Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: Роль политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России.
Задачи исследования:
-охарактеризовать правовое регулирование деятельности политических партий в Российской Федерации
-рассмотреть правовой статус избирательных объединений (блоков);
-охарактеризовать участие политических партий в выборах и референдумах;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации………………………..6
1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6
1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12
Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России……………………………….18
2.1 Участие политических партий в выборах и референдумах……………….18
2.2 Политические партии и избирательные объединения в современном избирательном процессе России………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………………...32
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации………………………..6
1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6
1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12
Глава 2 Участие политических
партий и избирательных объединений
в механизме демократических
выборов в России……………………………….
2.1 Участие политических
партий в выборах и
2.2 Политические
партии и избирательные
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...32
Введение
Российская избирательная система в современном виде начинает складываться в 1993 году. В это время в Конституции РФ закладываются основы свободных выборов и многопартийности. В стране начинается процесс формирования федеральных и региональных законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы. Начиная со вступления России на рубеже 1990-х годов в период социальной и политической трансформации, как в государственных, так и научных кругах страны активно обсуждаются вопросы формирования новой избирательной системы, ее влияния на развитие политических партий и партийной системы.
Нельзя не отметить, что в современной России были сделаны важные шаги в плане развития демократического общества, одним из важнейших достижений которого стало функционирование новой избирательной системы, формирование политических партий, создание многопартийности. Вступление в силу в 2003-2005 гг. нового Федерального законодательства о выборах и политических партиях стало качественно новым этапом развития политической системы России.
Вместе с тем, в научных кругах высказывается мнение, что политические и избирательные процессы носят в России всё более формальный и декоративный характер. Звучат обвинения (особенно после последних выборов в Госдуму РФ в декабре 2003 года, на которых победила "партия власти" - "Единая Россия") в том, что большинство избирательных реформ проводятся в интересах исполнительной государственной власти и бюрократии, которые в большей степени заинтересованы в личных перспективах, чем в развитии полноценных институтов гражданского общества.
В связи с
этим особую актуальность приобретает
анализ избирательной системы и
политических партий как участников
избирательных процессов в
Таким образом,
актуальность данного исследования
вызвана потребностью изучения и
анализа противоречивого
Цель исследования:
Роль политических партий и избирательных
объединений в механизме
Объект исследования — избирательная система и избирательные процессы в современной России.
Предмет исследования - участие российских политических партий и избирательных объединений в избирательных процессах.
Задачи исследования:
-охарактеризовать
правовое регулирование
-рассмотреть правовой статус избирательных объединений (блоков);
-охарактеризовать участие политических партий в выборах и референдумах;
-определить
роль политических партий и
избирательных объединений в
современном избирательном
Несмотря на то, что российские ученые сравнительно недавно обратились к исследованию избирательных и партийных систем применительно к российской политической действительности, уже можно говорить о том, что в этой области накоплен серьезный научный материал. Среди авторов, в работах которых представлен анализ современной российской избирательной системы, ее эффективности и особенностей применения можно выделить работы А.В. Зиновьева, В.В. Лазарева, Л.Ю. Грудцыной, Н.В. Мининой, А.Н. Черткова, Н.В. Артамоновой и др. В исследованиях этих авторов представлен всесторонний анализ вопросов становления и развития избирательной системы в современной России, рассматривается роль политических партий в функционировании избирательной системы.
Нормативной базой исследования стали Конституция РФ, ФЗ «О политических партиях», «Об общественных объединениях», иные нормативно-правовые акты.
Методы исследования: анализ нормативной и специальной литературы по теме исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации
1.1 Политические партии в Российской Федерации
Право граждан РФ на объединение в политические партии включает право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий.
В соответствии с Федеральным законом "О политических партиях"1 политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления2.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Политическая партия как один из видов общественного объединения должна обладать следующими признаками:
-это добровольное,
самоуправляемое,
-создается по инициативе граждан;
-граждане объединяются
на основе общности интересов
для реализации общих целей,
указанных в уставе
При этом политическая партия должна отвечать определенным требованиям, предусмотренным Законом:
-иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, но в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
-в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
-руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации3.
Законодателем также определено, что основными целями политической партии являются:
-формирование общественного мнения;
-политическое
образование и воспитание
-выражение мнений
граждан по любым вопросам
общественной жизни, доведение
этих мнений до сведения
-выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Политические партии действуют на территории Российской Федерации, руководствуясь принципами добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Эти принципы в первую очередь основаны на Конституции РФ.
Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений, установленных ст. 9 Федерального закона "О политических партиях".
К таким ограничениям относятся:
-запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;
-запрещение
создания политических партий
по признакам профессиональной,
расовой, национальной или
-создание структурных подразделений политических партий допускается только по территориальному признаку;
-запрет на
создание структурных
-недопущение
деятельности политических
-недопущение
вмешательства политических
-запрет на
создание и деятельность на
территории Российской
-возможность
приостановления деятельности
Кроме того, установлено, что деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Так, в соответствии с ее ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы такие документы, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством РФ о референдумах.
Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах:
-за выдвинутый
ею (или избирательным блоком, в
состав которого она входит) и
зарегистрированный
-за выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты ГД ФС РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;
-за выдвинутого
ею и зарегистрированного
-за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ;
Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий