Предвыборная агитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности, особенностей и порядка проведения предвыборной агитации.
Настоящая цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследование понятия «предвыборная агитация» в широком и узком смысле слова;
2. Выделение основных признаков, характеризующих предвыборную агитацию;
3. Рассмотрение порядка проведения предвыборной агитации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие, признаки и цели предвыборной агитации…………………..5
2. Порядок проведения предвыборной агитации……………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…23

Работа содержит 1 файл

предвыборная агитация. КП.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Понятие, признаки  и цели предвыборной агитации…………………..5

2. Порядок проведения  предвыборной агитации……………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие общества на современном этапе характеризуется  крупнейшими преобразованиями Российского  государства и его правовой системы. В последнее десятилетие формирование государственных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главная цель - обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов.

Актуальность данной работы связана с проведенными в 2011 и 2012 году выборами, которые показали, что различные политические силы в борьбе за власть активно используют многообразные способы предвыборной агитации, в рамках которых осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров.

Целью данной работы является исследование сущности, особенностей и порядка проведения предвыборной агитации.

Настоящая цель предполагает решение следующих  задач:

    1. Исследование понятия «предвыборная агитация» в широком и узком смысле слова;
    2. Выделение основных признаков, характеризующих предвыборную агитацию;
    3. Рассмотрение порядка проведения предвыборной агитации

В содержании работы нашли отражение общенаучный диалектический метод познания, а также специальные методы: логический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический.

Теоретическую основу составили работы ученых – правоведов, таких как Баглай М.В., Ершов В.А., Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. При подготовке данной работы в качестве основного источника, регламентирующего предвыборную агитацию, был использован  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, признаки и цели предвыборной агитации

 

Предвыборная  агитация - это осуществляемая участниками  избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или списка кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации.1

Правоотношения, возникающие между участниками  выборов в процессе производства и распространения надлежащими  участниками выборов (уполномоченными  избирательным законодательством  на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.

 В рамках  каждого из этапов избирательной  кампании участники избирательного  процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода, регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.2

 Предвыборная  агитация как институт избирательного  права выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, содержании их предвыборных программ; формирования электоральных симпатий и антипатий; обеспечения связи между субъектами избирательного процесса. Нормы избирательного права определяют правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя их права, обязанности и ответственность при проведении предвыборной агитации. На этой основе субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.3

  Определение  "предвыборная агитация" дано  в ст. 2 Федерального закона об  основных гарантиях. 4 Это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) и позволяет выделить основные признаки, составляющие содержание понятия "предвыборная агитация":

 а) предвыборная  агитация существует как юридический  феномен только в период избирательной кампании;

 б) информацию  агитационного характера отличает  побуждение к голосованию за  конкретного кандидата (списка  кандидатов).

 Федеральный  закон об основных гарантиях  устанавливает и другие признаки, наличие которых в сообщении  либо ином информационном фрагменте, опубликованном (обнародованном) в период избирательной кампании, обусловливает необходимость признания его агитационного характера:

 а) призывы  голосовать за или против кандидата  (списка кандидатов);

 б) выражение  предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

 в) описание  возможных последствий избрания  или неизбрания кандидата (списка  кандидатов);

 г) распространение  информации с явным преобладанием  сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании  с позитивными либо негативными комментариями;

 д) распространение  информации о деятельности кандидата,  не связанной с его профессиональной  деятельностью или исполнением  им своих служебных (должностных)  обязанностей;

 е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;

 ж) иные  действия, имеющие целью побудить  или побуждающие избирателей  голосовать за кандидатов, списки  кандидатов или против них,  против всех кандидатов, против  всех списков кандидатов.

 Кроме того, комплексный анализ положений  Федерального закона об основных гарантиях позволяет выделить также следующие признаки предвыборной агитации:

 а) предвыборную  агитацию различными методами  вправе проводить только надлежащие (определенные законом) субъекты  агитационной деятельности; в частности,  агитацию через СМИ вправе проводить только специальные субъекты предвыборной агитационной деятельности - зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов;

 б) предвыборная  агитация, требующая оплаты, финансируется только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего список кандидатов;

 в) побуждение  избирателей к голосованию в  виде предвыборной агитации осуществляется  только посредством распространения соответствующей информации; никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью воспрепятствовать его свободному волеизъявлению, а лица, принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.5

