Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Главная цель этого реферата, узнать проблемы политического лидерства в современной России. Главной задачей я преследовала: изучить литературу, выбрать самое главное и нужное, рассмотреть и проанализировать проблемы политического лидерства в современной России; и, наконец, подвести конечный итог и вывести задачи для решения проблем политического лидерства в современной России.
Понятие политического лидерства
а) назначение лидерства как социального института
б) идея лидерства в истории политической мысли
в) природа лидерства
г) характеристика сути и содержания политического лидерства
2. Функции лидеров и их технологии
а) функции лидеров
б) политические технологии лидеров
в) проблемы политического лидерства
3. Политическое лидерство в России
а) особенности российского политического лидерства
б) тенденция развития лидерства в России
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2
Реферат
на тему:
Проблемы политического лидерства в современной России
Содержание:
1. Понятие политического лидерства
а) назначение лидерства как социального института
б) идея лидерства в истории политической мысли
в) природа лидерства
2. Функции лидеров и их технологии
3. Политическое лидерство в России
а) особенности российского политического лидерства
б) тенденция развития лидерства в России
Введение
В политической жизни участвует бесчисленное множество субъектов. Все они преследуют в своей деятельности главную цель — реализацию определенных интересов. Кто и каким образом согласует многообразие индивидуальных устремлений? Как правило, это делает политический лидер.
Лидер
в переводе с английского
Значение лидеров в истории особо подчеркивал Ф. Ницше, который писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача». Однако возникают вопросы: «Кто дает лидеру право руководить?», «Почему одни управляют, а другие лишь исполняют их предписания?», «Какими мотивами руководствуется политический лидер в своей деятельности?»
Главная цель этого реферата, узнать проблемы политического лидерства в современной России. Главной задачей я преследовала: изучить литературу, выбрать самое главное и нужное, рассмотреть и проанализировать проблемы политического лидерства в современной России; и, наконец, подвести конечный итог и вывести задачи для решения проблем политического лидерства в современной России.
Назначение
лидерства как социального
Институт лидерства возник давно. Его появление отражало объективную потребность в упорядочении и согласовании нарастающего многообразия социальных интересов людей в целях их цивилизованного совместного проживания. Эта естественная политическая функция обусловливает появление человека, способного наиболее полно выразить идею, объединяющую все социальные группы, четко сформулировать цели, отвечающие общим интересам, и повести за собой людей для их реализации.
Лидерство — понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не осознаны частные интересы автономной личности, а существуют потребности нерасчлененного «целого» (рода, племени), функции лидера выражены слабо. Они сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников, соплеменников.
Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделение земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласовании человеческих потребностей и действий. Эту функцию упорядочения и стал осуществлять политический лидер путем определения общих целей, способов их достижения, распределения ролей и функций внутри общества.
Идея лидерства в истории политической мысли
Реализация естественной политической функции, которая состоит в придании отношениям между людьми целесообразности, разумности, упорядоченности, обусловила стремление осмыслить сложную природу лидерства. Уже в древности политика, история изучались сквозь призму тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально право на руководство обосновывалось их высокими моральными качествами и достоинствами. Лидеры представали в образе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными добродетелями.
Платон изображал лидера человеком, имеющим прирожденную склонность к знанию, характеризующимся правдивостью, решительным неприятием лжи, любовью к истине. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таким, по мнению Платона, является прирожденный философ. Право философов на политическое господство античный мыслитель обосновывал тем, что они «созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла». Он верил: подражая этому, лидеры внесут то, что они находят в мире идеального бытия, «в частный общественный быт людей», сделают человеческие нравы угодными Богу. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории. «Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, — писал философ, — и человек этот совершит все то, чему теперь не верят».
В труде «Параллельные жизнеописания» греческий писатель и философ Плутарх (45—127) продолжил платоновскую традицию изображения идеального образа лидера. Он создал блестящую галерею образов греков и римлян, следовавших, по описанию Плутарха, высоким моральным нормам и принципам.
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в средневековье, привнося в нее значимость богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с Н. Макиавелли. Из области воображаемого и должного он перенес проблему политического лидерства в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Н. Макиавелли определил природу, функции и технологию лидерства. Выявить содержание лидерства ему помогли наблюдения за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными.
