерии гуманности
для политических и правовых норм. "Встроенность"
морали в политику зависит от характера
политического режима, от норм политической
этики непосредственных субъектов политики.
Потребность во взаимодополнении предопределяется
и другими отличиями морали и политики.
Если мораль опирается на силу общественного
мнения и убеждения, совесть, то политика
может использовать как убеждение, так
и на принуждение, в том числе силу государства.
Мораль же не приемлет насилия. Различаются
и критерии оценки общественных процессов
и поведения. Мораль исходит из категорий
добра и зла, сущего и должного, политика
такими основаниями считает пользу, выгоду
или вред. Наконец, если в моральных нормах
выражены универсальные общественные
ценности, то в политических как общие,
так и групповые ценности, которые могут
носить ситуативный характер. Ситуативность
может предопределяться текущими прагматичными
интересами групп, находящихся у власти.
Политика и право. В обыденном сознании
политику и право иногда отождествляют.
Хотя они и взаимообусловлены, но все же
представляют собой различные формы регуляции.
Автономность политики и права является относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики (Аним. 6). Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.
Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", лишенный внешнего регулирующего начала. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.
ПОЛИТИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО
Хотя проблемами политики ученые начали заниматься
еще в глу бокой древности, хотя ей уделялось
большое внимание в Средние века и в Новое
время, но и до сих пор нет четких ориентиров
относительно того, что представляет собой
сама политика и для чего она нужна, каков ее Нредмет, существуют ли и,
если существуют, то в чем состоят ее законы
и категории. В результате всего этого политика и до сих пор продолжает
выступать скорее как искусство, нежели как наука.
Большинство ученых определяют политику как отношения субъ ектов
по поводу политической власти. Но как же в таком случае быть с технической,
культурной, экологической политикой, где проблемы власти хотя
и присутствуют, но не являются решающими?
С одной стороны, в традиционной марксистской
социологии и политологии политику рассматривали как концентрированное выражение
эконо мики, с другой — говорили о первенстве политики перед экономикой. Чтобы
совместить эти два положения, необходима
дальнейшая разра ботка теории политики.
Как и всякая наука, политика имеет свой предмет,
законы и кате гории. При этом политическая
деятельность выступает как частный случай исторической
деятельности людей. Однако предмет политики существенным образом отличается
от предметов других естественных и общественных
наук.
Если предметом естественных наук выступают
те или иные сторо ны объективной реальности
(для физики — физическая реальность,
для биологии — живое, для политэкономии
— экономические отноше ния между людьми
в рамках общества), то предметом политики явля ется сознательная
деятельность человека по регулированию
отноше ний между людьми. Если теория призвана
раскрыть характер усло вий, в которых
осуществляется деятельность людей, то политика, опираясь на данные теории,
призвана определить пути использования
объективной обстановки в интересах тех
или иных социальных субъ ектов.
Политика как таковая необходима обществу
и человеку в силу по крайней мере трех
причин. Во-первых, поскольку мир представляет
многообразную целостность, то в нем существуют
не только законо-, мерность, но и случайность,
взаимная борьба, столкновения и непред-сказуемость.
Следовательно, необходима и соответствующая
ориента ция человека в этом мире с целью
обеспечения своего существования. Во-вторых,
в окружающем нас мире усиление зависимости
матери альных структур от окружающей
среды сопровождается расширением рамок
их свободы выбора и усилением в связи
с этим как рациональ ности, так и иррациональности,
что также необходимо учитывать че ловеку
в процессе своей деятельности. В-третьих,
человек создан таким образом, что он не
может учесть все и вся. Природа запрограм
мировала его как бы на всеобщее, на все случаи
жизни, а частное и непредсказуемое он
должен предусмотреть, среди прочего,
и с помо щью политики и политической деятельности.
Таким образом, основы политики в конечном счете заключены как во внешних условиях, в которых
осуществляется деятельность людей, так
и во внутренних качествах самого человека как своеобразного субъекта деятельности.
Более того, основы политики заключены в самом основании
миро здания в силу его единства и качественного
многообразия, а также присущего этому
миру отражения. Однако отражение находит
свое проявление в обществе в различных
аспектах — в мышлении, искусст ве, управлении
и т.д. Политика представляет собой специфическую
форму отражения и его продукта — мышления
по поводу взаимоотно шений индивидов
в рамках общества.
Рациональность — закономерный результат
единства и качествен ного многообразия
мира, где необходимость и закономерность
реали зуются не непосредственно, а через
случайность и стихийность. В самом деле,
если бы в мире царила только закономерность
или толь ко случайность, то в таком случае
проблемы рациональности, а тем самым
и политики вообще бы не существовало.
Рациональность — это рефлексивное построение
явлений и процессов в соответствии с
объ ективными закономерностями и глубинными
тенденциями, которые лежат в основе мироздания.
Причем поскольку такое построение про
исходит в обстановке случайности, а потому
совершается через конку ренцию, борьбу,
то здесь действует закон выживания наиболее
при способленных.
Таким образом, в мире, где закономерность
находит свое проявле ние через случайность,
рациональность не возникает автоматически.
Она может реализоваться лишь через определенное
содержание, форму, поведение, а в обществе
— через сознательную деятельность и
прежде всего через соответствующую политику.
Поскольку во внешнем мире закономерность
и рациональность проявляются не непосредственно,
а «прорываясь» через непредсказуе мость,
то для того, чтобы человеку действовать
рационально в соот ветствии с объективными
тенденциями, необходимо ориентироваться
в обстановке, уметь избегать опасности,
предвидеть ход событий и т.д. При этом,
поскольку природа построена на основе
рациональности, она требует и от человека
поступать рационально во всех сферах
его деятельности, а также в отношениях
между субъектами в рамках об щества. Все
это невозможно обеспечить без осуществления
опреде ленной политики.
Поскольку человек не запрограммирован
в своих конкретных дей ствиях, качествах
и поступках и обладает свободой воли,
то и в отно шениях между людьми в рамках
общества и в предвидении будущего он
может поступать как в соответствии с законом, или
рационально, так и стихийно, непредсказуемо.
Так, например, поскольку у животных рациональность
заключена в инстинктах и они не обладают
в такой степени свободой воли, как это присуще человеку,-то они, как правило, не истребляют друг друга.
Напротив, поскольку человек относительно
свободен в своем поведе нии, то это нередко
ведет не только к взаимным столкновениям,
но и к истреблению, войнам между народами,
кровавым конфликтам и т.д.
Функция политики в таких условиях и состоит
в том, чтобы утвер дить рациональность
в отношениях между людьми или субъектами
в рамках общества. Она призвана обеспечить
наиболее эффективные способы получения
материальных ресурсов, наметить пути
защиты от