Признаки и структура государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:34, контрольная работа

Описание работы

Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.
Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

Содержание

1 Определение государства. Причины возникновения
и существования государства. Функции государства. Признаки и структура
государства. …..…………………………………………………………………...3
2 Формы государственного устройства………………………………………….7
3 Подходы к типологии государств. Два подхода в типологии государств: формационный, цивилизационный…………………………………………….12
4 Типы государств……………………………………………………………….17
5 Понятие правового государства……………………………………………...27
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

     В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

     Наряду  с изложенным правовому государству (к которому стремилось государство, проходя все исторические типы) присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Понятие правового государства 

     Правовое  государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В правовом государстве выделяют как минимум  четыре основных признака: 

  1. Разделение властей; 
  2. Верховенство закона; 
  3. Строгое соблюдение прав и свобод человека; 
  4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и  другие признаки правового государства:  

  1. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; 
  2. Наличие развитого гражданского общества; 
  3. Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;  
  4. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 
  5. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; 
  6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;  
  7. Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было; 
  8. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; 
  9. Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; 
  10. Единство прав и обязанностей граждан.

     Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем присутствовать.

     Разделение  властей означает, что каждая из трех существующих в государстве  властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

     Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях  прежде всего должны соответствовать  закону, то есть никто не имеет права  нарушить закон.

     Защита  прав и свобод человека — это прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

     Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель — глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

     Созданию  антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко  разграничивающая обязанности и  возможности каждой из ветвей власти.

     Когда исполнительная власть оплачивает все  остальные ветви власти, ни о какой  независимости различных ветвей власти речи идти не может.

     В правовом государстве государственная  власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти — воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

     Формирование  обществом законодательных органов  может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

     Правовая  защищенность всех субъектов социального  общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в  любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

     Суд также в любом государстве  должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

     Единство  прав и обязанностей граждан —  важный залог построения правового  государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие. 
 

     Список  использованных источников 

  1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М., 2000.
  2. Блохин И. А. Основы политологии: Учеб. пособие. - М., 2000.
  3. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
  4. Гаджиев К. С. Политология: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 488 с.
  5. Гоббс Т. Избранные произведения. – М., 1991.
  6. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. - М., 2000.
  7. Дробышевский В. С., Смирнова Л. А. Политология: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М., 2001.
  8. Касьянов В. В. Политология. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 352 с.
  9. Ледяев В. Г. Власть: Концептуальный анализ. – М., 2000.
  10. Макеев А. В. Политология: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  11. Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия / Под ред. М. М. Лебедева. – М., 2000.
  12. Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: МГСУ; Союз, 1997.
  13. Панарин С. А. Политология: Учебник. – 2-е изд. – М.:  Велби, 2004. – 440 с.
  14. Политология в схемах. – М., 2004.
  15. Политология: Учебник / Под ред. В. И. Буренко, В. В. Журавлева. – М.: Экзамен, 2004.  – 320 с.
  16. Мельвиль Ю. А. и др.  Политология: Учебник – М.: МГИМО МИД России; Велби; Проспект, 2004. – 624 с.
  17. Политология: Учеб. пособие /  Под ред. Д. С. Клементьева - М., 2004.
  18. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М.: Юрист, 2000.
  19. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1991.

Информация о работе Признаки и структура государства