Проблемы правоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Изучение общества в правовом аспекте неразрывно связано с вопросом о государстве, поскольку последнее является формой организации социума. Государство выступает как институт управления обществом. В данном контексте соотношение общества и государства – одна из наиболее сложных проблем юриспруденции. Речь здесь идет об установлении эффективных способов и каналов связи, а также о характере их взаимоотношений.

Работа содержит 1 файл

пробл.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Анализ судебного контроля в сфере исполнительной власти показывает, что при установлении в ходе рассмотрения дела несоответствия нормативно-правовых актов различных ветвей власти и органов местного самоуправления Конституции РФ или федеральному законодательству, а равно нормам и принципам международного права, уставам (конституциям) субъектов РФ, или неправомерного поведения должностного лица суд на основании Конституции РФ и других правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, принимает соответствующее закону решение, которое является обязательным для исполнения.

 

 

Задание 2.

Из всех известных в мире источников права (обычай, судебный прецедент, нормативный акт, договор, правовая доктрина, религиозный текст) для России самым распространенным является нормативный (нормативно-правовой) акт. Правом на издание нормативных актов обладают Президент, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также весь народ посредством референдума.

Нормативно-правовые акты в РФ образуют довольно сложную систему. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила. Юридическая сила актов, зависящая от статуса и полномочий издавших их органов, устанавливается Конституцией. Высшей юридической силой обладает сама Конституция. Ее характеристика дается ниже в соответствующей главе.

Следующими по юридической силе после Конституции актами являются законы. Они также могут устанавливать юридическую силу актов, которая не установлена Конституцией. Например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.) могут быть отменены Правительством, т.е. его актами.

 

Закон — это принимаемый в установленной Конституцией процедуре акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни и обладающий высшей юридической силой по отношению к иным, подзаконным актам. Разделение нормативно-правовых актов в Российской Федерации на законы и подзаконные акты предопределяет особенности содержания и тех и других. Поэтому законы порой не содержат исчерпывающего регулирования тех или иных общественных отношений, предусматривая их регулирование подзаконными актами. Это делается потому, что законы принимаются коллегиально и в сложной процедуре. И чтобы не проходить эту процедуру всякий раз, в закон не включаются некоторые положения непринципиального характера с тем, чтобы осуществляемое в упрощенной процедуре подзаконное правотворчество и общественная практика могли быть своевременно гармонизированы. Но в любом случае законы в регулировании общественных отношений обладают приоритетом. Приоритет закона означает его высшую (после Конституции) юридическую силу, стабильность, первенство по времени и структурообразующей роли в регулировании общественных отношений, преобладающее значение в правовой системе России.

Приоритет закона обеспечивается также наличием областей общественных отношений, регулирование которых ввиду их особой важности подзаконными актами не допускается (законодательство о выборах, уголовное законодательство и др.). Сложная процедура принятия закона в Российской Федерации (на федеральном уровне с участием в различных формах и на различных стадиях Государственной Думы, Совета Федерации, Президента и других органов) должна обеспечивать совершенство его содержания, исключать ошибки и противоречия в самом законе, а также с другими законами и Конституцией. Наконец, соблюдение вступившего в силу закона должно быть непререкаемым; за его нарушение должна неотвратимо следовать юридическая ответственность.

Законы в Российской Федерации весьма разнообразны. Они разделяются на две большие группы: федеральные и субъектов РФ. В свою очередь, федеральные законы включают в себя обычные законы (называемыми так в юридической доктрине, но не в Конституции), принятые как до (законы РФ), так и после (федеральные законы) принятия Конституции в 1993 г., а также федеральные конституционные законы.

Федеральные законы являются наиболее распространенной формой установления норм права, принимаемых на основе и в развитие конституционных норм. Указание на то, какие вопросы должны решаться исключительно федеральным законом, содержится во многих положениях Конституции. К федеральным законам относятся и кодексы РФ.

Особое место в системе законов занимают федеральные конституционные законы. От обычных федеральных законов они отличаются по юридической силе: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции)- Все вопросы, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов, прямо предусмотрены Конституцией (ст. 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 123, 135, 137). Их отличает также более сложный по сравнению с обычными федеральными законами по рядок принятия, невозможность наложения на них отлагательного вето Президента.

Законы субъектов РФ также неоднородны. К ним относятся их основные законы (конституции или уставы), действующие на территориях конкретных субъектов РФ. Эти акты со держат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции и уставы субъектов РФ должны соответствовать Конституции России и федеральным законам; они обладают более высокой юридической силой, чем другие законы субъектов РФ.

Необходимо отметить, что современный закон не всегда нормативен, как это зачастую утверждается в юридической литературе. Нормативность закона означает, что он имеет длящееся действие и рассчитан на многократное применение. Однако такими качествами обладают не все даже федеральные законы. Например, ненормативны федеральные законы о переименовании городов. Вряд ли нормативны федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров, о признании утратившими силу других законодательных актов.

Иные акты, кроме законов, являются подзаконными. К ним относятся и принимаемые законодательными органами (федеральными или субъектов РФ) постановления по некоторым вопросам, которые отнесены конституциями к их ведению. Они не должны приравниваться к законам, поскольку отличаются от них по объектам регулирования и порядку принятия. Постановления законодательных органов, как правило, ненормативны, поскольку ими утверждается принятие законов в различных чтениях, осуществляется согласование и (или) назначение на некоторые должности и т.п. Но есть и нормативные постановления, например об объявлении амнистии (принимаются Государственной Думой} или утверждающие регламенты работы законодательных органов.

К подзаконным актам относятся указы и распоряжения Президента. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения Правительства. В случае противоречия актов Правительства Конституции, федеральным законам и актам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).

К подзаконным относятся также акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.), издаваемые во исполнение федеральных законов, актов Президента и Правительства. Правительство может отменить акт федерального органа исполнительной власти.

Свои органы исполнительной власти (правительство, министерства и др.) имеются и в субъектах РФ. Их акты также являются подзаконными. Наконец, принимать свои акты, в том числе нормативные, могут в Российской Федерации и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению федеральными законами и законами субъектов РФ.

С признанием самостоятельности органов судебной власти к источникам права стали относить и их акты. Прежде всего это относится к решениям Конституционного Суда, который вправе признавать законы и иные акты не соответствующими Конституции. Однако его акты не стоят выше закона, поскольку принимаются в соответствии не только с Конституцией, но и с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». То, что Конституционный Суд находит основание для признания закона не соответствующим Основ ному Закону (Конституции), свидетельствует о дефектах лишь проверяемого закона, а не Закона как акта самостоятельного вида. Конституционный Суд, признавая закон не конституционным, не должен подменять его своими решениями, устанавливая те или иные правила и предписывая законодателю принятие других законов.

Другие высшие судебные органы — Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — могут обобщать практику применения законов и давать судам обязательные для применения разъяснения. Они наделены правом признания подзаконных актов не соответствующих федеральным законам, но не Конституции. Поэтому их акты по юридической силе ниже законов и решений Конституционного Суда.

Специфичное место среди источников права в Российской Федерации занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего правового развития государства. Они предшествовали принятию Конституции и во многом повлияли на ее содержание.

Характеризуя источники российского права, следует отметить и такой их вид, обусловленный спецификой федеративного устройства России, как договоры. Одним из них является Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти большинства субъектов РФ. Он действует в части, не противоречащей Конституции. Существуют и договоры с конкретными субъектами РФ (республиками, областями и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов должны определяться с учетом особенностей каждого субъекта РФ.

Незавершенность процесса формирования правовой системы России посте разрушения СССР обусловливает существование в ней в качестве источников права некоторых правовых актов СССР. Они применяются в части, не противоречащей Конституции.

Важными источниками права в Российской Федерации являются акты международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного правам международные договоры РФ являются со ставной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет применения актов международного права перед законами не означает их приоритета перед Конституцией.

Вопросы, касающиеся международных договоров Российской Федерации, решаются в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

 

Согласно (пункту 1) постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года N 112 «О порядке опубликования нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан» официальному опубликованию в газете «Республика Башкортостан» подлежат нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

Основные требования к нормативным правовым актам Республики Башкортостан, правила подготовки нормативных правовых актов, государственная регистрация нормативных правовых актов прописаны в Законе Республики Башкортостан от 12.08.96 № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», а также в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 01.06.98 № 111 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Нормативный правовой акт должен обладать следующими признаками:

- издаваться в установленном порядке уполномоченным органом;

- быть обязательным для неопределенного круга лиц;

- быть рассчитанным на неоднократное применение;

- действовать независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Прежде всего необходимо отметить, что Нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Если акт не обладает хотя бы одним из перечисленных признаков, то он не является нормативным правовым актом.

 

Требования предъявляемые к нормативным правовым актам Республики Башкортостан:

Соответствие законодательству Республики Башкортостан, Российской Федерации;

Логическое развитие темы правового регулирования;

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем республиканского органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности;

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами;

Таблицы, графики, карты, схемы оформляются в виде приложений.

Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Башкортостан, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе республиканских органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Информация о работе Проблемы правоведения