Правовое регулирование деятельности политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Роль политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России.

Задачи исследования:
-охарактеризовать правовое регулирование деятельности политических партий в Российской Федерации
-рассмотреть правовой статус избирательных объединений (блоков);
-охарактеризовать участие политических партий в выборах и референдумах;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности политических партий и избирательных объединений в Российской Федерации………………………..6
1.1 Политические партии в Российской Федерации…………………………6
1.2 Правовой статус избирательных объединений (блоков)……………….12
Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России……………………………….18
2.1 Участие политических партий в выборах и референдумах……………….18
2.2 Политические партии и избирательные объединения в современном избирательном процессе России………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая политические партии и избирательные объединения в механизме демократических выборов.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

-за выдвинутых  ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ;

-за выдвинутых  ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных  кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ.

Политическая  партия имеет право участвовать  в референдумах после представления  в Центральную избирательную  комиссию РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", согласно которому референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения5.

 

    1. Правовой статус избирательных объединений (блоков)

 

Избирательные объединения представляют собой  одну из самых многочисленных групп  коллективных субъектов современного российского избирательного права. Их правовой статус закрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данные законодательные акты относят к избирательным объединениям такие общественные объединения, которые удовлетворяют ряду требований:

Во-первых, это  должно быть политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Во-вторых, политическое общественное объединение должно быть создано в порядке, установленном  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Поскольку федеральное законодательство о политических общественных объединениях (политических партиях) до настоящего времени не принято, то регистрация политических общественных объединений осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

В-третьих, политическое общественное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или  более высоком уровне. Данное требование направлено на обеспечение адекватного по своему характеру влияния того или иного политического общественного объединения на различные этажи публичной (государственной и муниципальной) власти соответственно занимаемому им месту в иерархической структуре политической организации общества.

В-четвертых, действующий  устав политического общественного  объединения либо изменения и  дополнения, вносимые в устав общественного  объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Это является своеобразной гарантией, направленной на предотвращение в преддверии выборов рождения сиюминутных избирательных объединений, рассчитанных, как правило, на организацию избирательной кампании своих лидеров и получение государственного финансирования. Думается, однако, что оправданнее было бы привязать требуемый по законодательству стаж политического избирательного объединения не ко дню голосования, а к дате обнародования решения о назначении соответствующих выборов. И дело здесь не столько в увеличении сроков, сколько в обеспечении равенства прав избирательных объединений, в особенности в условиях переноса выборов6.

Избирательные объединения наделяются законодательством  целым комплексом прав. Они могут  выдвигать кандидатов, участвовать  в формировании избирательных комиссий, назначать членов избирательных  комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, иметь своих представителей (уполномоченных представителей), вести предвыборную агитацию, иметь свою символику (эмблему). Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов, а также соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию, в предоставлении отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п. Особо следует подчеркнуть, что политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.

Вместе с  тем, нельзя не отметить, что отношение  к избирательным объединениям и  особенностям их правового статуса  далеко не однозначное. Это прежде всего  касается такого их уникального правомочия, которым они наделены при проведении выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления и которое предоставляет им возможность выдвигать не только кандидатов в одномандатных (многомандатных) избирательных округах, но и списки кандидатов при проведении выборов по правилам пропорциональной избирательной системы. В юридической литературе справедливо отмечается, что поскольку право выдвижения так называемых «партийных списков» принадлежит только избирательным объединениям или их блокам, то остальные граждане ставятся в неравные условия реализации своего пассивного избирательного права, и никакие интересы становления многопартийности в Российской Федерации и ее субъектах не могут оправдать это.

Немаловажное  значение при оценке правового статуса избирательных объединений имеет и вопрос ужесточения требований, предъявляемых к их допуску к участию в выборах. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для России, где кандидатов нередко выдвигают мельчайшие партии, не имеющие общественной поддержки и получающие в итоге в масштабах государства при использовании пропорциональной системы доли процента голосов избирателей, существенный интерес могут представлять нормы зарубежного законодательства об условной и окончательной регистрации партий. Во всяком случае дифференциация правового регулирования процессов партийного строительства способна оказать сдерживающее воздействие на фактически вышедшую из-под контроля ситуацию с образованием в преддверии выборов многочисленных карликовых партий и иных политических организаций7.

