Проблемы правоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Изучение общества в правовом аспекте неразрывно связано с вопросом о государстве, поскольку последнее является формой организации социума. Государство выступает как институт управления обществом. В данном контексте соотношение общества и государства – одна из наиболее сложных проблем юриспруденции. Речь здесь идет об установлении эффективных способов и каналов связи, а также о характере их взаимоотношений.

Работа содержит 1 файл

пробл.doc

— 92.50 Кб (Скачать)


Задание 1.

Изучение общества в правовом аспекте неразрывно связано с вопросом о государстве, поскольку последнее является формой организации социума. Государство выступает как институт управления обществом. В данном контексте соотношение общества и государства – одна из наиболее сложных проблем юриспруденции. Речь здесь идет об установлении эффективных способов и каналов связи, а также о характере их взаимоотношений.

В силу объективных причин государству часто свойственны злоупотребление властными полномочиями и реализация своих интересов в ущерб общественным. Такая негативная тенденция ведет к изменению сущности и социального назначения государства, поэтому для ее преодоления требуется ограничение власти, то есть контроль. Он может быть внутренним, в этом случае правомерно говорить о самоконтроле государства посредством функционирования различных органов. Изучение деятельности государственных структур, опросы населения, служащих органов власти и управления показывают, что данный вид контроля недостаточно эффективен. Следовательно, необходим внешний контроль, предусматривающий контроль общества над государством.

Перед Российской Федерацией стоит задача создания условий для формирования гражданского общества, правового государства и определения механизма взаимного контроля данных институтов.

Реальный суверенитет народа предполагает, что население через своих представителей не только создает законы, организует их исполнение, разрешает споры, но и осуществляет контроль над этими процессами. При оценке эффективности принимаемых законов, качества их исполнения населению необходима достоверная и полная информация о работе всех звеньев государственного механизма. Суверенитет народа (ст. 3 Конституции РФ), демократический характер государства (ст. 1 Конституции РФ), право на участие в управлении государственными делами (ст. 32 Конституции РФ), принцип гласности при отсутствии реального общественного контроля превращаются в декларации.

Последние преобразования внутриполитической ситуации в стране подтверждают существующие проблемы: неэффективная деятельность ряда федеральных и региональных властных структур, бедность населения (46%), демографический кризис, нелегальная миграция, рост коррупционной и общеуголовной преступности. В свете таких негативных процессов общественный контроль над государством приобретает особую значимость и требует дальнейшего совершенствования.

Правовые основы соотношения общества и государства, поиск наиболее эффективных форм контроля общества над государством представляют собой актуальные задачи юридической науки.

Основные положения

1. Общество первично по отношению к государству. Государство в современном понимании не может быть отождествлено с аппаратом государственной власти и населением. Его целесообразно рассматривать как форму социальной организации, тип общества. С точки зрения широкого подхода, государство тождественно политически организованному обществу; узкий подход предполагает разграничение государства и общества.

 

2. Идейно-теоретические противоречия между обществом и государством носят объективный характер и коренятся в сущностных различиях публичных и частных интересов. Современное государство не в состоянии эффективно реализовать свои функции без активного участия общественности, со стороны которой должен осуществляться постоянный контроль.

 

3. Оптимальной является система взаимодействия общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает обществу незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании публичных институтов и контроле над их деятельностью.

Общественный контроль выступает в качестве необходимого условия формирования гражданского общества и правового государства, становится индикатором эффективного функционирования данных институтов, а также выступает гарантией реализации законности и обеспечения правопорядка в стране.

4. Контроль общества над государством представляет собой осуществляемую в особом процедурном порядке деятельность специальных субъектов (органов государственной власти, институтов гражданского общества, отдельных граждан) по проверке, оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям.

5. Научную и практическую значимость имеет классификация контроля общества над государством по следующим критериям: 1) субъект, реализующий контроль; 2) направление воздействия; 3) время существования; 4) способ и результат юридического воздействия; 5) полнота реализации контроля; 6) уровень эффективности общественного контроля; 7) форма государственного устройства; 8) характер взаимоотношений субъектов контроля; 9) объем исследуемой деятельности; 10) предмет проверки; 11) степень обязательности проведения контроля; 12) правовые последствия.

6. Механизм контроля общества над государством есть закрепленная действующими нормативными правовыми актами система органов и учреждений, форм, способов и средств, при помощи которых субъекты контроля осуществляют проверку, оценку качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Механизм контроля общества над государством включает: субъектную сторону, состоящую из участников (государство в целом, отдельные государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные организации и т. д.); правовую сторону, содержание которой образуют социальные нормы; инструментальную сторону, представляющую собой совокупность юридических форм, средств и способов общественного контроля.

7. К особо значимым направлениям реализации контроля общества над государством относятся: контроль в сфере правотворчества, защиты прав и свобод, расходования финансовых средств, экологической безопасности населения, здоровья нации, приоритетных национальных проектов, избирательного процесса; контроль над действиями и решениями органов исполнительной власти, над правоохранительной деятельностью, над миграционной политикой.

8. В условия повышения эффективности общественного контроля входят: социальная стабильность (сильная власть, единая непротиворечивая правовая система, уважение к праву, стабильная экономика); социальный баланс (признание дифференциации в обществе, обеспечение социально незащищенных слоев, сохранение территориальной целостности, борьба с преступностью); развитое гражданское общество (политический плюрализм, рыночная экономика, изменение менталитета населения, социально активная личность).

