Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:46, контрольная работа
Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.
Введение
1. Понятие правового государства 5-11 с.
2. Характерные черты правового государства 12-18 с.
Заключение
Список используемой литературы
Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-
государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному
отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление
государственной власти в
2. Наличие Конституционного
Суда - гаранта стабильности
3. Верховенство
закона и права, что означает:
ни один орган, кроме высшего
представительного (
4. Связанность
законом в равной мере как
государства в лице его
5. Взаимная ответственность государства и личности:
личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность
закрепленных в
7. Реальность, действенность
контроля и надзора за
8. Правовая культура
граждан - знание ими своих
обязанностей и прав, умение ими
пользоваться; уважительное отношение
к праву, противостоящее "правовому
нигилизму" (вера в право силы
и неверие в силу права).
Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона.
Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.
Правовое государство опирается:
-
на провозглашение нерушимости
прав человека со стороны
-
на приоритетность прав
-
на установление четкого
- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
-
на обязанность государства,
служащих действовать в рамках конституции и законов;
-
на конституционное правление,
построенное на принципе
ветвей властей;
-
на принцип верховенства
- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
- на принцип независимого суда;
-
на социальный контроль
-
на принцип приоритета норм
международного права перед
национального права;
-
на независимость массовой
Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и
стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:
-
право человека требовать от
государства обеспечения
минимума;
-
обязанность государства
существования (в том числе – не бесплатно);
-
ограничения свободы договоров,
определенные товары;
-
четка социальная налоговая
-
принудительное социальное
Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.
Характеристика государства как светского означает отделение церкви от
государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная
ответственность личности и
4. Реальность
прав и свобод гражданина,
их правовая и социальная
5. Политический
и идеологический плюрализм,
функционировании
различных партий, организаций, объединений,
действующих в рамках конституции,
наличии различных идеологических концепций,
течений, взглядов.
В юридической
литературе в качестве основных
признаков правового
обычно выделяются следующие:
- верховенство
права, юридическая
от произвольных решений кого бы то ни было;
- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое
функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной,
судебной; и правовая
организация системы
- приоритет
прав и свобод граждан и
единство их прав и
- взаимная ответственность государства и личности.
Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее.
1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой
обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и
государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все
другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его
нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования
государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную,
исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол
власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против
авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в
государственном управлении. В правовом государстве существует баланс
законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном
суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным»
разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между
федерацией и ее субъектами.
В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем
известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте
Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй
Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная,
исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.
Некоторые российские специалисты полагают, что если существует
законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных
структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае
представляется возможным говорить о семи властях:
• власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;
• постоянной законодательной власти;
• исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;
• судебной власти;
• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках
государства (армия, полиция, тюрьма);
• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в
федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества
государств;
• власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и
управления (в федеративных государствах)
Основные черты
правового государства: распространение
требований и норм конституции и
законов на все гражданские и
политические институты, включая правящую
партию, на всех граждан и все
сферы жизни общества; признании
того, что определяющим принципом правового
регулирования есть признание достоинства
личности; взаимная ответственность государства
перед самой личностью, а личности перед
государством; признании гражданами авторитета,
права, закона, обязательств жить и действовать
так, чтобы не причинять вреда интересам
других граждан; особенная роль суда в
решении всех спорных вопросов, подконтрольность
ему всех граждан и институтов.