Правовой статус парламентариев в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….

Работа содержит 1 файл

Правовой статус парламентариев---.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Таким образом, депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодатель­ную власть в Палате представителей, представлять своих из­бирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республи­ки Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соот­ветствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Респуб­лики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты предста­вителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи. Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики должны соблюдать нормы парламентской этики,  владеть культурой парламентского общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права и обязанности парламентариев

 

В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение «в Бразилии - приблизительно 150 тыс. долл. США в год, в Великобритании — около 31 тыс. фунтов стерлингов в год, в США — 133 тыс. долл. в год, и т, д. Размер такого вознаграждения периодически изменяется» [14,с 192]. I некоторых странах (Франция и др.) размер вознаграждения; делится на две части, вторую депутат получает в зависимости от посещения им заседаний парламента, постоянных комиссия активности его работы. В некоторых странах оплата предусматривается путем выдачи суточного вознаграждения за каждое заседание (Индия).

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Устанавливая норму о том, что депутаты осуществляют свои обязаннос­ти на профессиональной постоянной основе, Конституция закрепляет важнейшее завоевание последнего времени — утверждение в Республике Беларусь постоянно действующего профессионального парламента. Последовательно проводя принцип создания профессионального парламента, Конституция Республики Беларусь предусматривает, что депутаты Палаты представителей не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. В частности,  они  должны  покинуть  все оплачиваемые посты  в правлениях,  советах  директоров частных форм. Депутат вправе заниматься преподавательс­кой, научной и творческой деятельностью и получать за эту деятельность соответствующее вознаграждение. Данное ис­ключение позволяет творческим работникам,  избранным депутатами, поддерживать уровень своей профессиональной квалификации, отдавать на благо общества свои зна­ния и опыт. Однако исключение не должно превращаться в правило, становиться основным источником дохода, осу­ществляться в ущерб постоянной профессиональной депу­татской деятельности.

Депутат Палаты представителей может быть одновре­менно членом Правительства, но не может быть депутатом местного Совета депутатов. Одно и то же лицо не может од­новременно являться членом двух палат Парламента. Не допускается совмещение  обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновремен­ным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи

Таким образом, из сказанного видно, что ч. 3, 4 Кон­ституции Республики Беларусь устанавливают запрет на совмещение мандата депутата Палаты представителей с работой  в  качестве  члена  Совета  Республики,   депутата местного Совета депутатов. Вместе с тем допускается со­вмещение работы депутата Палаты представителей с дея­тельностью в качестве члена Правительства. Тем самым Конституция Республики Беларусь решительно не поры­вает с существовавшей ранее практикой «нескольких ман­датов»,    когда    одно   и    то    же   лицо   избиралось   или назначалось   одновременно   в  два-три  органа  представи­тельной   и   исполнительной   власти,   совмещая   свою  де­путатскую   деятельность    с   работой   в   Правительстве. В результате это противоречит и принципу разделения властей, и принципу профессионализма.

Депутат Палаты представителей, член Совета Рес­публики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты предста­вителей, Совета Республики, образуемых ими постоян­ных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за ис­ключением Председателя Палаты представителей, Предсе­дателя Совета Республики и их заместителей.

Основой деятельности Парламента является их сессионная ра­бота. Именно на сессиях решаются наиболее важные вопросы их деятельности. Решения принимаются на основе коллективного, рав­ноправного и свободного обсуждения всех вопросов, относящихся к их ведению. Депутат, член Совета Республики обязан присутство­вать на каждой сессии и активно участвовать в ее работе. Они также обязаны участвовать в заседаниях органов Парламента, в состав которых избраны или входят по должности.

«Формы работы депутата, члена Совета Республики в Парламенте:

      Участие в заседаниях палат;

      Участие в заседаниях постоянных комиссий;

      Участие в выполнении поручений палат Парламента;

      Участие в проверках работы государственных органов, объединений, предприятий;

      Направление запросов, обращений, участие в парламентских слушаниях и др.» [9, 366].

Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, преду­смотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, рег­ламентами Палаты представителей, Совета Республики.

Особый интерес представляют такие формы депутатской дея­тельности, как запрос члена палаты, вопрос, обращение.

Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Рес­публики — вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать офи­циальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных орга­нов или должностных лиц.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Пра­вительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компе­тенцию этих органов.

Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при не­обходимости обсужден. Палата принимает в установленном по­рядке решение о направлении запроса соответствующему долж­ностному лицу, к которому он обращен.

Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в те­чение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос.

Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе дать оценку ответу должностного лица на их запрос. По результа­там обсуждения запроса и ответа на него может быть принято постановление Палаты.

Запрос, ответ на него и постановление палаты Парламента, принятое по результатам его рассмотрения, подлежат официаль­ному опубликованию.

Лица, к которым обращен запрос, несут установленную зако­нодательством   ответственность за своевременность рассмотрения запроса, полноту и достоверность представленной информа­ции.

В соответствии с частью второй статьи 103 Конституции Рес­публики Беларусь во время сессий Палаты представителей, Сове­та Республики одно заседание в месяц резервируется для вопро­сов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответов Правительства.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.

Вопрос в письменной форме заблаговременно передается в секретариат соответствующей палаты не позднее, чем за семь дней до дня проведения заседания палаты. Председатель палаты или его заместитель направляет приглашения членам Правитель­ства с перечнем поступивших вопросов.

В случае, если приглашенный член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Палаты представителей, Со­вета Республики, он в обязательном порядке дает официальный письменный ответ на предварительно заданный вопрос, который доводится до сведения парламентариев на этом заседании палаты. Обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общест­венных объединений, учреждений, организаций и предприятий о представлении информации и разъяснений по вопросам, относя­щимся к компетенции государственного органа, учреждения, ор­ганизации, предприятия или должностного лица.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных орга­нов, органов общественных объединений, к руководителям уч­реждений, организаций и предприятий независимо от форм соб­ственности и подчинения (далее - предприятие), иным должност­ным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятель­ностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных во­просов.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распоряди­тельные органы, другие государственные органы, органы об­щественных объединений, а также руководители учреждений, организаций и предприятий, иные должностные лица, к которым обращаются депутат Палаты представителей, член Совета Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, обяза­ны дать ответ на их обращение в устной или по их требованию в письменной форме безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов - не позднее чем в месячный срок.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право принимать непосредственное участие в рассмотре­нии поставленных ими в обращении вопросов. Должностное ли­цо, организующее это рассмотрение, обязано известить их о вре­мени и месте рассмотрения обращения заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.

Если депутат Палаты представителей, член Совета Республи­ки не удовлетворены ответом на свое обращение, они вправе в соответствии с законом сделать запрос.

Лица, которым адресовано обращение депутата Палаты пред­ставителей, члена Совета Республики, несут установленную зако­нодательством ответственность за своевременность, полноту и достоверность представленной по обращению информации.

Предложения и замечания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, высказанные ими на сессиях Палаты представителей, Совета Республики или переданные в письмен­ной форме председательствующему на заседании, рассматрива­ются соответственно Палатой представителей, Советом Респуб­лики, их постоянными комиссиями и иными органами либо на­правляются на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.

Депутат Палаты представителей, входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в состав Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и других органов Палаты представителей, Совета Республики, вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуж­дении и принятии по ним решений, а также в проведении их в жизнь.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вно­сить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях ко­миссий, в состав которых они не входят.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не согласные с решением Палаты представителей, Совета Республи­ки и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности, вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей, Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соот­ветствующей палаты или ее органа.

На заседаниях Палаты представителей, Совета Республики депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь соответственно к ведению Палаты предста­вителей, Совета Республики.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Респуб­лики собираются на очередные сессии в соответствии со ста­тьей 95 Конституции Республики Беларусь без специального приглашения.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в со­став которых они избраны или входят по должности. При невозможности присутствовать на заседании палаты или ее органов депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны заблаговременно информировать об этом соответственно Председателя Палаты представителей, Пред­седателя Совета Республики или руководителя органа соот­ветствующей палаты, в состав которого они избраны или вхо­дят по должности.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе засе­даний Палаты представителей, Совета Республики, постоянных комиссий, иных органов, членами которых они являются, по ре­шению Председателя Палаты представителей, Председателя Со­вета Республики или их заместителей не выплачиваются компен­сационные выплаты, заработная плата за время их отсутствия.

При систематическом неучастии депутата Палаты представи­телей в работе сессии, а также при нарушении им норм парла­ментской этики Палата представителей информирует об этом из­бирателей округа данного депутата.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассма­триваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право:

- избирать и быть избранными Председателем соответствую­щей палаты или его заместителем, в органы Палаты представите­лей, Совета Республики;

Информация о работе Правовой статус парламентариев в РБ