Несмотря на то, что политические объединения  рассматриваются избирательным  законодательством в качестве основных субъектов электорального процесса и наделяются рядом исключительных полномочий (формирование избирательных  комиссий, выдвижение списков кандидатов и др.), правовые основы российской многопартийности страдают очевидной пробельностью. Опыт федеральных и региональных выборов свидетельствует, что наличие у политических партий электоральных привилегий должно быть уравновешено адекватными этим привилегиям дополнительными обязанностями партий перед обществом и государством. Все это диктует острейшую необходимость принятия закона о политических объединениях, который направил бы отечественную многопартийность в русло формирования партий парламентского типа, т.е. поставил бы надежные правовые барьеры против антиконституционных и антидемократических тенденций в развитии многопартийности, стал бы барьером на пути использования экстремистскими объединениями избирательных механизмов для прихода к власти, упорядочил бы финансовую деятельность политических объединений в межвыборный период, ослабил давление на сферу политики со стороны бизнеса, преодолел бы тенденцию сращивания партий с криминальными, мафиозными структурами, ввел в более жесткие правовые рамки влияние исполнительной власти на политический процесс, расширил бы возможности общественного контроля за деятельностью политических объединений и т.п. В противном случае рассчитывать на цивилизованный характер участия партий в политическом электоральном процессе не представляется возможным.

Применительно к статусу избирательных объединений  нельзя не признать также, что в законодательстве отсутствует действенная система  санкций, применяемых к ним за нарушения избирательных прав граждан. Предусмотренная ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность отмены (аннулирования) решения о регистрации списка кандидатов не выглядит достаточной мерой. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что законодательство о выборах должно быть дополнено иными санкциями, касающимися ответственности избирательных объединений (вплоть до лишения права участвовать в выборах) в случае грубого нарушения ими требований, относящихся к использованию прав и исполнению обязанностей в качестве участников избирательных правоотношений8.

Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух и более избирательных  объединений для совместного  участия в выборах. Правовой статус избирательного блока идентичен статусу избирательного объединения. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих объединений подписывается решение о создании избирательного блока.

Возможность участия  в выборах в составе избирательного блока позволяет политическим партиям и движениям объединять свои усилия, что в конечном итоге благоприятно сказывается на политической консолидации гражданского общества. Вместе с тем, законодательство предусматривает специальные гарантии, направленные на предотвращение злоупотреблений избирательными объединениями предоставленным им правом создания блоков.

Все избирательные блоки  подлежат регистрации в соответствующей  избирательной комиссии непосредственно  после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений. При этом не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок в качестве избирательного объединения, а также наименование иного, ранее зарегистрированного, избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного его согласия.

Избирательные объединения  и блоки не следует отождествлять  с таким особым коллективным субъектом  избирательного права, как общественные объединения. В таком качестве на выборах могут себя обнаруживать два вида добровольных объединений  граждан. Во-первых, к ним следует отнести общественные объединения неполитического характера (профессиональные союзы, творческие союзы, клубы по интересам и т.п.). Во-вторых, таковыми могут быть признаны политические общественные объединения, если их уставы (или изменения в них) были зарегистрированы в установленном законодательством порядке менее чем за год до дня голосования, а при досрочных выборах - менее чем за шесть месяцев до дня голосования.

По сравнению с избирательными объединениями статус общественных объединений в качестве участников избирательных отношений характеризуется заметной «усеченностью». Они не обладают правом выдвижения кандидатов, не могут назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, не должны (не вправе) создавать избирательные фонды. Во всем остальном возможности их участия в избирательных кампаниях различного вида и уровня практически не ограничены9.

 

Глава 2 Участие политических партий и избирательных объединений в механизме демократических выборов в России

2.1 Участие политических партий в выборах и референдумах

 

Часть 1 статьи 36 Закона о политических партиях устанавливает, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Эта часть распространяется на правоотношения, возникшие после дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы созыва, впервые избираемого в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"10.

Итоги выборов депутатов  Государственной Думы указанного созыва были официально опубликованы 20 декабря 2003 года.

Согласно ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.

Непосредственное  выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем:

- самовыдвижения,

Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий