Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под прези-дентом понимают единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.

Содержание

Введение 4
1. Статус Президента Российской Федерации 6
2. Функции Президента РФ, связанные с его статусом 10
3. Полномочия Президента РФ, вытекающие из его статуса, обеспечивающие выполнение его функций 14
Заключение 20
Библиография 21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Президент российской федерации с библиографией новое.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Президент занимает особое место в государственном механизме, в системе разделения властей. В организационном отношении  он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власти, однако участвуя в формировании кадрового состава судебных органов, он не вправе оказывать воздействие на их решения – судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти.

     Президент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к  ней определяющее положение и  существенно воздействуя на ее осуществление. Основной закон РФ наделяет президента весомыми, эффективными полномочиями по формированию Правительства, воздействию на его работу.

     Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, и имеет решающее право по назначению главы правительства, других его членов, может отменять акты правительства РФ, может принять решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях.

     Глава государства взаимодействует с  федеральной законодательной властью, используя систему «сдержек и противовесов».

     Президент оказывает существенное влияние  на федеральный законодательный  орган, имея для того необходимые  правовые инструменты. Он обладает правом законодательной инициативы, является непременным участником законодательного процесса, подписывая и обнародуя законы.

     Большую роль в реализации принципа разделения властей, обеспечения конституционной законности в функционировании президентской власти играет Конституционный суд. В этих же целях закреплен и институт отрешения Президента от должности законодательной властью.

     Важнейшей функцией Президента РФ является определение  основных направлений внутренней и  внешней политики государства.

     Она формируется в соответствии с  Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет  значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в президенты выдвигает определенную программу, в которой намечается стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

     Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политике РФ, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

     Как глава государства Президент  представляет РФ внутри страны и в  международных отношениях.

     В осуществлении возложенных на него функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

     .

 

  1. Полномочия  Президента РФ, вытекающие  
    из его статуса, обеспечивающие выполнение его 
    функций
 
 

     Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

     Президент имеет полномочия, связанные с  формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности. Значительный объем такого рода полномочий  обусловлен следующими причинами:

     - поскольку путем всенародных  выборов программа лица ставшего  Президентом РФ, поддержана большинством  избирателей, он естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании органов государственной власти;

     -составляющий  одну из основ конституционного  строя РФ принцип разделения  властей не допускает, чтобы  какой – либо орган государственной  власти РФ был обязан своим « рождением» только одной из ветвей власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

     - в соответствии со статьей  80 Конституции РФ на Президента  как гаранта Конституции, прав  и свобод человека и гражданина  возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

     Поэтому в соответствии с Конституцией в  формировании федеральных органов  государственной власти действуют  и Президент, и Федеральное собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

      В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента РФ наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность  заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

     Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда, Генерального прокурора. Назначает же на должность судей и генерального прокурора Совет Федерации (ст.128). В порядке установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов. Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

     С той же целью закрепляется участие  Президента в формировании и некоторых  других федеральных органов. Так  Президент представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности. Президент назначает пять членов Центральной избирательной комиссии.

     На  Президента возложен Конституцией и  ряд полномочий, связанных с деятельностью  парламента. Он назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом, распускает Государственную Думу в случаях и порядке предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето.

     При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам федерального собрания. Право вето Президента использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положения и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина.

     В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996г по делу о  толковании отдельных положений  ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания – отклонением в смысле части3 статьи 107 Конституции. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

     Президент вносит законопроекты в Государственную  Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами  о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в статье 125 нормативных актов, о толковании Конституции Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в Конституции, вносить предложения о поправках положений Конституции.

     Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом в сфере связанной не только с формированием, но и деятельностью исполнительной власти.

     Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая  ранее конституционная норма  о том, что Президент « руководит деятельностью Совета Министров», не воспринято в Конституции 1993г. Однако связь и соотношение полномочий Президента и Правительства таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопроса о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решение об отставке Правительства. Постановление и распоряжение последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

     Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положение о них и назначает их руководителей, а так же осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности.

     В соответствии с Конституцией Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения  о структуре федеральных органов исполнительной власти. Президент  определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, то есть устанавливает конкретный их перечень.

     Президент вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их актов Конституции РФ и федеральным законам, между народным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

     В целях повышения эффективности функционирование вертикальной системы властных отношений, Президент РФ в мае 2000 г. сформировал властную вертикаль в виде 7 федеральных округов со своими полномочными представителями.

     Кроме того, усиливает позиции президента РФ во взаимодействии с органами исполнительной власти изменение порядка избрания глав администраций субъектов РФ по представлению Президента РФ законодательными органами субъектов Федерации, осуществленное в 2005 году.

     Институт  полномочных представителей президента в сочетании с новым порядком избрания глав администрации субъектов Федерации создают необходимые условия для реализации полномочий и функции главы государства в масштабах всей страны, координации деятельности всех звеньев системы государственной власти.

     Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях.

     Президент осуществляет руководство внешней  политикой, определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает  международные договоры РФ, принимает верительные и отзывные грамоты, аккредитуемых при нем дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

     Президент РФ утверждает военную доктрину РФ, является Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает  высшее командование Вооруженными Силами, присваивает высшие воинские звания, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.

     Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства.

     К таким полномочиям относятся  решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших специальных званий, осуществление помилования.

     Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума. Президент назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливающим круг субъектов, по инициативе которых Президент может назначить референдум, и порядок назначения Президент при этом не отнесен законом к числу субъектов, могущих инициировать назначение референдума.

Информация о работе Президент РФ