Признаки и структура государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:34, контрольная работа

Описание работы

Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.
Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

Содержание

1 Определение государства. Причины возникновения
и существования государства. Функции государства. Признаки и структура
государства. …..…………………………………………………………………...3
2 Формы государственного устройства………………………………………….7
3 Подходы к типологии государств. Два подхода в типологии государств: формационный, цивилизационный…………………………………………….12
4 Типы государств……………………………………………………………….17
5 Понятие правового государства……………………………………………...27
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

1 Определение государства. Причины возникновения

и существования  государства. Функции государства. Признаки и структура

государства. …..…………………………………………………………………...3

2 Формы государственного  устройства………………………………………….7

3 Подходы к  типологии государств. Два подхода в типологии государств: формационный,  цивилизационный…………………………………………….12

4 Типы государств……………………………………………………………….17

5 Понятие правового  государства……………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Определение государства. Причины  возникновения и существования   государства. Функции государства.  Признаки и структура государства 

          Государство - продукт  внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном  оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.

          Возникновение государства  связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

          Государство можно  определить как “особую организацию  политической власти общества, располагающую  специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего  класса или всего народа”.

          Государство, его  механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие.

          В основе классификации  функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.

          Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.

          Осуществление охранительных  функций предполагает деятельность государства по обеспечению и  защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.

           Осуществление  регулятивных функций предполагает  роль государства в организации  общественного производства, развитии  экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.

          Внешние функции  проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”.

          Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

         Основными признаками государства являются:

      Оно выступает как единая организация  политической власти в масштабах  всей страны, осуществляет власть в  пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

      Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно  управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

      Государство выступает источником права и  закона, для осуществления которых  оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

      Государственная власть независима от других властей  как внутри страны, так и вне  ее. Ее суверенитет выражается в  верховенстве, то есть:

      в обязательности ее решений для всего  населения;

      в возможности отмены актов негосударственных  политических институтов;

      в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии  на легализованное насилие.

      Государство обладает правом взимания налогов и  других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

      В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной  власти, объем выполняемых ими  функций. В доиндустриальную эпоху  государство контролировало все  проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

      Важнейшими  институтами государства являются:

      представительные  органы (парламент);

      исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

      надзорно-контрольные  органы;

      судебная  система;

      органы  власти общественного порядка, государственной  безопасности;

      вооруженные силы.

      В обществе государство выполняет  ряд функций. Важнейшие из них:

      экономическая функция - регулирование экономических  процессов путем налоговой, кредитной  политики, с помощью санкций или  создания экономических стимулов;

      социальная  функция - регулирование отношений  между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

      правовая  функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

      культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

      внешние функции государства включают:

      1) оборону страны;

      2) экономическое, технологическое,  культурное и иное сотрудничество  с другими странами, участие в  работе международных организаций.

 

2 Формы государственного устройства

 

      Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных  единиц. Способы их объединения, формы  отношения между верховной государственной  властью и властью на уровне провинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

      Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

      Наиболее  распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

      Большинство стран мира являются унитарными государствами.

      Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:

      верховенство  федеральной конституции по отношению  к конституциям и законам субъектов  федерации;

      субъекты  федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;

      субъекты  федерации не обладают правом выхода из состава федерации;

      федеральная власть обладает монополией на осуществление  внешней политики;

      парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;

      внутренние  границы субъектов федерации  могут быть изменены только с их согласия.

      Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

      В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:

      а) обуздать чрезмерный централизм верховной  власти;

      б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся  защитить себя от диктата центра;

      в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

      Конфедерации  представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз. Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.

Информация о работе Признаки и структура государства