Предвыборная агитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности, особенностей и порядка проведения предвыборной агитации.
Настоящая цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследование понятия «предвыборная агитация» в широком и узком смысле слова;
2. Выделение основных признаков, характеризующих предвыборную агитацию;
3. Рассмотрение порядка проведения предвыборной агитации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие, признаки и цели предвыборной агитации…………………..5
2. Порядок проведения предвыборной агитации……………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…23

Работа содержит 1 файл

предвыборная агитация. КП.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 Кроме того, нельзя не учитывать и принадлежность  избирательного законодательства  к сфере публичного права, предусматривающего  обязательность его положений  для государственных органов,  органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих. Указанные органы и лица вправе действовать только так, как прямо предписано избирательным законом. Следовательно, ведение ими агитации против участия граждан в выборах, призывы к бойкотированию выборов есть не что иное, как прямое нарушение закона.

 На второе  место в понятии "предвыборная  агитация" законодатель ставит  побуждение избирателей к голосованию  за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Правомерность включения этой цели ни у кого не вызывает сомнений. Агитация в пользу голосования за практически всегда носит адресный, персонифицированный характер, ориентирует избирателей на подачу своего голоса в поддержку конкретного кандидата или нескольких конкретных кандидатов, если голосование осуществляется по многомандатному либо по территориальному избирательному округу. Однако агитация в пользу голосования против далеко не всегда может носить такой характер. Нередко применяется призыв проголосовать "просто" против, без указания, против какого кандидата или каких кандидатов конкретно.

Закрепленные  законом цели предвыборной агитации определяющим образом влияют на ее содержание. Так, агитация в пользу участия в выборах может включать самые разные сведения: о конституционно-правовом регулировании политических прав и свобод человека и гражданина, о политической системе государства и системе его государственных органов, о политической системе конкретного субъекта РФ и системе его государственных органов и органов местного самоуправления, о конкретной системе формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п. Она способствует развитию политической и правовой культуры граждан, воздействует на их отношение к происходящим событиям, в том числе и к выборам, к конкретным избирательным кампаниям.

 Предвыборная  агитация в пользу голосования  за того или иного кандидата  (список кандидатов) - это, по сути, отправная ступень и одновременно  основное звено в деле знакомства избирателей с личностью и предвыборными программами (платформами) кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. С точки зрения этих субъектов избирательной кампании она представляет собой наиболее распространенный и действенный инструмент политической борьбы.

 Содержание проводимой  предвыборной агитации во многом  зависит от "исходной позиции", с которой она начинается, будь  то кампания лица, находящегося  на выборной должности или  не занимающего таковой. Многие  отечественные и зарубежные исследователи вполне справедливо отмечают, что первые вступают в политическую кампанию с огромным преимуществом, уже имея и широкое общественное признание, и деньги, и время. У таких кандидатов главным содержанием агитации является информация об их деятельности на конкретном посту, которая, как правило, и ранее была связана с освещением ее средствами массовой информации. Среди них члены правительства, губернаторы, главы муниципальных образований. Об этом же свидетельствуют и результаты социологических исследований популярности органов власти и должностных лиц.8

Законодатель устанавливает  перечень субъектов предвыборной агитации: граждане РФ, кандидаты, избирательные  объединения, избирательные блоки, общественные объединения. Этому кругу  субъектов гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Одновременно законодатель не только устанавливает перечень субъектов предвыборной агитации, но и вводит прямые запреты на участие в ней. Статья 48 Федерального закона об основных гарантиях запрещает участие в агитации членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственных органов, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих. При этом не делается различий между агитацией в пользу участия в выборах и агитацией в пользу голосования за или против кандидатов (списков кандидатов).

 Согласно  законодательству главным в содержании  деятельности избирательных комиссий  является обеспечение защиты  и реализации избирательных прав  граждан в ходе выборов, выполнение  федеральных целевых программ, в  том числе связанных с правовым  обучением избирателей, профессиональной подготовкой организаторов избирательных кампаний. Решение упомянутых задач прямо влияет не только на общий уровень правовой культуры граждан, но и на их правовое поведение, объективно формирует у избирателей устойчивое стремление к участию в выборах.

