Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа
Целью курсового исследования избран правовой статус парламентариев. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- установить требования, предъявляемые к депутатам;
- исследовать права и обязанности парламентариев;
Введение ……………………………………………………………..
1. Требования к парламентариям…………………………………..
1.1 Психологические особенности общения депутата…………….
2. Права и обязанности парламентариев…………………………..
3. Гарантии парламентариям………………………………………
Заключение ………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
Таким образом, депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи. Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики должны соблюдать нормы парламентской этики, владеть культурой парламентского общения.
2. Права и обязанности парламентариев
В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение «в Бразилии - приблизительно 150 тыс. долл. США в год, в Великобритании — около 31 тыс. фунтов стерлингов в год, в США — 133 тыс. долл. в год, и т, д. Размер такого вознаграждения периодически изменяется» [14,с 192]. I некоторых странах (Франция и др.) размер вознаграждения; делится на две части, вторую депутат получает в зависимости от посещения им заседаний парламента, постоянных комиссия активности его работы. В некоторых странах оплата предусматривается путем выдачи суточного вознаграждения за каждое заседание (Индия).
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Устанавливая норму о том, что депутаты осуществляют свои обязанности на профессиональной постоянной основе, Конституция закрепляет важнейшее завоевание последнего времени — утверждение в Республике Беларусь постоянно действующего профессионального парламента. Последовательно проводя принцип создания профессионального парламента, Конституция Республики Беларусь предусматривает, что депутаты Палаты представителей не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. В частности, они должны покинуть все оплачиваемые посты в правлениях, советах директоров частных форм. Депутат вправе заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью и получать за эту деятельность соответствующее вознаграждение. Данное исключение позволяет творческим работникам, избранным депутатами, поддерживать уровень своей профессиональной квалификации, отдавать на благо общества свои знания и опыт. Однако исключение не должно превращаться в правило, становиться основным источником дохода, осуществляться в ущерб постоянной профессиональной депутатской деятельности.
Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, но не может быть депутатом местного Совета депутатов. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи
Таким образом, из сказанного видно, что ч. 3, 4 Конституции Республики Беларусь устанавливают запрет на совмещение мандата депутата Палаты представителей с работой в качестве члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов. Вместе с тем допускается совмещение работы депутата Палаты представителей с деятельностью в качестве члена Правительства. Тем самым Конституция Республики Беларусь решительно не порывает с существовавшей ранее практикой «нескольких мандатов», когда одно и то же лицо избиралось или назначалось одновременно в два-три органа представительной и исполнительной власти, совмещая свою депутатскую деятельность с работой в Правительстве. В результате это противоречит и принципу разделения властей, и принципу профессионализма.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.
Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей.
Основой деятельности Парламента является их сессионная работа. Именно на сессиях решаются наиболее важные вопросы их деятельности. Решения принимаются на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения всех вопросов, относящихся к их ведению. Депутат, член Совета Республики обязан присутствовать на каждой сессии и активно участвовать в ее работе. Они также обязаны участвовать в заседаниях органов Парламента, в состав которых избраны или входят по должности.
«Формы работы депутата, члена Совета Республики в Парламенте:
Участие в заседаниях палат;
Участие в заседаниях постоянных комиссий;
Участие в выполнении поручений палат Парламента;
Участие в проверках работы государственных органов, объединений, предприятий;
Направление запросов, обращений, участие в парламентских слушаниях и др.» [9, 366].
Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей, Совета Республики.
Особый интерес представляют такие формы депутатской деятельности, как запрос члена палаты, вопрос, обращение.
Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики — вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен.
Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос.
Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе дать оценку ответу должностного лица на их запрос. По результатам обсуждения запроса и ответа на него может быть принято постановление Палаты.
Запрос, ответ на него и постановление палаты Парламента, принятое по результатам его рассмотрения, подлежат официальному опубликованию.
Лица, к которым обращен запрос, несут установленную законодательством ответственность за своевременность рассмотрения запроса, полноту и достоверность представленной информации.
В соответствии с частью второй статьи 103 Конституции Республики Беларусь во время сессий Палаты представителей, Совета Республики одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответов Правительства.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается в секретариат соответствующей палаты не позднее, чем за семь дней до дня проведения заседания палаты. Председатель палаты или его заместитель направляет приглашения членам Правительства с перечнем поступивших вопросов.
В случае, если приглашенный член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Палаты представителей, Совета Республики, он в обязательном порядке дает официальный письменный ответ на предварительно заданный вопрос, который доводится до сведения парламентариев на этом заседании палаты. Обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа, учреждения, организации, предприятия или должностного лица.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения (далее - предприятие), иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, органы общественных объединений, а также руководители учреждений, организаций и предприятий, иные должностные лица, к которым обращаются депутат Палаты представителей, член Совета Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, обязаны дать ответ на их обращение в устной или по их требованию в письменной форме безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов - не позднее чем в месячный срок.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. Должностное лицо, организующее это рассмотрение, обязано известить их о времени и месте рассмотрения обращения заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.
Если депутат Палаты представителей, член Совета Республики не удовлетворены ответом на свое обращение, они вправе в соответствии с законом сделать запрос.
Лица, которым адресовано обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, несут установленную законодательством ответственность за своевременность, полноту и достоверность представленной по обращению информации.
Предложения и замечания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, высказанные ими на сессиях Палаты представителей, Совета Республики или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются соответственно Палатой представителей, Советом Республики, их постоянными комиссиями и иными органами либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.
Депутат Палаты представителей, входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в состав Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и других органов Палаты представителей, Совета Республики, вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в проведении их в жизнь.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вносить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они не входят.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не согласные с решением Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности, вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей, Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа.
На заседаниях Палаты представителей, Совета Республики депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь соответственно к ведению Палаты представителей, Совета Республики.
Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики собираются на очередные сессии в соответствии со статьей 95 Конституции Республики Беларусь без специального приглашения.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности. При невозможности присутствовать на заседании палаты или ее органов депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны заблаговременно информировать об этом соответственно Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или руководителя органа соответствующей палаты, в состав которого они избраны или входят по должности.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе заседаний Палаты представителей, Совета Республики, постоянных комиссий, иных органов, членами которых они являются, по решению Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или их заместителей не выплачиваются компенсационные выплаты, заработная плата за время их отсутствия.
При систематическом неучастии депутата Палаты представителей в работе сессии, а также при нарушении им норм парламентской этики Палата представителей информирует об этом избирателей округа данного депутата.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право:
- избирать и быть избранными Председателем соответствующей палаты или его заместителем, в органы Палаты представителей, Совета Республики;