Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками.
Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовой статус беженцев
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца…………………………………………………………………………....7
1.2 Правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации..............................................................................................................11
1.3 Содержание правового статуса беженца в российском законодательстве………………………………………………………………...15
2. Правовой статус вынужденных переселенцев
2.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев…………………………………………………...19
2.2 Правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………….23
2.3 Содержание правового статуса вынужденных переселенцев в российском законодательстве…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Содержание Курдюкова .doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Государства  обязались:

осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон Соглашения;

обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;

решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязательства:

обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;

оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствие с принятым в каждом из государств участников законодательство о занятости населения.

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельством о браке, с рождением, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждением трудового стажа, выезда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на территории жилья или другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

Создается Международный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

Ныне, после всех событий, происшедших с 1939 г., ответственность стран происхождения основана не столько на концепции о попирании прав, сколько на нарушении, первоначальных обязательств, касающихся прав человека и основных свобод. Тем не менее, правовая теория остается несовершенной, если учесть отсутствие у субъекта международного права, уполномоченного осуществлять защиту, прав, которые четко соотносились бы с правами беженцев, а также неопределенность правовых последствий, возникающих, когда нарушение обязательств приводит к исходу беженцев. долг государств — сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН, но определение метода применения данного принципа в конкретных случаях, связанных с беженцами, требует осторожности. Поощрение “программ организованного выезда” как пример сотрудничества предполагает известное признание права покидать свою страну и въезжать в другую, которое ныне, как правило, не подкрепляется практикой государств. Принципы возмещения ущерба принимающим государствам также не разработаны. Правило, согласно которому “государства не должны “создавать” беженцев”, является слишком общим и неполным. Тем не менее, действует неофициальный принцип, обязывающий государства проявлять осторожность в своих внутренних делах с учетом законных интересов других государств и сотрудничать в решении проблем беженцев. При необходимости такое сотрудничество может включать помощь в удалении или смягчение действия причин, вызывающих бегство, а также содействие по соглашению с другими государствами — процессам упорядоченного отъезда и воссоединения семей[21].

Исходя из рассмотренных нормативных актов, сформулируем определение вынужденного переселенца по международному праву.

Вынужденными переселенцами признаются лица, которые, являясь гражданами страны, представившей убежище, были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Согласно, Федеральному закону от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.),[22] вынужденным переселенцем может быть признан гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"[23].

К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование, либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи. [24]

Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам.

Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от беженца, не являющегося гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым, вынужденный переселенец признается гражданином данного государства.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.[25]

В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это, как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям.

Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Содержание правового статуса вынужденных переселенцев в российском законодательстве

Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется   Законом «О вынужденных переселенцах»[26]. Настоящий Закон определяет  статус вынужденных  переселенцев, устанавливает  экономические, социальные и правовые  гарантии защиты  их прав  и законных интересов  на территории Российской Федерации  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, общепризнанными  принципами  и нормами  международного права  и международными  договорами  Российской Федерации.

  Статья 1  настоящего Закона дает  определение  понятия « вынужденный  переселенец. Так, в ней записано:

1.  вынужденный  переселенец-  гражданин  Российской Федерации, покинувший  место  жительства  вследствие  совершенного в отношении его  или членов  его семьи  насилия  или преследования в иных формах  либо вследствие   реальной опасности подвергнуться  преследованию по признаку  расовой  или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также  по признаку  принадлежности  к определенной  социальной  группе  или политических  убеждений, ставших   поводами  для проведения  враждебных   кампаний  в отношении  конкретного лица   или группы лиц, массовых  нарушений  общественного порядка.

2. По обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом 1 настоящей  статьи, вынужденным  переселенцем   признается:

1) гражданин  Российской Федерации, вынужденный покинуть  место жительства  на территории иностранного  государства и прибывший   на территорию  Российской Федерации;

2) гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства  на территории одного   субъекта  Российской  Федерации  и прибывший  на территорию  другого  объекта  Российской Федерации.

3. Вынужденным  переселенцем также  признается  иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно  проживающие  на законных  основаниях  на территории  Российской Федерации  и изменившие  место  жительства в пределах  территории  Российской Федерации  по обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи.

  Обязанности  вынужденного переселенца  аналогичны обязанностям  беженцев.

Лицу, признанному  вынужденным переселенцем,  присваивается статус  вынужденного переселенца  сроком на пять лет и  выдается удостоверение,  действительное на всей территории Российской Федерации.

  Вынужденный переселенец имеет право[27]:

1) самостоятельно  выбрать место  жительства на территории Российской Федерации, в том числе  в одном из  населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным  органом миграционной службы. Вынужденный переселенец  может в соответствии  с установленным  порядком  проживать  у родственников или у иных  лиц при  условии их согласия на совместное  проживание  независимо от размера  занимаемой  родственниками  или иными  лицами площади;

2) при  отсутствии возможности  самостоятельного  определения  своего  нового места жительства  на территории Российской Федерации   получить  у федерального  органа миграционной  службы   или территориального органа  миграционной  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление  на проживание   в центре  временного размещения   вынужденных переселенцев либо в жилом  помещении из фонда  жилья для временного  поселения  вынужденных  переселенцев;

3) на получение содействия  в обеспечении их проезда  и провоза багажа  к новому месту  жительства  или к месту пребывания.

  Кроме того, вынужденный переселенец, так же, как и беженец,   обязан:

1)                 соблюдать  Конституцию  Российской Федерации и законы;

2)                 соблюдать установленный порядок проживания в центре временного  размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении  из фонда жилья  для временного  поселения  вынужденных переселенцев; 

3)                 при перемене места жительства  перед выездом сняться   с учета в территориальном  органе миграционной  службы и в течение   одного месяца встать на учет   в территориальном органе миграционной  службы;

4)                 проходить ежегодный  переучет в сроки, устанавливаемые  территориальным  органом  миграционной  службы.

  Органы исполнительной власти уполномочены  на местах  проживания  вынужденных переселенцев:

1)предоставлять вынужденному переселенцу полный перечень  населенных пунктов, рекомендуемых  для постоянного проживания и информацию об условиях  проживания  и о возможностях  трудоустройства в этих населенных пунктах;

2)включать вынужденного переселенца  в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации  в список граждан  на  получение   жилья независимо  от срока проживания в данной местности[28];

3) оказывать вынужденному переселенцу помощь  при вступлении  в жилищный кооператив, помощь   в индивидуальном жилищном   строительстве, включая предоставление ( приобретение) земельного участка  и приобретение  строительных материалов  в установленном порядке;

Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев