Правовое регулирование коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или тради

Работа содержит 1 файл

Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Закон 1906 г. о  предупреждении коррупции предусматривает  уголовную ответственность независимо от того, совершило ли лицо, получившее взятку, те действия, за которые она была дана, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель.

Закон 1916 г. об исправлении  Закона о предупреждении коррупции  и дополнениях к нему устанавливает  ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом  или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 г. взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

В отдельный состав коррупционного преступления британское законодательство выделяет подкуп с целью получения почётных наград. Причём ответственность предусмотрена как для дающих, так и для получающих взятку. Взяткодатель наказывается лишением свободы на срок до двух лет или (и) штрафом по усмотрению суда. Взяткополучатель -  лишением свободы до 3 месяцев или (и) штрафом в пределах предусмотренного законом максимума (Закон о предупреждении злоупотребления с наградами 1925 г.).

Законом о продаже  должностей 1809 г. в редакции Закона об уголовном праве 1967 г. предусмотрена ответственность за коррупцию в виде продажи, покупки, сделок с целью получения какой-либо должности, в том числе и работы по найму как в пределах Соединённого Королевства, так и в британских владениях. Виновные наказываются лишением свободы на срок до 2 лет и лишением права навсегда занимать соответствующую должность.

Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет.

Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает  финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. И если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной  ответственности в качестве соучастника.

В рамках антикоррупционной  стратегии в Великобритании реализуется  и программа утверждения принципов  честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том  числе на государственной службе. В октябре 1994 г. был создан независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. В задачи  Комитета входило: «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности»; выработка рекомендаций по улучшению моральных критериев участников «публичной жизни». К  их числу были отнесены все министры, государственные служащие, члены национального и Европейского парламентов, высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей. При этом Комитету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандартов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов достойного участия в общественной жизни. В результате уже в 1995 г. Комитет сформулировал семь принципов государственной работы чиновников - своеобразный Кодекс поведения:

нестяжательство  – служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

неподкупность – недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних  лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

объективность  – непредвзятое решение всех вопросов;

подотчётность  – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;

открытость  – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);

честность  – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

лидерство –  соблюдение принципов лидерства  и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

Хотя сами по себе нарушения данных стандартов не влекли за собой судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», они сыграли роль сдерживающего фактора в борьбе с коррупцией.

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования  и проведения избирательных кампаний.

Первое направление  получило развитие ещё в 1919 г., когда  в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным  чиновникам в течение 5 лет после  отставки работать в компании, которую  они контролировали, находясь на государственной  службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В 1946 г., затем в 1992 г. в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

И всё же французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель – предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего». Французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго.

Особенность французского антикоррупционного законодательства, по сравнению с американским, заключается в том, что государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.

Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение  правительства страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

В 1990 г. был принят Закон о финансировании политических партий, который ввёл ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. В 1993 г. была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделённая контрольными функциями.

В 1991 г. во Франции  была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных  заказов и общественных работ, а  в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий Счётной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически  одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное  положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов.

В системе противодействия  коррупции функционируют специальные  подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную  роль в противодействии коррупции  играет и созданная в 1991 г. при  министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее  время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с  отмыванием «грязных» денег через  банковскую сеть.

Антикоррупционная система Германии базируется на 10 основных принципах:

охранять государственную  казну и конкуренцию посредством  регистра коррупции;

создавать стимулы  для новой этики предпринимательства;

запрещать должностным  лицам, уволенным со службы за оказание протекции, в течение 5 лет иметь  отношение к предпринимательству;

ликвидировать пробелы в законах;

вести санкционированный  контроль за телефонными разговорами;

урегулировать положение главного свидетеля посредством  смягчения наказания;

улучшать уголовное  преследование путём создания центров  по борьбе с коррупцией;

обеспечивать  широкую гласность своей деятельности;

создать «телефон доверия»;

усилить контроль с целью предупреждения самообогащения, и злоупотребления субъективным правом12.

Следует отметить, что для противодействия коррупции  в Германии были приняты меры законодательного и административного характера.

В 1997 г. вступил  в силу Закон о борьбе с коррупцией с одновременным внесением изменений в Уголовный кодекс (УК) Германии. Был расширен перечень коррупционных преступлений:

получение выгоды (§331);

получение взятки за нарушение служебного долга (§332);

обещание, предложение  выгоды, взятки (§333);

дача взятки за нарушение служебного долга (§334);

получение и  дача взятки в хозяйственном обороте (§299);

ограничивающие  конкуренцию соглашения при конкурсах (§298).

В УК Германии была внесена статья о даче и получении  взятки в частно-правовом обороте, которая  ранее содержалась в Законе против неразрешённой конкуренции (подкуп служащего - §12).

В качестве организационно-правовой меры министерствам и федеральным  органам управления был представлен  пакет документов,  который получил название «Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления».

В Директиве  содержатся положения, направленные на предупреждение коррупции: 

определение перечня  должностей, наиболее подверженных коррупции;

усиление внутриведомственного контроля в форме ревизий;

особенно тщательный подход при назначении лиц на должности, исполнение которых допускает возможность совершения коррупционных действий;

обучение и  повышение квалификации сотрудников  для неприятия ими действий, подпадающих  под состав коррупционных преступлений;

усиление служебного надзора руководством федерального органа;

ротация персонала, занимающего должности, наиболее подверженные коррупции;

строгое соблюдение предписанных процедур при выделении  и оформлении государственных заказов;

чёткое разделение этапов, связанных с планированием, выделением и расчётами при оформлении государственных заказов;

исключение из конкурса участников аукциона в случае серьёзного нарушения установленных  правил.

Одновременно  с Директивой были разработаны Рекомендации по соблюдению «Кодекса антикоррупционного поведения». К Рекомендациям прилагалось «Руководство к действию», предназначенное для руководителей, поскольку эффективность мер воздействия и предупреждения коррупции в первую очередь зависит, по мнению германских законодателей, от руководящих лиц государственной службы.

В соответствии с этими документами государственные  служащие не вправе заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц, в том числе участвовать  в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы13.

Информация о работе Правовое регулирование коррупции