Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:46, контрольная работа
Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.
Введение
1. Понятие правового государства 5-11 с.
2. Характерные черты правового государства 12-18 с.
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом,
правовое государство – это система
органов и институтов, которые
гарантируют нормальное функционирование
гражданского общества. Принципы правового
государства: всеобщность правления
правовых законов, разделение властей,
приоритет прав и свобод человека,
юридическая ответственность
Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока:
- форму правления;
- форму национального
и административно-
- политический режим.
Особенности государства
конкретного исторического
Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Типы государств - “совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства (или права) это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно – экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.
Так, Г.Елинекс
писал, что “несмотря на постоянное
развитие и преобразования, можно, однако,
установить некоторые прочные признаки,
придающие определенному
Английский ученый
А.Тойнби развил и конкретизировал
понятие цивилизации, под которым
он понимал относительно замкнутое
и локальное состояние
Цивилизованный подход:
- при анализе
экономического базиса
- при формационном
рассмотрении структуры
- формационный
подход ограничивает анализ
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный
подход позволяет видеть в государстве
не только инструмент политического
господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.
В политической системе общества
государство выступает как
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, которое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если нет – автократия.
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:
- династические
(антидемократические), где общая
волна не выражает воли
- демократические,
где государственная власть
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Форма государственного правления позволяет уяснить:
- как создаются высшие органы власти и каково их строение;
- какой принцип
лежит в основе
- как строятся
взаимоотношение между
- в какой мере
организация высших органов
Заключение
Характер взаимоотношений
государства и личности является
важнейшим показателем
Личность- это индивидуально определенная
совокупность социально- значимых свойств
человека, проявляющихся в отношениях
между людьми. Понятие личности, личностные
характеристики отдельного человека органически
связаны с обществом, его особенностями.
Общество- это исторически развивающаяся
система отношений между людьми, продукт
взаимодействия людей в процессе их совместной
жизнедеятельности. Общество и личность-
взаимообусловливающие друг друга явления,
существующие лишь в неразрывном единстве.
Государство- это не только особым образом
организованный разряд людей, систематически
занимающийся управлением и принуждением.
Государство- это также и внутреннее устройство
общества, особый вид организации человеческого
общества как целого, обеспечивающий территориальное,
юридическое и политическое единение
населения.
Гражданин- это личность в ее отношении
к государству и праву. Качества гражданина
становятся важной чертой, характеризующей
положение человека в обществе. Состояние
в гражданстве является юридическим и
морально-политическим основанием для
личности исполнять обязанности гражданина,
пользоваться правами и свободами, установленными
государством для своих граждан.
Таким образом, правовое государство -
это такое устройство общества, при котором
право как «нормативно закрепленная и
реализованная справедливость» имеет
приоритет перед государством, закон имеет
приоритет перед всеми другими нормативными
актами, издающимися в его исполнении,
существует разделение власти на исполнительную,
судебную и законодательную ( при некотором
верховенстве последней); высока роль
суда, в том числе конституционного, в
решении важнейших проблем экономического
и политического характера; существует
взаимная равная ответственность гражданина
и государства, подкрепленная соответствующей
нормативной базой.
Литература