 Существенным  признаком, отличающим агитационную  деятельность в ходе избирательной  кампании, является ее информационный  характер. Это означает, что предвыборная  агитация (агитационная деятельность физических и юридических лиц в связи с выборами) всегда является информационной деятельностью, т.е. деятельностью, которая связана с распространением информации, осуществляемым различными способами: в устной форме, в том числе в период проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов; через СМИ; в форме распространения информации о политических пристрастиях субъектов агитационной деятельности посредством их участия в шествиях, демонстрациях, а также в иных, допускаемых законом формах и законными методами. Иначе говоря, правомерное побуждение избирателя к волеизъявлению в рамках предвыборной агитации не может осуществляться в какой бы то ни было иной форме деятельности, кроме информационной.

 Из определения  предвыборной агитации вытекает  также вывод о том, что к  числу признаков предвыборной  агитации не следует относить  побуждение к отказу от участия  в голосовании или к бойкоту  выборов, поскольку такая деятельность  может быть квалифицирована как действия, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. Учет признаков предвыборной агитации имеет большое значение для обеспечения правомерной деятельности субъектов (участников) избирательного процесса, в том числе правоприменительных органов - избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов.

 Цель предвыборной  агитации складывается из нескольких, с одной стороны, самостоятельных,  а с другой - взаимозависимых элементов  (подцелей). Законодатель на первое место ставит побуждение избирателей к участию в выборах. Указанное положение вызывает неоднозначное отношение и среди теоретиков права, и среди субъектов избирательного процесса. Так, существует точка зрения, согласно которой включение в понятие "предвыборная агитация" в качестве ее цели побуждения к участию в выборах находится в определенном противоречии с положениями Конституции РФ. Сторонником такой позиции является А.Е. Постников, который считает, что "предвыборной агитацией признается не всякая агитационная деятельность, связанная с выборами, а только деятельность субъектов предвыборной агитации по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Агитационная деятельность, имеющая целью оказать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией. Она противоречит принципу добровольности участия гражданина в выборах. По его мнению, агитация за или против проведения очередных выборов в России не является предвыборной агитацией и совместима с положениями ст. 32 Конституции РФ.6 Действительно, законодатель на конституционном уровне установил, что участие гражданина-избирателя в выборах не является юридической обязанностью, а есть его свободное волеизъявление. Добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, - в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах.

 Представляется, что агитация в целях побуждения избирателей к участию в выборах не ущемляет их права на свободный выбор варианта поведения. Каждый избиратель вполне самостоятельно осуществляет этот выбор. Кроме того, агитация за участие в выборах не предполагает принуждения избирателей в любых его формах, применение которых прямо запрещено положениями избирательного законодательства. Не менее важно и другое. Включая в понятие "предвыборная агитация" побуждение избирателей к участию в выборах, законодатель учитывал и общественный интерес - обеспечить установленный законом уровень этого участия, от которого во многом зависит и их результат, и степень легитимности избираемого органа, и использование бюджетных средств, выделенных на финансирование избирательной кампании.

 Существует  и иная точка зрения, согласно которой в качестве цели предвыборной агитации также должно быть определено побуждение к отказу от участия в выборах. Ее сторонники ссылаются на отсутствие законодательного регулирования такой деятельности. "Это серьезное упущение федерального законодательства, поскольку подобные действия фактически исключаются из сферы правового регулирования и тем самым создается благоприятная почва для проявления злоупотреблений в данной сфере" - считает С.Д. Князев. Он предлагает уточнить понятие "предвыборная агитация", включив в него также деятельность, побуждающую или имеющую цель побудить граждан к отказу от участия в выборах. При этом, по его мнению, будет обеспечена внутренняя согласованность отдельных предписаний Федерального закона об основных гарантиях и созданы препятствия к участию государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, в агитации, призванной бойкотировать выборы.7

 Разумеется, эта проблема существует и  представляется чрезвычайно важной. В то же время и предложение внести указанное выше дополнение в понятие "предвыборная агитация" вызывает серьезные сомнения в его конституционности. Как известно, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Но их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому было бы правомерно включить в понятие "предвыборная агитация" в качестве ее цели побуждение к участию в выборах, ибо эта деятельность способствует реализации конституционного права каждого гражданина избирать и быть избранным. А включение в него такой цели, как побуждение к отказу от участия в выборах, означало бы, что законами допускается деятельность, не позволяющая в полной мере реализовать это право, что противоречит рассмотренным конституционным положениям.

Информация о работе Предвыборная агитация