В основе поведения людей, по Н. Макиавелли, лежат два главных мотива: страх и любовь. Их и должен использовать правитель. В идеале при осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, поэтому для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо поступать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Чтобы этого не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.
Кроме страха и любви поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку, и лидеру важно знать, кто честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения точно так же, как и богатые. Оба мотива к власти, за которыми нередко прячется обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть.
Технология прочного, стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, состоит в умелом сочетании средств поощрения и наказания. Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышением по службе дорожат тогда, когда они редки, когда раздаются помалу. Напротив, отрицательные стимулы, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.
Строя теорию лидерства на взаимоотношениях «правитель — подданные», Н. Макиавелли выводил из данного взаимодействия характер самого лидера. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Следовательно, он включает как прирожденные, так и приобретенные качества. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н.Макиавелли выделил: 1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; 2) интеграцию разнородных интересов и групп; 3) мобилизацию населения на решение общезначимых целей.
В целом теория лидерства Н. Макиавелли содержит в себе четыре основных положения: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Природа лидерства
Широкое использование термина «политический лидер» в современной политологии не закрепило за ним какое-то одно определенное значение. Он отождествляется с понятиями «руководитель», «вождь», «правитель», «глава», «управляющий». Однако очевидно, что не каждый правитель является лидером. Вероятно, политическим лидером оказывается тот, кто способен возглавить массы, мобилизовать их, повести население за собой, постоянно направлять его. Кроме того, в его руках должны быть сосредоточены средства и методы, с помощью которых можно осуществить поставленные им цели (власть, сторонники, наличие организации, деньги и т. д.). В связи с этим в политическом лидерстве наряду с функциями осуществления руководства и управления следует особо выделить способность лидера выражать общие интересы, стремления, ценности своих реальных и потенциальных сторонников.
Конечно, возможности и роль лидера оппозиционной партии, который отражает групповые интересы, отличаются от функций общенационального лидера, призванного выразить и интегрировать общие интересы нации.
Исходя из этого, современный французский политолог Ж.Л. Кермони различает следующие типы лидеров: «государственный муж», «нотабль» и «собственно лидер». Государственного деятеля он определяет как личность, причастную к управлению страной, но не связанную с конкретной партией. Именно способности «государственного мужа» позволяют вывести власть и вместе с ней все общество из сложной ситуации.
Нотаблями (фр. notable) во Франции в XIV-ХVIII вв. называли представителей высшего духовенства, придворного дворянства и городских верхов — членов созывавшегося королем собрания (собрание нотаблей). В настоящее время нотаблем принято считать человека, собирающего в определенном округе подавляющее число голосов избирателей, что позволяет ему выдвинуться в первые ряды «политического класса».
Политическим лидером является личность, характеризующаяся способностью одновременно решающим образом влиять на партаппарат и успешно осуществлять важные правительственные обязанности.
Следовательно, по Ж.Л. Кермону, политический деятель — это человек, занимающий властные позиции и способный постоянно и решительно влиять на общество, социальную группу, объединение.
Однако природа данного
влияния объясняется в
В самых первых объяснениях природа лидерства связывалась с индивидуальными чертами лидера. Так появилась теория черт, в которой лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых помогает его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет способностью принимать властные решения в отношении других. Один из авторов теории черт, американский социолог Э. Богардус, отмечает, что «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству». Среди достоинств лидера он отмечал такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, «энергия, ум и характер». Определенные личностные качества могут иметь важное значение, но, как показывают социологические исследования, индивидуальные черты лидера почти ничем не отличаются от набора психологических и социальных качеств личности вообще.
Психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание и на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства служит концепция психоанализа, созданная австрийским психиатром З. Фрейдом. Политическое лидерство он трактовал как сферу проявления подавленного либидо — бессознательного сексуального влечения. Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида. Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от различных комплексов (например, физических недостатков, маленького роста, непривлекательной внешности и др.). В политической деятельности подавленное либидо проявляется, как правило, в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.
Информация о работе Проблемы политического лидерства в современной России