Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;
Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
2
Содержание
Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
Введение
Парламентаризм в Беларуси имеет многовековую историю. На разных исторических этапах на белорусской земле существовали практически все известные в Европе формы представительской демократии. Истоки белорусского парламентаризма – в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе России. В советскую эпоху народное представительство осуществлялось через проведение всебелорусских съездов Советов, созыв Верховного Совета Белорусской ССР.
Одним из важнейших направлений деятельности депутатского корпуса является работа в избирательных округах. Она носит многоплановый характер и занимает около трети рабочего времени депутатов.
Среди основных форм этой работы – встречи с населением и трудовыми коллективами, осуществление информационной деятельности. Только с января 2005 по сентябрь 2006 года состоялось 7973 таких встречи, организовано 3399 выступлений в средствах массовой информации.
Парламентарии принимают участие в работе сессий местных Советов депутатов, заседаниях исполнительных комитетов, на которых рассматриваются наиболее значимые вопросы социально-экономического и культурного развития регионов. Важным направлением деятельности является оказание конкретной помощи предприятиям и хозяйствам. В поле зрения депутатов постоянно находятся вопросы укрепления материально-технической базы школ, больниц, детских садов и других учреждений социально-культурного назначения. Активно участвуют парламентарии в пропаганде здорового образа жизни, развития массового физкультурного движения и спорта.
В центре внимания депутатов находится и решение социально-бытовых проблем населения, прежде всего самых уязвимых его категорий – ветеранов, инвалидов, многодетных семей. Парламентарии оказывают содействие в создании системы адресной помощи, обеспечении медикаментами, организации оздоровления и санаторно-курортного лечения школьников, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, осуществляют контроль за своевременным вводом строящихся социально значимых объектов.
Многие вопросы решаются по итогам личного приема граждан. Чаще всего к депутатам обращаются за содействием в решении жилищных проблем, установке телефонов, газификации и водообеспечении, благоустройстве населенных пунктов и строительстве дорог, оказании помощи в лечении и оздоровлении.
Статус депутатов Палаты представителей и члена Совета Республики - это совокупность их прав и обязанностей, гарантий их обеспечения, а также ответственности. Статус указанных лиц определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями, регламентами палат Парламента и иными актами законодательства.
Как отметил А.Г. Лукашенко «Национальное собрание – это уже сформировавшаяся структура, которая прочно заняла свое место в политической системе нашего государства и играет активную роль в управлении страной. В депутатский корпус вошли профессионалы, люди с богатым опытом работы в отраслях народного хозяйства. То есть те, кто не понаслышке знает реалии жизни» [11, с.6]. Исходя из актуальности проблемы, целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;
- определить гарантии деятельности депутата.
Методом работы стал теоретический анализ нормативных документов, юридической литературы.
1. Требования к парламентариям
Быть народным депутатом – высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные государственные и общественные обязанности. Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики «должны соблюдать нормы парламентской этики, вопросы о нарушении рассматриваются соответствующими постоянными комиссиями Палаты представителей» [2].
Необходимо отметить, что правовое положение депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики имеет больше общего, нежели особенностей. Последние обусловлены прежде всего различным порядком вхождения в состав палат Парламента, а также действием конституционных норм, допускающим совмещение работы в Парламенте с иной деятельностью.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" «Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом».
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи [2].
Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики определен Конституцией и принятым в соответствии с ней законом. Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года.
Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а именно:
«1) в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
2) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;
3) в случае признания их судом недееспособными;
4) при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;
5) в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;
6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;
7) в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;
8) в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
9) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам» [2].
1.1 Психологические особенности общения депутата
Существует ряд профессий, для представителей которых умение общаться – функциональная необходимость. К их числу относится работа депутата, которая всегда ассоциируется с правовой и психологической культурой, глубоким знанием права и законотворчества и умением использовать изящную словесность для выражения своих мыслей. В парламентской деятельности общению принадлежит видная роль. Общение депутата протекает в рамках самых разнообразных законотворческих и внепарламентских действий, таких как общение с субъектами права, участниками законотворческого процесса, представителями органов государственного управления, избирателями, обратившимися за помощью в психолого-правовом и ином консультировании и других депутатских полномочиях.
В подавляющем числе случаев это не простой разговор депутата с другим человеком, а акт поведения, осуществляемый с целью принятия законопроектов, законодательных и иных решений. Профессиональные особенности депутатов определяются тем ожидаемым социально полезным результатом, который должен быть достигнут, контактом, как правило, с субъектом права, участниками законотворческого процесса, коллегами-депутатами, а также избирателями, нередко в обстановке напряженности, конфликтности и противоборства с местной властью. Все эти вопросы можно объединить одним понятием – законотворческая психотехника.
«Законотворческая психотехника – это система базирующихся на законотворческой практике теоретически обоснованных психологических правил и приемов подготовки наиболее и целесообразных по форме и структуре проектов законов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов и правовых норм» [8, с.170]. Из приведенного определения следует, что законотворческая психотехника охватывает целый ряд процедур законотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структурное оформление проекта закона, речевые и иные требования к его содержанию.
И.А. Кибак считает, что « депутату следует к каждому выступлению готовиться индивидуально, тщательно продумывая как себя вести, учитывать психологические тонкости законопроекта» [8, с.171]. Ошибочно сказанная фраза, слово, тон могут серьезно навредить общению, принятию законодательного решения, иногда на долгое время испортить отношения между коллегами-депутатами, с субъектом права.
Общение служит для решения законотворческих и внепарламентских вопросов, поэтому в ходе его необходимо правильно разбираться с проблемой, ее причинами, а не субъектами права, с которыми осуществляется общение. Необходимо отказаться от демонстрации своего превосходства (депутат всегда лучше, чем обычные граждане, осведомлен в правовых тонкостях, законах). Нельзя изначально проявлять предубежденность, недоверие, антипатию к субъекту права, избирателю. Нужно подавлять желание не верить никому и ничему, убеждение, что все недобросовестны, однако ошибочна и другая крайность – абсолютное доверие.
Психологический контакт в законодательной деятельности – это проявление депутатом и субъектом права взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении депутатских полномочий. В процессе общения разумно укреплять представление о себе как о человеке, которому можно довериться. Для этого нужны: «внешне выраженное внимание, понимание, эмпатия к беспокоящим собеседника вопросам и т.д.» [8, с.172].
Все описанные психотехнические приемы в большинстве случаев приводят к положительному решению проблем. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть (например, заведомая ложь оппонента). Тогда приходится переходить к более энергичным мерам, методам психологического воздействия. Из этого следует, что, владея общей психотехникой общения, депутат может адаптировать ее к каждому конкретному законодательному случаю.