Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Содержание

Введение
1. Понятие правового государства 5-11 с.
2. Характерные черты правового государства 12-18 с.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.06 Кб (Скачать)

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного  аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в  теории и на практике правовой организации  общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность  в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление  государственной власти в соответствии  с принципом ее разделения  на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить  сосредоточения всей полноты  государственной власти в чьих-либо  одних руках, исключить ее монополизацию,  узурпацию одном лицом, органом,  социальным слоем, что закономерно  ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство  закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего  представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять  принятый закон.Все иные нормативно-правовые  акты (подзаконные) не должны противоречить  закону. В случае же противоречия  приоритет принадлежит закону.Сами  законы, которые могут быть использованы  в качестве формы легализации  произвола (прямой противоположности  права), должны соответствовать праву,  принципам конституционного строя.  Юрисдикцией Конституционного Суда  действие неправового закона  подлежит приостановлению, и он  направляется в Парламент для  пересмотра.

4. Связанность  законом в равной мере как  государства в лице его органов,  должностных лиц, так и граждан,  их объединений. Государство,  издавшее закон, не может само  его и нарушить, что противостоит  возможным проявлениям произвола,  своеволия, вседозволенности со  стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство  не свободно от ответственности перед  личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность  закрепленных в законодательстве  основных прав человека, прав  и свобод личности, что обеспечивается  наличием соответствующего правового  механизма их реализации, возможностью  их защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура  граждан - знание ими своих  обязанностей и прав, умение ими  пользоваться; уважительное отношение  к праву, противостоящее "правовому  нигилизму" (вера в право силы  и неверие в силу права). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характерные черты правового  государства

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму  государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона.

Главное отличие  правового государства от неправового  состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.

     Правовое государство опирается:

-          на провозглашение нерушимости  прав человека со стороны государства;

-          на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;

-          на установление четкого механизма  гарантий прав и свобод;

-          на право граждан делать все  то, что не запрещено законом;

-          на обязанность государства, его  органов и должностных лиц  и

служащих действовать  в рамках конституции и законов;

-          на конституционное правление,  построенное на принципе разделения

ветвей властей;

-          на принцип верховенства конституции  по отношению к другим законам;

-          на развитую, четкую и непротиворечивую  правовую систему;

-          на принцип независимого суда;

-          на социальный контроль политики  и власти;

-          на принцип приоритета норм  международного права перед нормами

национального права;

-          на независимость массовой информации.

Категория правового  государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и

стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

-          право человека требовать от  государства обеспечения прожиточного

минимума;

-          обязанность государства обеспечивать  человеку нормальные условия

существования (в том числе – не бесплатно);

-          ограничения свободы договоров,  включая регулирование цен на

определенные  товары;

-          четка социальная налоговая политика;

-          принудительное социальное страхование  отдельных групп населения.

     Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика  государства как светского означает отделение церкви от

государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

     Основные признаки правового государства: 

1.  Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на  принципе

разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

3.  Взаимная  ответственность личности и государства.

4. Реальность  прав и свобод гражданина,  их правовая и социальная защищенность.

5.  Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном

функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 
 

В юридической  литературе  в качестве основных признаков правового государства

обычно выделяются следующие:

- верховенство  права, юридическая защищенность  всех общественных субъектов

от произвольных решений кого бы то ни было;

- принцип разделения  властей, т.е. самостоятельное  и независимое

функционирование  трех ветвей власти: законодательной, исполнительной,

судебной; и правовая организация системы государственной  власти;

-    приоритет  прав и свобод граждан и  единство их прав и обязанностей;

-    взаимная  ответственность государства и  личности.

Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства  подробнее.

     1.  Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой

обладает только закон, которому подчиняются как  граждане государства, так и

государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все

другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его

нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования

государства, и  защиты прав граждан.

     2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную,

исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол

власти, создать  механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против

авторитаризма в государственном строе и  служит развитию демократии в

государственном управлении. В правовом государстве существует баланс

законодательной, исполнительной и судебной властей  при провозглашенном

суверенитете  народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным»

разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между

федерацией и  ее субъектами.

В ряде стран  Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем

известным добавлена  избирательная власть. И это не предел. В проекте

Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй

Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная,

исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Некоторые российские специалисты полагают, что если существует

законодательное закрепление принципа независимости  тех или иных общественных

структур, что  позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае

представляется  возможным говорить о семи властях:

• власти общественного  мнения, представляемой независимой  прессой и партиями;

•   постоянной законодательной власти;

•  исполнительной власти, которую осуществляют президент  и правительство;

•   судебной власти;

• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках

государства (армия, полиция, тюрьма);

• власти федерации  в целом, представляемой ее высшими  органами (в

федеративных  государствах), или власти органа конфедеративного сообщества

государств;

•  власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и

управления (в  федеративных государствах)

 
Основные черты  правового государства: распространение  требований и норм конституции и  законов на все гражданские и  политические институты, включая правящую партию, на всех граждан и все  сферы жизни общества; признании  того, что определяющим принципом  правового регулирования есть признание достоинства личности; взаимная ответственность государства перед самой личностью, а личности перед государством; признании гражданами авторитета, права, закона, обязательств жить и действовать так, чтобы не причинять вреда интересам других граждан; особенная роль суда в решении всех спорных вопросов, подконтрольность ему всех граждан и институтов.

Информация о работе Правовое государство