Правовое регулирование деятельности политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Роль политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России.

Задачи исследования:
-охарактеризовать правовое регулирование деятельности политических партий в Российской Федерации
-рассмотреть правовой статус избирательных объединений (блоков);
-охарактеризовать участие политических партий в выборах и референдумах;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации………………………..6
1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6
1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12
Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России……………………………….18
2.1 Участие политических партий в выборах и референдумах……………….18
2.2 Политические партии и избирательные объединения в современном избирательном процессе России………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая политические партии и избирательные объединения в механизме демократических выборов.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Законом предусматривается  порядок и размеры финансирования партий за счет средств федерального бюджета. Последнее осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Вместе с  тем, необходимо отметить, что закон  о политических партиях был принят без достаточно широкой общественной дискуссии, в отсутствие которой  он способен больше обслуживать интересы объединений, голосовавших за него в  Госдуме, нежели иных общественных организаций и групп интересов разнообразных социальных слоев16.

В итоге, как  считают некоторые исследователи  этим законом решается задача отсечения  партий-однодневок, но не безыдейных номенклатурных партий.

Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в России идет процесс развития полноценной партийной системы, то есть переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских – к программным, от партий московских – к имеющим развитую сеть региональных отделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главной особенностью конституционного развития России и  причиной многих трудностей является стремительный переход от однопартийного правления к многопартийному. Политическое многообразие и многопартийность уже стали неотъемлемой частью общественной жизни нашего государства. Закрепление этого положения в Конституции РФ означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Социальная  сущность партии вытекает из её задачи аккумулирования общезначимых общественно-политических интересов народа. Политическая роль данных объединений определяется, в  свою очередь, их целью перевода вышеназванных интересов на общегосударственный уровень с помощью избирательной функции.

Партии призваны выявлять и аккумулировать общественные интересы, имеющие насущную необходимость  в практической реализации при осуществлении  политической власти. Если рассматривать триединую основу конституционного строя: представительная демократия - выборы - политические партии, то именно выборы оказываются тем ведущим фактором, с помощью которого происходит основное конституирование политических партий и политическое структурирование гражданского общества. Поэтому участие в избирательном процессе является важнейшей конституционной функцией политических партий, которая представляет собой концентрированное выражение их социальной сущности и политико-правовой роли в механизме осуществления народовластия. Это - основное легальное, конституционное «поле битвы» партий за участие в реализации государственной власти, где окончательно выясняется их общественно-политическая значимость. При этом законодатель не просто декларирует эту важную особенность политических партий, но и обеспечивает ее нормативную Политическая партия уникальна тем, что, будучи институтом гражданского общества, одновременно является и субъектом, участвующим в формировании и деятельности органов государственной власти. По своей социальной природе партия является отделенным от государства общественным институтом, призванным представлять и отстаивать в политическом процессе интересы различных социальных слоев гражданского общества, обеспечивать контроль общества за деятельностью государства. Политические партии возникают и обретают правовой статус в соответствии с действующим законодательством.

Сегодня избирательное  право России достаточно развито  и соответствует международным стандартам. Ведущую роль в избирательном процессе в настоящее время играют политические партии, поскольку именно они являются единственными организационно-коллективными субъектами, участвующими в выборах. Закрепление за партиями статуса основных участников избирательного процесса является основой для достижения развитого парламентаризма.

Федеральный закон  «О политических партиях» определяет строгие критерии правовой регламентации  всех основных аспектов жизнедеятельности  политических партий, которые должным  образом соответствуют повышенным требованиям к партиям как основным субъектам избирательного процесса, которым предоставляется преимущественное право на участие в выборах разного уровня.

Участие в выборах - это не просто право партий, но их конституирующий признак, а, следовательно, и их обязанность перед обществом подтверждать свой статус политической партии путем обязательного участия в выборах.

Таким образом, политические партии являются важнейшим  участником избирательного процесса на всех его стадиях, поэтому современное российское избирательное законодательство ориентировано на политические партии, регламентируя их деятельность на каждой стадии избирательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы:

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237
  2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 12 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950
  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ"Об общественных объединениях"(с изменениями от 23 июля 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930
  4. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"//"Парламентская газета" от 24 декабря 2004 г. № 242,
  5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть I) ст. 3104
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия"//"Российская газета" от 8 февраля 2005 г. № 24,

 

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов"// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 30 ст. 3989

 

Литература:

 

  1. Баглай М. В., Гарбичидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай. -М., 2006. – 450 с.
  2. Зиновьев А. В. Основы конституционного права. – А.В. Зиновьев. - СПб., 2006. – 266 с.
  3. Зиновьев А. В., Глущенко П. П. и др. Конституционное право России в определениях и схемах. / А.В. Зиновьев. - СПб., 2007. – 267 с.
  4. Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики./ А.В. Зиновьев. - СПб., 2007. – 462 с.
  5. Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ/ А.И. Коваленко -. М.2004. – 344 с.
  6. Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2005. – 288 с.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М., 2005. - 320 с.
  8. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.
  9. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.: МОНФ, 2007. - 320 с..
  10. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2006. – 279 с.
  11. Митюков М.А. Конституция Российской Федерации: направления и способы ее преобразования // Государственная власть и права человека. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. С.11-23
  12. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика.- М., 2008. - 260 с.

 

Периодическая литература:

 

  1. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007 г.
  2. Чертков А.Н. , Артамонова Н.В. Политические партии в контексте развития правовой культуры избирателей // "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007 г.
  3. Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции // "Российская юстиция", № 3, март 2007 г.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.//"Российская газета" от 6 ноября 2008 г. № 230

1 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 12 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ"Об общественных объединениях"(с изменениями от 23 июля 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930

3 Зиновьев А. В. Основы конституционного права. – А.В. Зиновьев. - СПб., 2006. – 266 с.

4 Зиновьев А. В. Основы конституционного права. – А.В. Зиновьев. - СПб., 2006. – 266 с.

5 Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007 г.

6 Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007 г.

7 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.

8 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.

9 Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции // "Российская юстиция", № 3, март 2007 г.

10 Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики./ А.В. Зиновьев. - СПб., 2007. – 462 с.

11 Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции // "Российская юстиция", № 3, март 2007 г.

12 Минина Н.В. Правовой статус политических партий России (XX в. - начало XXI в.): историко-правовые традиции // "Российская юстиция", № 3, март 2007 г.

13 Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // "Законодательство и экономика", № 10, октябрь 2007 г.

14 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.

15 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.

16 Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2007. – 320 с.

 


Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий