Правовое регулирование деятельности политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Роль политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России.

Задачи исследования:
-охарактеризовать правовое регулирование деятельности политических партий в Российской Федерации
-рассмотреть правовой статус избирательных объединений (блоков);
-охарактеризовать участие политических партий в выборах и референдумах;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации………………………..6
1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6
1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12
Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России……………………………….18
2.1 Участие политических партий в выборах и референдумах……………….18
2.2 Политические партии и избирательные объединения в современном избирательном процессе России………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая политические партии и избирательные объединения в механизме демократических выборов.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Правовое регулирование  деятельности политических партий и  избирательных объединений в  Российской Федерации………………………..6

1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6

1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12

Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений  в механизме демократических  выборов в России……………………………….18

2.1 Участие политических  партий в выборах и референдумах……………….18

2.2 Политические  партии и избирательные объединения  в современном избирательном  процессе России………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников и литературы…………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская избирательная система в современном виде начинает складываться в 1993 году. В это время в Конституции РФ закладываются основы свободных выборов и многопартийности. В стране начинается процесс формирования федеральных и региональных законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы. Начиная со вступления России на рубеже 1990-х годов в период социальной и политической трансформации, как в государственных, так и научных кругах страны активно обсуждаются вопросы формирования новой избирательной системы, ее влияния на развитие политических партий и партийной системы.

Нельзя не отметить, что в современной России были сделаны важные шаги в плане развития демократического общества, одним из важнейших достижений которого стало функционирование новой избирательной системы, формирование политических партий, создание многопартийности. Вступление в силу в 2003-2005 гг. нового Федерального законодательства о выборах и политических партиях стало качественно новым этапом развития политической системы России.

Вместе с  тем, в научных кругах высказывается  мнение, что политические и избирательные  процессы носят в России всё более  формальный и декоративный характер. Звучат обвинения (особенно после последних выборов в Госдуму РФ в декабре 2003 года, на которых победила "партия власти" - "Единая Россия") в том, что большинство избирательных реформ проводятся в интересах исполнительной государственной власти и бюрократии, которые в большей степени заинтересованы в личных перспективах, чем в развитии полноценных институтов гражданского общества.

В связи с  этим особую актуальность приобретает  анализ избирательной системы и  политических партий как участников избирательных процессов в современной  России, определение роли и места политических партий в функционировании избирательной системы.

Таким образом, актуальность данного исследования вызвана потребностью изучения и  анализа противоречивого процесса развития в современной России избирательной  и партийной систем.

Цель исследования: Роль политических партий и избирательных  объединений в механизме демократических  выборов в России.

Объект исследования — избирательная система и  избирательные процессы в современной  России.

Предмет исследования - участие российских политических партий и избирательных объединений в избирательных процессах.

Задачи исследования:

-охарактеризовать  правовое регулирование деятельности  политических партий в Российской  Федерации

-рассмотреть  правовой статус избирательных  объединений (блоков);

-охарактеризовать  участие политических партий  в выборах и референдумах;

-определить  роль политических партий и  избирательных объединений в  современном избирательном процессе  России.

Несмотря на то, что российские ученые сравнительно недавно обратились к исследованию избирательных и партийных систем применительно к российской политической действительности, уже можно говорить о том, что в этой области накоплен серьезный научный материал. Среди авторов, в работах которых представлен анализ современной российской избирательной системы, ее эффективности и особенностей применения можно выделить работы А.В. Зиновьева, В.В. Лазарева, Л.Ю. Грудцыной, Н.В. Мининой, А.Н. Черткова, Н.В. Артамоновой и др. В исследованиях этих авторов представлен всесторонний анализ вопросов становления и развития избирательной системы в современной России, рассматривается роль политических партий в функционировании избирательной системы.

Нормативной базой исследования стали Конституция РФ, ФЗ «О политических партиях», «Об общественных объединениях», иные нормативно-правовые акты.

Методы исследования: анализ нормативной и специальной  литературы по теме исследования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации

1.1 Политические партии в Российской Федерации

 

Право граждан  РФ на объединение в политические партии включает право создавать  на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий.

В соответствии с Федеральным законом "О политических партиях"1 политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления2.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Политическая  партия как один из видов общественного  объединения должна обладать следующими признаками:

-это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое  формирование;

-создается по  инициативе граждан;

-граждане объединяются  на основе общности интересов  для реализации общих целей,  указанных в уставе общественного  объединения.

При этом политическая партия должна отвечать определенным требованиям, предусмотренным Законом:

-иметь региональные  отделения более чем в половине субъектов РФ, но в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

-в политической  партии должно состоять не  менее 50 тыс. членов политической  партии, при этом более чем  в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;

-руководящие  и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации3.

Законодателем также определено, что основными  целями политической партии являются:

-формирование  общественного мнения;

-политическое  образование и воспитание граждан;

-выражение мнений  граждан по любым вопросам  общественной жизни, доведение  этих мнений до сведения широкой  общественности и органов государственной  власти;

-выдвижение  кандидатов (списков кандидатов) на  выборах Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Политические  партии действуют на территории Российской Федерации, руководствуясь принципами добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Эти принципы в первую очередь основаны на Конституции  РФ.

Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений, установленных ст. 9 Федерального закона "О политических партиях".

К таким ограничениям относятся:

-запрет на  создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;

-запрещение  создания политических партий  по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной  принадлежности;

-создание структурных подразделений политических партий допускается только по территориальному признаку;

-запрет на  создание структурных подразделений  политических партий в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления, в Вооруженных  Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

-недопущение  деятельности политических партий  и их структурных подразделений  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

-недопущение  вмешательства политических партий  в учебный процесс образовательных  учреждений;

-запрет на  создание и деятельность на  территории Российской Федерации  политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;

-возможность  приостановления деятельности политической  партии в связи с введением  на всей территории Российской  Федерации или в ее отдельных  местностях чрезвычайного или  военного положения4.

Кроме того, установлено, что деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Так, в соответствии с ее ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Политические  партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных  документах является общедоступной.

Политическая  партия является единственным видом  общественного объединения, которое  обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы такие документы, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством РФ о референдумах.

Политическая  партия считается участвующей в  выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах:

-за выдвинутый  ею (или избирательным блоком, в  состав которого она входит) и  зарегистрированный федеральный  список кандидатов в депутаты  ГД ФС РФ;

-за выдвинутых  ею (или избирательным блоком, в  состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты ГД ФС РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;

-за выдвинутого  ею и зарегистрированного кандидата  на должность Президента РФ;

-за выдвинутых  ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ;

Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий