Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками.
Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовой статус беженцев
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца…………………………………………………………………………....7
1.2 Правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации..............................................................................................................11
1.3 Содержание правового статуса беженца в российском законодательстве………………………………………………………………...15
2. Правовой статус вынужденных переселенцев
2.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев…………………………………………………...19
2.2 Правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………….23
2.3 Содержание правового статуса вынужденных переселенцев в российском законодательстве…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...31
9
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Правовой статус беженцев
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца……………………………………………………………
1.2 Правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации.....................
1.3 Содержание правового статуса беженца в российском законодательстве……………………………………
2. Правовой статус вынужденных переселенцев
2.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев………………………………………………
2.2 Правовое регулирование статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………
2.3 Содержание правового статуса вынужденных переселенцев в российском законодательстве……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками.
Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.
Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц[1].
Понятие "беженец" применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений[2].
В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем[3].
Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом - в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе - при отсутствии поста иммиграционного контроля - в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами[4].
Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.
Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Охваченное процессами глобализации, современные страны сталкиваются с проблемами, которые создает глобальная миграция. Многочисленные потоки людей, пересекающие границы, образуют рынки труда, политические партии, преступные сообщества. Замечено, перемещение населения из стран с низким уровнем жизни в более развитые государства в экономическом отношении[5].
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.
Целью курсовой работы является – на основе понятия и международно-правового регулирования статуса беженцев, а также понятия и правового регулирования статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации, изучить правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Для решения поставленной цели, ставятся следующие задачи:
1) сформулировать понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца;
2) изучить правовой статус беженцев в российском законодательстве;
3) определить понятие вынужденных переселенцев и их правовй статус в общем
В моей курсовой работе были использованы следующие методы изучения: метод альтернатив, исторический метод, логический метод, системный метод, формально-юридический метод.
В качестве источников по курсовой работе были использованы: 1) Конституция Российской Федерации, 2) Конвенция «О статусе беженцев»[6] и другие.
1. Правовой статус беженцев
1.2 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца
Высшую юридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция РФ, которой должны соответствовать и законы, и международные договоры Российской Федерации, а также все иные действующие и применяемые нормативные правовые акты. Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституцией в российскую правовую систему в качестве составной части были включены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15), а также определено, что в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[7].
Основной объем международно-правового регулирования статуса беженцев содержится в международных договорах. Право международных договоров Российской Федерации основывается на нормах Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"[8].
Систему международно-правовых норм, касающейся конституционно-правового регулирования положения беженцев, можно представить в следующем виде:
- многосторонние международные договоры, посвященные правам и свободам человека и гражданина;
- международные договоры, определяющие принципы правового регулирования положения иностранных граждан; конвенции, касающиеся регулирования положения иностранных граждан;
- многосторонние договоры и соглашения, заключенные в рамках межгосударственных объединений (для Российской Федерации это договоры, подписанные в рамках участия в Совете Европы, Содружестве Независимых Государств), касающиеся прав и свобод человека и гражданина, регулирующие правовое положение граждан государств СНГ в государствах-участниках;
- договоры, определяющие союзные отношения Российской Федерации и Республики Беларусь (Договор о создании Союзного государства 1999 г., Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования 1998 г. , Договор о равных правах граждан 1998 г.);
- двусторонние договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам (по гражданским и уголовным делам);
- консульские конвенции Российской Федерации.
Среди нормативных актов общей направленности в международно-правовом регулировании прав и свобод человека можно выделить группу основополагающих актов. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г, и сложившаяся вокруг них система международных договоров, регулирующих отдельные вопросы правового положения личности, развивающих и конкретизирующих требования этих основополагающих актов к соблюдению и уважению прав человека.
Основой для современного международного права является требование ООН о всеобщем уважении к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. С принятием Устава ООН, занявшего позицию защиты прав человека и народа, была ограничена правовыми рамками свобода действий государства в международных отношениях и внутри страны[9].
Устав ООН закрепил исходные начала о статусе личности. В статье 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится, что ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах образуют группу основополагающих международных документов (также называемых международным кодексом (биллем) о правах человека), развивающих и конкретизирующих сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формирующих стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство[10].
Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 провозглашает: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного происхождения (ст. 2). В статье 6 Декларации также устанавливается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации (ст. 7).
К нормативным актам специальной направленности следует отнести Конвенцию ООН 1951 года "О статусе беженцев[11]" и Протокол к ней 1967 года, касающийся статуса беженцев.
Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.
Исходя из рассмотренных нормативных актов, сформулируем определение беженца по международному праву. В ст.1 Конвенции дано общее определение термина "беженец": это лицо, которое "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений[12]".
1.2 Понятие и нормативно-правовое регулирование статуса беженца в российском законодательстве
Нормативно-правовое регулирование статуса беженцев в Российской Федерации осуществляется различными нормативно-правовыми актами. Во-первых, необходимо выделить Конституцию Российской Федерации от 23 декабря 1993г.
Часть 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации говорит о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев