Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:56, курсовая работа
Термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под прези-дентом понимают единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.
Введение 4
1. Статус Президента Российской Федерации 6
2. Функции Президента РФ, связанные с его статусом 10
3. Полномочия Президента РФ, вытекающие из его статуса, обеспечивающие выполнение его функций 14
Заключение 20
Библиография 21
Приложение
Содержание
В системе высших органов власти глава государства занимает юридически первое место, как правило, возглавляет всю государственную машину, рассматривается как носитель власти и представитель государства в сфере международных отношений.
В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. Власть монарха юридически считается непроизводной от какой либо другой власти. Монарх властвует по собственному праву и считается источником всей государственной власти.
Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями.
Отстранение наследственного
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который как высшее должностное лицо республики всегда избирается, за исключениями тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота.
Термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под президентом понимают единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают США. Конституция этой страны 1787 года в отличии от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.
В настоящее время в зависимости от вида республики и особенностей
конституции выделяются три системы избрания президента.
Президентство - принципиально новый государственный институт в России. В 1990- 1991г был закреплен пост Президента Союза ССР.
В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991г.
Статус Президента РСФСР определяется Законом «О Президенте РСФСР», основные положения были включены в текст Конституции РСФСР. При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. При этом российская конституция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей президентства. Наука конституционного права выделяет три формы института президентства:
- «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе и по формированию кабинета министров;
- парламентские республики, имеющие президента с узким кругом компетенции, не обладающего правами по формированию правительства, которыми занимается парламент.
- так называемые «смешанные», полу президентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти.
По ряду основных позиций российская модель, безусловно, тяготеет к чистой президентской республики, однако говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы вполне обоснованно, прежде всего, потому, что в России глава государства не является одновременно главой правительства.
Следует отметить, что, несмотря на исторически короткий период своего существования, институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991г.
Принятие Конституции 1993г означало новый этап в развитии президентской власти в РФ. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента, он усилен.
Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти является:
- установленная
в ней дефиниция, обобщенно
определяющая функциональное
- место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
Второй признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения систем государственной власти.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента РФ являются ст.80 Конституции и место в Конституции главы 4, посвященной Президенту.
В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ.
Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышения уровня представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей степени соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, уменьшало бы прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так же определяется статус президента бывшего СССР, а в настоящее время такого рода характеристика содержится в конституциях большинства стран СНГ.
Принципиальна новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и правительством РФ.
В тоже время следует признать, что в сложившийся в РФ системе разделения властей важнейшие функции выполняет президентская власть.
В настоящее время институт президента РФ объединяет в себе полномочия не только главы государства, арбитра споров между властями различных видов и уровней, но и частично главы исполнительной власти.
Президент РФ фактически обладает полномочиями, которыми не обладают главы государств наиболее развитых демократических стран. Президент РФ, хоть и не является главой исполнительной власти, тем не менее, формирует состав и контролирует текущую деятельность правительства РФ, всей системы исполнительной власти. Президенту прямо подчинены и подотчетны ряд федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Президент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее положение и существенно воздействуя на ее существование.
Конституция наделяет Президента РФ весомыми и эффективными полномочиями по формированию системы исполнительной власти.
Президент РФ имеет право роспуска нижней палаты парламента в случае трех кратного отклонения представленной Президентом кандидатуры на пост председателя Правительства.
В
этих условиях принципиально важно,
что Конституция РФ устанавливает
систему гарантий, препятствующих превращению
Президенту РФ в авторитарного правителя.
Они заключаются в
Важнейшим
аспектом в характеристики статуса
Президента является само место в
Конституции главы о
Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
Закрепляя статус Президента РФ как главы, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизма защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.
Принося Президентскую присягу, глава государства обязуется сам уважать, соблюдать и защищать важнейшие государственные и социальные ценности. Для их обеспечения и охраны есть реальные правовые средства воздействия и на другие охраны власти. Президент РФ наделен действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими реализацию его важнейших прав и обязанностей. Он находится вне интересов политических партий и общественных организаций.
Он вправе принимать определенные основным законом меры в отношении актов, противоречащих Конституции РФ, нарушающих права и свободы человека и гражданина.
Президент обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет. Положение Президента как главы федерального государства дает ему право контролировать глав субъектов РФ, включая президентов республик, входящих в состав РФ.
На Президента РФ возложена очень важная функция в системе органов государственной власти- обеспечение согласованной деятельности органов государственной власти.
Это способствует его роли гаранта конституции РФ, осуществлению принципа разделения властей и поддержания законности в деятельности органов государственной власти. Он может быть своего рода «арбитром» в системе органов власти, а в рамках Конституции – даже координатором их деятельности, помогая разрешению возникающих противоречий между ними, согласованию их работы. Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной власти, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов федерации.