Проблемы правоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Изучение общества в правовом аспекте неразрывно связано с вопросом о государстве, поскольку последнее является формой организации социума. Государство выступает как институт управления обществом. В данном контексте соотношение общества и государства – одна из наиболее сложных проблем юриспруденции. Речь здесь идет об установлении эффективных способов и каналов связи, а также о характере их взаимоотношений.

Работа содержит 1 файл

пробл.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Государственной регистрации подлежат:

Нормативные правовые акты содержащие правовые нормы;

Нормативные правовые акты устанавливающие правовой статус организации;

Нормативные правовые акты имеющие межведомственный характер.

 

Регистрации в Минюсте, в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Кабинета Министров РБ от 1 июня 1998 №111, подлежат нормативные правовые акты

- затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,

- устанавливающие правовой статус организаций,

- имеющие межведомственный характер независимо от срока их действия.

 

Задание 3.

Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п.2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Регулятивные и охранительные нормы.

Это – главное деление юридических норм, соответствующее делению специально-юридических функций на регулятивные и охранительную.

Регулятивные и охранительные нормативные предписания образуют костяк права как нормативного образования. Именно из них на последующих уровнях структуры в основном и складываются правовые общности – институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей. И те и другие предписания служат нормативной основой возникновения особых правоотношений – регулятивных и охранительных.

Характерно, что с развитием процесса специализации регулятивные и охранительные предписания, сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее все более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные или охранительные общности (институты), они функционируют в своих системах, все более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а по большей части через соответствующие институты и даже отрасли.

К регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Рассматриваемый вид юридических норм является правоустановительным потому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится главным образом к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.

Охранительные предписания направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав (обобщенно – санкций). Необходимость обособленной и притом дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлена различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в советском праве общая обязанность не нарушать субъективные права, основанные на праве общественной социалистической собственности, едина. Но нарушения этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т.п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступление, административный проступок). Охранительные юридические нормы в процессе специализации права потому и выделились в самостоятельную разновидность норм, что при установлении государственно-принудительных мер оказалось необходимым учитывать разнообразные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и др.), влияющих на вид и величину санкции.

Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор  обязан  своевременно  вносить плату   за   пользование   имуществом».   Статья   59   КЗоТ   РФ    гласит: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна  быть  не  менее сорока двух часов». Часть 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать  своих несовершеннолетних  детей».   Обязывание   может   быть   выражено   и   без использования  специальных   глаголов,   например:   «Государственная   Дума избирается сроком на четыре года».

Так, в ст. 329 УК РФ  указано:  «Надругательство  над  Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской  Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух  лет,  либо  арестом  на срок от трех до шести месяцев, либо  лишением  свободы  на  срок  до  одного года». Статья 180 КоАП  РФ  гласит:  «Умышленная  порча  паспорта,  а  также небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, -  влечет  предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти минимальных заработных плат».

  Таким   образом,   регулятивные   нормы   устанавливают   определенные положительные  правила  поведения,  а  правоохранительные   -   санкции   за нарушение  этих  правил.  Абсолютное  большинство  правовых  норм   являются регулятивными, поскольку право как нормативная  система  рассчитано,  прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Алексеев С.С. Государство и право. М.,1993.

2.Конституция РФ. - М.: «Проспект», 2001.

3.Собрание законодательства РФ. №7 18 октября 2008г.

4.Теория государства и прав: Учеб.для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В. Д. Перевалова.- М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Проблемы правоведения