Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;
Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
- вносить предложения и высказывать мнения по персональному составу создаваемых соответственно Палатой представителей, Советом Республики органов и кандидатурам должностных лиц, рассматриваемым палатами;
- вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответственно Палатой представителей, Советом Республики;
- предлагать вопросы для рассмотрения соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами;
- вносить предложения и замечания по повестке дня и перечню вопросов, подлежащих рассмотрению на данном пленарном заседании, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, доводить до сведения соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения, обращаться с запросом; участвовать с правом совещательного голоса в работе любого органа Палаты представителей, Совета Республики;
- своевременно получать в установленном порядке печатные экземпляры внесенных на обсуждение законопроектов, приложенные к ним предложения, обоснования, а также проекты других документов, вносимых на обсуждение палат и их органов;
- передавать в секретариат сессии текст своего выступления, в том числе и не зачитанного вслух, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопросам для включения их в протокол или стенограмму;
- знакомиться с протоколами заседаний соответственно Палаты представителей, Совета Республики и их органов, с текстом своих выступлений в стенограмме до ее опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию. [2]
Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений Палаты представителей и поправок к ним, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь.
По вопросам своей парламентской деятельности депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом первоочередного приема должностными лицами расположенных на территории Республики Беларусь государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами.
При исполнении своих полномочий депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом доступа в государственные органы, органы общественных объединений, в учреждения, организации, на предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь. Порядок доступа депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в учреждения, организации, на предприятия или в их подразделения, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, устанавливается законодательством.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут принимать участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, проводимых органами государственного контроля в установленном законодательством порядке.
В случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий.
Должностные лица государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, а также работники милиции, к которым направлено представление депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.
Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.
Законодательством «установлена ответственность за нарушение прав депутата, члена Совета Республики, в том числе дисциплинарная, административная, уголовная» [6, с.733].
Итак, для осуществления своей деятельности депутат наделяется соответствующими правами и обязанностями:
- присутствовать на сессиях, заседаниях постоянных комиссий, активно участвовать в их работе;
- пользоваться правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии и в заседаниях их органов, в состав которых он избран или входит по должности;
- избирать и быть избранными в органы Парламента;
- участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Парламентом органа;
- предлагать вопросы для рассмотрения Парламентом и их органами;
- вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- вносить проекты решений и поправки к ним;
- выдвигать кандидатуры, в том числе и собственную, в состав образуемых на сессии органов;
- участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, высказывать свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения, обращаться с запросом;
- вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Парламенту;
- вносить предложения об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных или утвержденных Парламентом;
- своевременно получать проекты решений и других документов, вносимых на обсуждение;
- передавать в секретариат сессии текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопросам для включения их в протокол или стенограмму;
- знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний палат Парламента и их органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.
3. Гарантии парламентариям
Гарантии деятельности депутата подразделяются на «организационные, материальные, трудовых прав и неприкосновенности» [9, с.369].
Организационные гарантии связаны с обязанностью государственных органов, предприятий, учреждений, организаций создавать необходимые условия для осуществления депутатом, членом Совета Республики своих полномочий.
Согласно ст. 30 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» никто не вправе ограничивать их конституционные полномочия.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации предоставляют им возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи, электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой (ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).
Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.
Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену Совета Республики в административно-
Депутат Палаты представителей может иметь до двух постоянных помощников с оплатой их труда.
Депутат, член Совета Республики обеспечиваются в установленном порядке документами, принятыми палатами Парламента, а также другими информационными и справочными материалами. При их обращении в государственные органы, органы общественных объединений, учреждения, организации и на предприятия должностные лица оказывают им помощь в решении вопросов, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей члена Совета Республики. Эта помощь может заключаться в предоставлении необходимых сведений, дачи консультаций (ст. 29 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).
По вопросам своей депутатской и парламентской деятельности депутат, член Совета Республики обладают правом первоочередного приема должностными лицами и правом беспрепятственного посещения государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, предприятий, организаций. Порядок посещения организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой тайной, устанавливается законом.
Депутат освобождается на срок их полномочий от призыва на военную службу и военные сборы
Материальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, члена Совета Республики с возможными материальными потерями и издержками при исполнении ими своих функций.
Все депутаты и члены Парламента, работающие на постоянной основе, независимо от занимаемой должности за исключением председателей палат Парламента, их заместителей получают одинаковое денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Члену Совета Республики, не работающему в Совете Республики на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной плате в размере разницы между средним заработком по основному месту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством, причем эти компенсационные выплаты не облагаются подоходным налогом (ст. 32 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, не имеющим в городе Минске жилой площади или стоящим на учете для улучшения жилищных условий, по их заявлению не позднее шести месяцев со дня начала работы предоставляется в городе Минске служебное жилое помещение для проживания с членами семей. На период до получения жилья им предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных законодательством (ст. 34 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).
Депутаты Палаты представителей имеют право на внеочередную установку квартирного телефона.
Депутат Палаты представителей и член Совета Республики пользуются на территории страны правом бесплатного проезда на всех видах транспорта, за исключением такси и транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также правом внеочередного получения проездных документов. Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, пользующимся личным транспортом для осуществления своих полномочий, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, установленных законодательством.
Учитывая особую значимость парламентской деятельности, законодательство предусматривает для депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики: государственное личное страхование жизни и здоровья за счет средств республиканского бюджета, а также компенсацию за причиненное увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности; медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для министра Республики Беларусь.
Гарантии трудовых прав направлены на защиту интересов депутата, члена Совета Республики как субъектов трудовых отношений.
Депутат из числа военнослужащих и других приравненных к ним категорий граждан в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, а также перемещен по службе без его согласия. Ему не может быть задержано присвоение очередного воинского или равного воинскому специального звания согласно занимаемой должности. Кроме того, для депутата и члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе в Парламенте, предоставляется прежняя работа (служба), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность). Срок их полномочий засчитывается в общий стаж работы (службы), стаж работы по прежней специальности, стаж работы в качестве государственного служащего.
Гарантии неприкосновенности означают, что для депутата, члена Совета Республики законодательством установлены специальные правила' привлечения их к уголовной и административной ответственности.
В соответствии со ст. 102 Конституции депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении. В течение срока своих полномочий они могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматривается Верховным Судом. Неприкосновенность распространяется также на жилое, служебное помещение, личный и служебный транспорт, переписку, средства связи, принадлежащие им документы. Они не могут быть подвергнуты обыску и личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.