Правовой статус парламентариев в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….

Работа содержит 1 файл

Правовой статус парламентариев---.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

- вносить предложения и высказывать мнения по персонально­му составу создаваемых соответственно Палатой представителей, Советом Республики органов и кандидатурам должностных лиц, рассматриваемым палатами;

- вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об осво­бождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо ут­вержденных соответственно Палатой представителей, Советом Республики;

- предлагать вопросы для рассмотрения соответственно Пала­той представителей, Советом Республики и их органами;

- вносить предложения и замечания по повестке дня и пе­речню вопросов, подлежащих рассмотрению на данном пле­нарном заседании, по порядку рассмотрения и существу об­суждаемых вопросов;

- участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, до­водить до сведения соответственно депутатов Палаты представи­телей, членов Совета Республики свою точку зрения и точку зре­ния избирателей, населения, обращаться с запросом; участвовать с правом совещательного голоса в работе любого органа Палаты представителей, Совета Республики;

- своевременно получать в установленном порядке печатные экземпляры внесенных на обсуждение законопроектов, прило­женные к ним предложения, обоснования, а также проекты дру­гих документов, вносимых на обсуждение палат и их органов;

- передавать в секретариат сессии текст своего выступления, в том числе и не зачитанного вслух, а также изложенные в пись­менной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопро­сам для включения их в протокол или стенограмму;

- знакомиться с протоколами заседаний соответственно Палаты представителей, Совета Республики и их органов, с текстом своих выступлений в стенограмме до ее опубликования, а также полу­чать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию. [2]

Депутат Палаты представителей обладает правом законода­тельной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений Па­латы представителей и поправок к ним, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь.

По вопросам своей парламентской деятельности депутат Па­латы представителей, член Совета Республики пользуются правом первоочередного приема должностными лицами располо­женных на территории Республики Беларусь государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, орга­низаций и предприятий, лицами начальствующего состава Во­оруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами.

При исполнении своих полномочий депутат Палаты предста­вителей, член Совета Республики пользуются правом доступа в государственные органы, органы общественных объединений, в учреждения, организации, на предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь. Порядок доступа депутата Па­латы представителей, члена Совета Республики в учреждения, организации, на предприятия или в их подразделения, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, устанавливается законодательством.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики мо­гут принимать участие в проверках работы государственных ор­ганов, органов общественных объединений, учреждений, органи­заций и предприятий, проводимых органами государственного контроля в установленном законодательством порядке.

В случае обнаружения нарушения законности депутат Па­латы представителей, член Совета Республики вправе напра­вить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организа­ций и предприятий.

Должностные лица государственных органов, органов обще­ственных объединений, учреждений, организаций и предприятий, а также работники милиции, к которым направлено представле­ние депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности с последующим ин­формированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Для осуществления депутатских полномочий депутаты Па­латы представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объе­динения.

Законодательством «установлена ответственность за нарушение прав депутата, члена Совета Республики, в том числе дисциплинарная, административная, уголовная» [6, с.733].

Итак, для осуществления своей деятельности депутат наделяется соответствующими пра­вами и обязанностями:

- присутствовать на сессиях, заседаниях постоянных комиссий, активно участвовать в их работе;

- пользоваться правом решающего голоса по всем вопросам, рас­сматриваемым на сессии и в заседаниях их органов, в состав ко­торых он избран или входит по должности;

- избирать и быть избранными в органы Парламента;

- участвовать с правом совещательного голоса в работе любого об­разованного Парламентом органа;

- предлагать вопросы для рассмотрения Парламентом и их орга­нами;

- вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, по­рядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- вносить проекты решений и поправки к ним;

- выдвигать кандидатуры, в том числе и собственную, в состав об­разуемых на сессии органов;

- участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, выска­зывать свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения, обращаться с запросом;

- вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или ин­формации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Парламенту;

- вносить предложения об освобождении от должностей лиц, из­бранных, назначенных или утвержденных Парламентом;

- своевременно получать проекты решений и других документов, вносимых на обсуждение;

- передавать в секретариат сессии текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопросам для включения их в протокол или сте­нограмму;

- знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний палат Парламента и их органов до опубли­кования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гарантии парламентариям

 

Гарантии деятельности депутата подразделяются на «организационные, материальные, трудовых прав и неприкосновенности» [9, с.369].

Организационные гарантии связаны с обязанностью государ­ственных органов, предприятий, учреждений, организаций создавать необходимые условия для осуществления депутатом, членом Совета Республики своих полномочий.

Согласно ст. 30 Закона «О статусе депутата Палаты представите­лей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» никто не вправе ограничивать их конституционные полно­мочия.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреж­дения, организации предоставляют им возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи, электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой (ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определен­ные дни для работы с избирателями в по­рядке, определяемом Регламентом Пала­ты представителей.

Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену Совета Республики в административ­но-территориальной единице руководителем соответствующего ме­стного исполнительного и распорядительного органа либо админи­страцией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-терри­ториальной единицы, предоставляется отдельное помещение, обору­дованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой

Депутат Палаты представителей  может иметь до двух постоянных помощников с оплатой их труда.

Депутат, член Совета Республики обеспечиваются в установ­ленном порядке документами, принятыми палатами Парламента, а также другими информационными и справочными материалами. При их обращении в государственные органы, органы обществен­ных объединений, учреждения, организации и на предприятия должностные лица оказывают им помощь в решении вопросов, свя­занных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей члена Совета Республики. Эта помощь может заключаться в предоставлении необходимых сведений, дачи консультаций (ст. 29 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).

По вопросам своей депутатской и парламентской деятельности депутат, член Совета Республики обладают правом первоочередного приема должностными лицами и правом беспрепятственного посе­щения государственных органов, органов общественных объедине­ний, учреждений, предприятий, организаций. Порядок посещения организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой тайной, устанавливается законом.

Депутат освобождается на срок их полномочий от призыва на военную службу и военные сборы

Материальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, члена Совета Республики с возможными мате­риальными потерями и издержками при исполнении ими своих функций.

Все депутаты и члены Парламента, работающие на постоянной основе, независимо от занимаемой должности за исключением пред­седателей палат Парламента, их заместителей получают одинаковое денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Члену Совета Республики, не работающему в Совете Республики на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной пла­те в размере разницы между средним заработком по основному мес­ту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодатель­ством, причем эти компенсационные выплаты не облагаются подо­ходным налогом (ст. 32 Закона «О статусе депутата Палаты предста­вителей, члена Совета Республики Национального собрания Респуб­лики Беларусь»).

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, не имеющим в городе Минске жилой площади или стоящим на учете для улучшения жилищных условий, по их заявлению не позднее шести месяцев со дня начала работы предоставляется в городе Мин­ске служебное жилое помещение для проживания с членами семей. На период до получения жилья им предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных зако­нодательством (ст. 34 Закона «О статусе депутата Палаты представи­телей, члена Совета Республики Национального собрания Республи­ки Беларусь»).

Депутаты Палаты представителей имеют право на внеочередную установку квартирного телефона.

Депутат Палаты представителей и член Совета Республики пользуются на территории страны правом бесплатного проезда на всех видах транспорта, за исключением такси и транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также правом внеочередного получения проездных документов. Депутату Палаты представите­лей, члену Совета Республики, пользующимся личным транспортом для осуществления своих полномочий, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, установленных законодательст­вом.

Учитывая особую значимость парламентской деятельности, за­конодательство предусматривает для депутатов Палаты представи­телей и членов Совета Республики: государственное личное страхо­вание жизни и здоровья за счет средств республиканского бюджета, а также компенсацию за причиненное увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности; медицин­ское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, ус­тановленных для министра Республики Беларусь.

Гарантии трудовых прав направлены на защиту интересов депутата, члена Совета Республики как субъектов трудовых отно­шений.

Депутат из числа военнослужащих и других приравненных к ним категорий граждан в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, а также перемещен по службе без его согла­сия. Ему не может быть задержано присвоение очередного воинско­го или равного воинскому специального звания согласно занимае­мой должности. Кроме того, для депутата и члена Совета Республи­ки, работающего на профессиональной основе в Парламенте, пре­доставляется прежняя работа (служба), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность). Срок их полномочий засчитывается в общий стаж работы (службы), стаж работы по прежней специ­альности, стаж работы в качестве государственного служащего.

Гарантии неприкосновенности означают, что для депутата, члена Совета Республики законодательством установлены специ­альные правила' привлечения их к уголовной и административной ответственности.

В соответствии со ст. 102 Конституции депутаты Палаты пред­ставителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновен­ностью при выражении своих мнений и осуществлении своих пол­номочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении. В течение срока своих полномочий они могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения го­сударственной измены или иного тяжкого преступления, а также за­держания на месте совершения преступления. Уголовное дело в от­ношении депутата Палаты представителей или члена Совета Респуб­лики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Рес­публики Беларусь и рассматривается Верховным Судом. Неприкос­новенность распространяется также на жилое, служебное помеще­ние, личный и служебный транспорт, переписку, средства связи, принадлежащие им документы. Они не могут быть подвергнуты обыску и личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Информация о работе Правовой статус парламентариев в РБ