Содержание  этой работы нацеливает на формирование у избирателей вполне определенной линии политического поведения - принять личное участие в выборах. По данному признаку она вполне может  быть отнесена к предвыборной агитации. Поэтому закон исключает из числа субъектов предвыборной агитации избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, хотя на деле они ведут ее. Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в них далеко не всегда учитываются не только реальные потребности общественной практики, но и тенденции его развития на международном уровне - стремление мирового сообщества узаконить меры обеспечения участия избирателей в выборах, в том числе предпринимаемые системой государственных органов и системой избирательных комиссий.

 Вместе с  тем необходимо его дальнейшее  развитие с точки зрения выделения  в предвыборной агитации в  качестве самостоятельной ее  части агитации по поводу участия  избирателей в выборах. Это  позволит устранить (преодолеть) известную противоречивость законодательства и объективно будет содействовать более активному участию граждан в выборах.

 Приведенный  анализ позволяет подойти к  определению "предвыборная агитация" в широком и узком смысле. В  широком смысле ее следует считать составной частью политической агитации, под которой понимается деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни. Эта деятельность проводится непрерывно, ее содержание включает и агитацию в поддержку конкретных лиц, избранных в состав органов государственной власти или органов местного самоуправления, укрепления их авторитета и доверия со стороны населения, что объективно может быть основой их победы на будущих выборах.

 Предвыборная  агитация обладает всеми признаками  политической агитации. Однако у  нее уже объект воздействия - не все население, а лишь те, кто обладает активным избирательным правом. Более узким является и круг субъектов, участвующих в предвыборной агитации. Виды, формы и методы предвыборной агитации прямо регулируются избирательным законом. В целом же политическая агитация не регулируется избирательным законодательством, нет и иного законодательства, прямо регулирующего политическую агитацию. В ее организации и проведении учитываются положения Конституции РФ о политических правах и свободах и принятых на их основе федеральных законов.9

В узком смысле предвыборная агитация представляет одновременно и институт избирательного права, и  стадию избирательного процесса. Как  институт избирательного права она  представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельность включает строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.10

 

    1. Порядок проведения предвыборной агитации

 

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная  агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

При этом агитационные печатные материалы (листовки, плакаты  и другие материалы), ранее размещенные  в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Действия, совершаемые  при осуществлении представителями  организаций, осуществляющих выпуск средств  массовой информации, профессиональной деятельности признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборная  агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

- на каналах  организаций телерадиовещания и  в периодических печатных изданиях;

- посредством  проведения агитационных публичных  мероприятий;

- посредством  выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не  запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное  объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей  агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Закон не допускает  привлечение к предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума  лиц, не достигших на день голосования  возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая использования кандидатом своих изображений с несовершеннолетними членами семьи.

Запрещается проводить  предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

- федеральным  органам государственной власти, органам государственной власти  субъектов Российской Федерации,  иным государственным органам,  органам местного самоуправления;

- лицам, замещающим  государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям;

- благотворительным  и религиозным организациям, учрежденным  ими организациям, а также членам  и участникам религиозных объединений  при совершении обрядов и церемоний;

- комиссиям,  членам комиссий с правом решающего голоса;

- иностранным  гражданам, если иное не предусмотрено  федеральным законом, лицам без  гражданства, иностранным юридическим  лицам;

- международным  организациям и международным  общественным движениям;

- представителям  организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

- лицам, в  отношении которых решением суда  в период проводимой избирательной  кампании, кампании референдума  установлен факт нарушения ограничений,  предусмотренных избирательным законодательством.11

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные  должности, запрещается проводить  предвыборную агитацию на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях, за исключением  случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. В то же время указанные лица вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но при этом не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения  физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

Информация о работе Предвыборная агитация