Правовой статус парламентариев в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….

Работа содержит 1 файл

Правовой статус парламентариев---.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..

 

1.      Требования к парламентариям…………………………………..

1.1 Психологические особенности общения депутата…………….

 

2.      Права и обязанности парламентариев…………………………..

 

3.      Гарантии парламентариям………………………………………

 

Заключение ………………………………………………………….

 

Список использованных источников……………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Парламентаризм в Беларуси имеет многовековую историю. На разных исторических этапах на белорусской земле существовали практически все известные в Европе формы представительской демократии. Истоки белорусского парламентаризма – в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе России. В  советскую эпоху народное представительство осуществлялось через проведение всебелорусских съездов Советов, созыв Верховного Совета Белорусской ССР.

Одним из важнейших направлений деятельности депутатского корпуса является работа в избирательных округах. Она носит многоплановый характер и занимает около трети рабочего времени депутатов.

Среди основных форм этой работы – встречи с населением и трудовыми коллективами, осуществление информационной деятельности. Только с января 2005 по сентябрь 2006 года состоялось 7973 таких встречи, организовано 3399 выступлений в средствах массовой информации.

Парламентарии принимают участие в работе сессий местных Советов депутатов, заседаниях исполнительных комитетов, на которых рассматриваются наиболее значимые вопросы социально-экономического и культурного развития регионов. Важным направлением деятельности является оказание конкретной помощи предприятиям и хозяйствам. В поле зрения депутатов постоянно находятся вопросы укрепления материально-технической базы школ, больниц, детских садов и других учреждений социально-культурного назначения. Активно участвуют парламентарии в пропаганде здорового образа жизни, развития массового физкультурного движения и спорта.

В центре внимания депутатов находится и решение социально-бытовых проблем населения, прежде всего самых уязвимых его категорий – ветеранов, инвалидов, многодетных семей. Парламентарии оказывают содействие в создании системы адресной помощи, обеспечении медикаментами, организации оздоровления и санаторно-курортного лечения школьников, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, осуществляют контроль за своевременным вводом строящихся социально значимых объектов.

Многие вопросы решаются по итогам личного приема граждан.  Чаще всего к депутатам обращаются за содействием в решении жилищных проблем, установке телефонов, газификации и водообеспечении, благоустройстве населенных пунктов и строительстве дорог, оказании помощи в лечении и оздоровлении.

Статус депутатов Палаты представителей и члена Совета Рес­публики - это совокупность их прав и обязанностей, гарантий их обеспечения, а также ответственности. Статус указанных лиц определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями, регламентами палат Парламента и иными актами за­конодательства.

Как отметил А.Г. Лукашенко «Национальное собрание – это уже сформировавшаяся структура, которая прочно заняла свое место в политической системе нашего государства и играет активную роль в управлении страной. В депутатский корпус вошли профессионалы, люди с богатым опытом работы в отраслях народного хозяйства. То есть те, кто не понаслышке знает реалии жизни» [11, с.6]. Исходя из актуальности проблемы, целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- установить требования, предъявляемые к депутатам;

-  исследовать права и обязанности парламентариев;

- определить гарантии деятельности депутата.

Методом работы стал теоретический анализ нормативных документов, юридической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Требования к парламентариям

 

Быть народным депутатом – высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные государственные и общественные обязанности. Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики «должны соблюдать нормы парламентской этики,  вопросы о нарушении рассматриваются соответствующими  постоянными комиссиями Палаты представителей» [2].

Необходимо отметить, что правовое положение депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики имеет больше общего, нежели особен­ностей. Последние обусловлены прежде всего различным поряд­ком вхождения в состав палат Парламента, а также действием конституционных норм, допускающим совмещение работы в Парламенте с иной деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" «Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодатель­ную власть в Палате представителей, представлять своих из­бирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Бе­ларусь и настоящим Законом».

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики является лицо, наделенное в уста­новленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республи­ки Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соот­ветствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Респуб­лики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты предста­вителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи [2].

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики определен Конституцией и принятым в соот­ветствии с ней законом. Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года.

Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представите­лей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и за­канчивается в день открытия первого заседания Палаты представите­лей, Совета Республики нового созыва, за исключением случаев, пре­дусмотренных статьей 8 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а именно:

«1) в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

2) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

3) в случае признания их судом недееспособными;

4) при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

5) в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

7) в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;

8) в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам» [2].

 

1.1 Психологические особенности общения депутата

 

Существует ряд профессий, для представителей которых умение общаться – функциональная необходимость. К их числу относится работа депутата, которая всегда ассоциируется с правовой и психологической культурой, глубоким знанием права и законотворчества и умением использовать изящную словесность для выражения своих мыслей. В парламентской деятельности общению принадлежит видная роль. Общение депутата протекает в рамках самых разнообразных законотворческих и внепарламентских действий, таких как общение с субъектами права, участниками законотворческого процесса, представителями органов государственного управления, избирателями, обратившимися за помощью в психолого-правовом и ином консультировании и других депутатских полномочиях.

В подавляющем числе случаев это не простой разговор депутата с другим человеком, а акт поведения, осуществляемый с целью принятия законопроектов, законодательных и иных решений. Профессиональные особенности депутатов определяются тем ожидаемым социально полезным результатом, который должен быть достигнут, контактом, как правило, с субъектом права, участниками законотворческого процесса, коллегами-депутатами, а также избирателями, нередко в обстановке напряженности, конфликтности и противоборства с местной властью. Все эти вопросы можно объединить одним понятием – законотворческая психотехника.

«Законотворческая психотехника – это система базирующихся на законотворческой практике теоретически обоснованных психологических правил и приемов подготовки наиболее и целесообразных по форме и структуре проектов законов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов  и правовых норм» [8, с.170]. Из приведенного определения следует, что законотворческая психотехника охватывает целый ряд процедур законотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структурное оформление проекта закона, речевые и иные требования к его содержанию.

И.А. Кибак считает, что « депутату следует  к каждому выступлению готовиться индивидуально, тщательно продумывая как себя вести, учитывать психологические тонкости законопроекта» [8, с.171].  Ошибочно сказанная фраза, слово, тон могут серьезно навредить общению, принятию законодательного решения, иногда на долгое время испортить отношения между коллегами-депутатами, с субъектом права.

Общение  служит для решения законотворческих и внепарламентских вопросов, поэтому в ходе его необходимо правильно разбираться с проблемой, ее причинами, а не субъектами права, с которыми осуществляется общение. Необходимо отказаться от демонстрации своего превосходства (депутат всегда лучше, чем обычные граждане, осведомлен в правовых тонкостях, законах). Нельзя изначально проявлять предубежденность, недоверие, антипатию к субъекту права, избирателю. Нужно подавлять желание не верить никому и  ничему, убеждение, что все недобросовестны, однако ошибочна и другая крайность – абсолютное доверие.

Психологический контакт в законодательной деятельности – это проявление депутатом и субъектом права взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении депутатских полномочий. В процессе общения разумно укреплять представление о себе как о человеке, которому можно довериться. Для этого нужны: «внешне выраженное внимание, понимание, эмпатия к беспокоящим собеседника вопросам и т.д.» [8, с.172].

Все описанные психотехнические приемы в большинстве случаев приводят к положительному решению проблем. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть (например, заведомая ложь оппонента). Тогда приходится переходить к более энергичным мерам, методам психологического воздействия. Из этого следует, что, владея общей психотехникой общения, депутат может адаптировать ее к каждому конкретному законодательному случаю.

Информация о работе Правовой статус парламентариев в РБ