Правовое регулирование коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или тради

Работа содержит 1 файл

Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Для всякой иной работы, помимо службы, служащий обязан получить предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешение не требуется для: принятия опекунства, ухода за больным или немощным, выполнения обязанностей по завещанию, отправления «свободной» профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции, следует  отметить порядок трудоустройства  лиц, ушедших с высоких государственных  постов. В течение установленного срока они должны получить разрешение правительства на работу в частном секторе или занятие коммерческой деятельностью, если они к ней имели отношение. В противном случае их поведение может рассматриваться как коррупционное.

В Германии служащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и  факты, ставшие ему известными в  процессе служебной  деятельности. Без разрешения служащий не имеет права давать показания или делать заявления по известным ему фактам (делам) даже в суде. Разрешение такого рода даёт руководитель службы или, если служебные отношения прекращены, последний руководитель службы. Сведения для прессы вправе оглашать только правление учреждения или уполномоченный им служащий.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни. Всё это способствует эффективности антикоррупционной стратегии ФРГ.

Заслуживает внимания опыт противодействия коррупции  Финляндии, у которой, по международным  оценкам, один из самых высоких антикоррупционных  рейтингов. 

Низкому уровню коррупции в органах государственной власти и управления Финляндии способствуют:

наличие развитых институтов гражданского общества, в  том числе СМИ;

стремление к  минимизации вмешательства государства  в экономический сектор;

прозрачность  и гласность процесса принятия решений  должностными лицами, открытость и доступность большинства нормативных и подзаконных актов;

политическая, финансовая и кадровая независимость системы  правосудия от исполнительной власти, действительная гарантия защиты лиц, оказавших  содействие компетентным органам в борьбе с коррупцией;

эффективная организация  административной системы, характеризующейся  компактностью, малой степенью бюрократизации, отсутствием кастовости;

адекватная система  внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие  полномочия в этой области у канцлера юстиции и парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;

достойный уровень  зарплаты государственных служащих, наличие так называемого «социального пакета» (пенсионного обеспечения  и выходного пособия), размер которого устанавливается по итогам выслуги лет;

морально-психологический  настрой общества и всего корпуса  должностных лиц на неприятие  коррупции.

Основные антикоррупционные  принципы финского государства –  прозрачность процесса отправления  власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих - закреплены в Конституции.

Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональной «Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере» 1996 г. Другие специализированные антикоррупционные проекты, а также специальные правоохранительные службы  в стране отсутствуют.

Под должностным  взяточничеством как основным видом  коррупции в Финляндии понимается противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определённом поведении. При этом обоюдно извлекаемая выгода может носить как материальный (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), так и нематериальный (лоббирование чьих-либо интересов, помощь в проведении избирательной кампании и т.д.) характер. В соответствии с Законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счёт заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке.

В Уголовном  кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены  различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы (с освобождением от занимаемой должности, запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к её даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д.

Опыт борьбы с коррупцией в Японии свидетельствует  о том, что отсутствие единого  кодифицированного акта не препятствует эффективному решению этой проблемы. Нормы антикоррупционного характера  содержатся во многих национальных законах.

Особое значение законодательство Японии придаёт запретам в отношении политиков, государственных  и муниципальных служащих. Они, в  частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении  частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности.

Законодательство  Японии квалифицирует как преступление действия политиков, лоббирующих за вознаграждение от заинтересованного  лица выгодное дня него решение путём  воздействия на государственных  и муниципальных служащих, а также служащих юридических лиц с 50-процентным капиталом государства или органов местного самоуправления.

Как и во многих странах, в Японии одним из важнейших  направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Государственное  администрирование построено здесь на принципе меритократии14.  

и ориентировано  на службу. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.

Большое внимание законодательство Японии уделяет этичному поведению политиков и служащих. С апреля 2000 г. в стране действует  Закон «Об этике государственных  служащих», а также утверждённые правительственным указом этические  правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. В этических правилах государственного служащего даётся развёрнутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона.

В 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии  информации». Этот акт гарантирует  гражданам право на доступ к официальной  информации, имеющейся у правительственных  учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство откажется её обнародовать.

В Японии, в соответствии с законом, ведётся реестр лиц, против которых выдвинуты обвинения  в коррупции или причастности к организованной преступности. Этот факт доводится до сведения общественности через средства массовой информации, может повлечь за собой установление контроля за поведением конкретного лица, применение к нему ряда правоограничений.

Японское законодательство устанавливает строгие ограничения  в отношении финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций. Прежде всего, это касается порядка пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов. Нарушение положений Закона влечёт за собой применение санкций, распространяющихся на ответственных лиц как предоставляющей, так и получающей пожертвования стороны, а также на посредников.

Антикоррупционная политика Японии предполагает подотчётность  политического руководства, реформу  финансирования политических партий и  избирательных кампаний; поддержание престижа государственной службы; обеспечение гражданских свобод.

Приоритетным  направлением антикоррупционной государственной  политики Республики Корея является внедрение «культуры прозрачности». На практике она реализуется посредством программы «OPEN» – онлайновой системы контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ.

Свободный доступ к информации о состоянии дел  исключает необходимость личных контактов с чиновниками или предложения им взяток за ускоренное принятие решений. В результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в столице уменьшилась в 6 раз.

Эталонным считается  новый Закон Республики Корея «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу 1 января 2002 г. и получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Комитету по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) вменено в обязанность начинать расследования соответствующих обвинений по любому заявлению граждан.

Заслуживает внимания и антикоррупционная политика Сингапура. Её центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать коррупцию в государственном и частном секторе экономики страны.

Бюро проверяет  факты злоупотреблений государственных  чиновников и сообщает о них соответствующим  органам для принятия дисциплинарных мер, а также изучает методы работы потенциально подверженных коррупции  государственных органов для обнаружения слабых звеньев в системе управления.

Главная идея антикоррупционной  политики Сингапура заключается  в «стремлении минимизировать или  исключить условия, создающие как  стимул, так и возможность склонения  личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счёт целого ряда антикоррупционных принципов, в частности:

оплата труда  государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней  заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц;

контролируемая ежегодная отчётность государственных должностных лиц oб их имуществе, активах и долгах, при этом прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;

большая строгость в делах о коррупции в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;

ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики.

Таким образом, в трёх наиболее динамично развивающихся странах Азии, несмотря на национальную специфику, реализуются комплексные антикоррупционные программы, предусматривающие наряду с репрессивными профилактические меры предупреждения коррупции.

Существенно отличается от рассмотренных выше антикоррупционная стратегия Китая. В её основе лежит превалирование репрессивных мер воздействия. С этой целью в 2003 г. был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но выполняет также исполнительные функции. Достаточно сказать, что этот Комитет «подвёл под расстрельную» статью около 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончила жизнь самоубийством. Свыше 8 тысяч покинули страну.

Кроме самых  жёстких мер в Китае используют и профилактические. Например, ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам «руководящих работников». Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, которые «противоречат интересам общества». Помимо этого в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

Таким образом, анализ действующих антикоррупционных  стратегий США, стран Европы и  Азии показывает, что полностью искоренить коррупцию не удаётся ни одному государству, но снизить её порог вполне возможно.

Информация о работе Правовое регулирование коррупции