Проблемы политического лидерства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Главная цель этого реферата, узнать проблемы политического лидерства в современной России. Главной задачей я преследовала: изучить литературу, выбрать самое главное и нужное, рассмотреть и проанализировать проблемы политического лидерства в современной России; и, наконец, подвести конечный итог и вывести задачи для решения проблем политического лидерства в современной России.

Содержание

Понятие политического лидерства
а) назначение лидерства как социального института
б) идея лидерства в истории политической мысли
в) природа лидерства
г) характеристика сути и содержания политического лидерства


2. Функции лидеров и их технологии
а) функции лидеров
б) политические технологии лидеров
в) проблемы политического лидерства

3. Политическое лидерство в России
а) особенности российского политического лидерства
б) тенденция развития лидерства в России

Работа содержит 1 файл

реферат по обществознанию, проблемы политического лидерства в современной россии.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Но объяснение природы  лидерства исключительно наличием у личности особых психологических черт и мотивов, обладание которыми заставляют ее стремиться к политическому господству, не позволяет ответить на практический вопрос: почему власть часто оказывается в руках далеко не самых умных и благородных людей, а у авантюристов, проходимцев?

Найти ответ на этот вопрос пытались авторы ситуационной теории лидерства. По их мнению, лидер появляется только в рамках определенных места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других, по крайней мере, в одном каком-то качестве. И поскольку именно данное качество оказывается востребованным сложившимися условиями, постольку человек, обладающий ими, становится лидером. В ситуационной теории лидерства лидер предстает как функция определенной ситуации. Сторонники этой теории подчеркивают относительность черт, присущих лидеру, и предполагают, что качественно различающиеся обстоятельства могут востребовать принципиально различных лидеров.

В настоящее время  в политической науке все более  укрепляются позиции тех концепций  лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов, в частности, появилась интегративная теория лидерства.

Современный американский политолог М. Дж. Херманн полагает, что «лидерство — многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание (1) характер самого лидера, (2) свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и, шире, всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером), (3) взаимосвязь между лидером и его конституентами, а также (4) контекст или конкретную ситуацию, в которых лидерство осуществляется».

Следовательно, политическое лидерство представляет взаимодействие, в процессе которого одни люди (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика сути и содержания политического лидерства

Среди основных и самых  важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий  необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает  появление новых политических лидеров  демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм. В условиях тоталитаризма и авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому политическое лидерство как теоретический  и практический феномен оказалось  в центре внимания лишь в конце 80-х  годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

Функции лидеров

              

Функции политического  лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т. д. Так, например, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в этом обществе политические роли и функции распределены между различными политическими институтами.

  Наиболее полно  в политическом лидере реализуется интегративная функция политики. Главное предназначение лидера - согласовывать и объединять различные группы интересов на основе общей идеи, единых ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. Целостность и гармония социальных интересов достигается лидером на практике путем выработки политического курса, который учитывал бы потребности различных групп общества и тенденции мирового развития. В этом находит выражение ориентационная функция.

Осуществление политического  курса опирается на специфический механизм, представляющий собой систему способов и методов реализации поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее реализации посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами, т. е. осуществляет инструментальную функцию лидера.

  Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие группы, политический лидер способен проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы для деятельности, заинтересовав эти группы. Тем самым он выполняет мобилизационную функцию. Мобилизация населения может осуществляться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Эта функция актуальна тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

  Кроме того, лидер  призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. Это направление деятельности политического лидера составляет его функцию социального арбитра и патрона. В массовом сознании данная функция обычно ассоциируется с образом «доброго и справедливого царя», «народного президента».

  Функция социального  арбитража и патронажа в большей степени развита в странах, где существует демократическая культура, высока степень зависимости личности от власти. В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка.

 

 

Политические  технологии лидеров

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.

Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг - это, прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения (поздравления) кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями. В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:

  1. Социально - экономические условия в данном округе.
  2. Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
  3. Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).
  4. Активность общественно-политических организаций и объединений.

Но не всегда эти моменты  надо исследовать, ибо устойчивые связи  повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.

Третий вид - отношение  лидеров к конкурентам. Здесь  надо иметь ввиду, что политика это  не только отношение между классами, социальными и национальными  группами по поводу власти, но и отношения  по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно, многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий  своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

  1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
  2. Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.
  3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.
  4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.

Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый и должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти. Переход к демократизации политической жизни вовсе еще не застраховывает от той же возможности сползти к культу личности. Мы знаем, что многому научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что уже все выводы сделаны, что все уроки извлечены.

Проблемы лидерства  обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров.

И из всех проблем главная - это служение лидеров России и  россиянам.

 

 

Проблемы политического  лидерства

Для России рассмотрение проблем составляет предмет актуального  научного и практического интереса, ибо разрешает извечную проблему централизации и децентрализации власти, управляемости и самоуправляемости обществом.

В целом в российской политологической науке требуют  исследовательского разрешения следующие  вопросы регионального политического лидерства:

- зависимость регионального  политического лидерства от специфики  и характера социальной трансформации,  в особенности - трансформации  политических режимов;

- проблема специфики  обеспечения регионального политического  лидерства в России в зависимости от национального характера использования мирового опыта;

- проблема сравнительно-политологического  анализа политического лидерства  в российских регионах;

- вопрос о механизме  использования и реализации различных  технологий регионального политического лидерства;

- проблема преодоления  успевших укорениться в регионах  России местнических технологий  реализации политического лидерства;

- проблема повышения  эффективности использования регионального политического лидерства как составная часть региональной политики современной России.

- наличие строгой,  чёткой системы политической  власти в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности российского  политического лидерства

Роль политических лидеров  в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велико. Проблема лидерства для современного российского общества, переходящего к демократии, представляет особый интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл: они рассматриваются как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.

Однако особенность  политического лидерства в современной России состоит в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства: представления в массовом сознании о лидере, чертах, которыми он должен обладать.

Информация о работе Проблемы политического лидерства в современной России