В юридической литературе предлагаются различные виды контроля общества над государством (Л.В. Акопов, В.П. Беляев, А.М. Тарасов). Вместе с тем мы учитываем, что ключевое значение имеет использование выявленных автором видов контроля. Такой подход создает возможности для эффективной реализации контроля в стране. В частности, по форме государственного устройства контроль делится на федеральный и осуществляемый субъектами Российской Федерации.

Исходя из характера взаимоотношений субъектов контроля он подразделяется на внешний и внутренний.                                                                                    По объему исследуемой деятельности выделяют контроль общий и специальный.

Учитывая предмет проверки, контроль правомерно подразделить на абстрактный и конкретный.

По степени обязательности проведения целесообразно рассматривать обязательный и факультативный контроль.

В зависимости от субъекта, реализующего контроль, следует различать опосредованный контроль через органы государственной власти, включающий президентский контроль; парламентский контроль; контроль Уполномоченного по правам человека в РФ; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль; прокурорский надзор; непосредственный контроль через институты гражданского общества, реализуемый социально активными гражданами, политическими партиями, общественными объединениями, профсоюзными организациями, правозащитными движениями, общественными советами (палатами), средствами массовой информации.

В зависимости от направления воздействия общественный контроль подразделяется на контроль в политической сфере; в экономической сфере; в социальной сфере; в культурно-идеологической сфере; в экологической сфере; в демографической сфере.

В зависимости от времени действия контроль бывает постоянным и временным; первичным и последующим; текущим и оперативным.

По способу и результату юридического воздействия контроль разделяется на правообразующий, правоизменяющий и правопрекращающий.

В зависимости от полноты реализации контроль делится на полный и частичный.

По уровню эффективности контроль бывает неэффективным; малоэффективным; среднеэффективным и высокоэффективным.

 

Механизм контроля общества над государством посвящена рассмотрению понятия и составляющих элементов механизма общественного контроля, анализу его структурных элементов и реализации в различных направлениях.

Имеются существенные расхождения в определении механизма общественного контроля в стране (Е.А. Маштакова, Е.А. Цишковский, А.И. Шинкарев). В связи с этим содержание механизма контроля общества над государством интерпретируется через призму статических и динамических компонентов: как система субъектов контроля и связей между ними и как система форм, способов и средств, обеспечивающих действие составных частей механизма. Таким образом, теоретическая конструкция механизма общественного контроля над государством состоит из трех сторон: субъектной, инструментальной и правовой.

Субъектная сторона включает в себя следующие группы: 1) отдельные граждане; 2) общественные объединения и организации, 3) органы государственной власти и местного самоуправления.

Инструментальная сторона механизма контроля состоит из форм, способов контроля и соответствующих им процедур. Конституирующими элементами инструментальной стороны выступают ее объекты, субъекты (участники), юридические действия и операции, формы, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

Правовая сторона механизма контроля общества над государством представлена системой нормативных правовых актов различного уровня, устанавливающих юридический статус субъектов социального контроля, а также закрепляющих формы, способы и процедуры его реализации.

В свете изложенного под механизмом контроля общества над государством следует понимать закрепленную действующими нормативными правовыми актами систему органов и учреждений, форм, способов и средств, при помощи которых субъекты контроля осуществляют проверку, оценку качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям.

Решение задачи по формулированию дефиниции механизма общественного контроля дало возможность совершенствовать способы и формы его реализации в нашем государстве.

Анализ норм Конституции РФ и действующего законодательства в зависимости от органов, наделенных правом осуществлять опосредованный контроль, дает основания выделять: президентский контроль; парламентский контроль; контроль Уполномоченного по правам человека; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль; прокурорский надзор.

Президентский контроль носит универсальный характер; осуществляется непосредственно (право «вето», право досрочного роспуска Государственной Думы РФ) и через специальные структуры (Администрация Президента РФ и ее подразделения, институт полномочных представителей). Аргументируется необходимость не только теоретического освоения этого вида контроля, но и приведение его в систему, законодательное обеспечение процедуры контрольной деятельности главы государства и его администрации.

Парламентский контроль является важным средством предотвращения безответственности в деятельности органов исполнительной власти и других властных учреждений, выхода их за пределы своих полномочий. Его объектом выступает деятельность всех государственных органов и структур самоуправления по исполнению принятых законов. Сущность парламентского контроля заключается в реализации органами законодательной власти наблюдения за строгим соответствием законодательству деятельности органов исполнительной власти, а также принятие мер к устранению выявленных нарушений и по их предупреждению.

 

Установлено, что основной функцией Уполномоченного по правам человека в РФ является контроль над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих; в его компетенцию не входит непосредственное разрешение конфликтов между гражданами. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осуществлять на территории страны контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, международными соглашениями. Этот институт не входит в систему органов государственной власти, занимает свое особое место в правозащитном механизме.

Главной целью и задачей деятельности Конституционного Суда РФ как специализированного органа судебного конституционного контроля является обеспечение режима конституционной законности на всей территории Российской Федерации. В узком смысле конституционный контроль заключается в проверке Конституционным Судом РФ соответствия нормативного правового акта Конституции нашего государства. В широком смысле он проявляется в деятельности по проверке, выявлению, оценке и устранению несоответствия Конституции РФ различных правовых актов, отдельных процедур и действий. Сущность контроля на уровне субъекта Российской Федерации выражается в особом виде государственной деятельности, осуществляемой в форме конституционного (уставного) судопроизводства, направленной на обеспечение соответствия Конституции (уставу) законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также действий этих органов власти и их должностных лиц.

Информация о работе Проблемы правоведения