Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:14, контрольная работа
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, выступающий показателем зрелости и цивилизованности общества.
Согласно Конституции и политике, проводимой правительством, Республика Беларусь осуждает нарушение прав человека в любых формах и проявлениях, а также выступает за международное сотрудничество в правозащитной области, основанное на принципах взаимного уважения.
Данная работа является актуальной, так как проблема гарантирования прав человека занимает большое место на международной арене. Для того, чтобы войти в мировое сообщество, Республика Беларусь должна соответствовать мировым стандартам в области защиты прав человека.
Введение 3
1.Права и свободы человека и гражданина 4
1.1 Личные права и свободы 5
1.2 Политические права и свободы 8
1.3 Социальные, экономические и культурные права и свободы 10
2. Президент Республики Беларусь 12
Заключение 21
Список литературы 23
Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.
Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей.
Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента Республики Беларусь необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Национального собрания - 21 года.[5 c.59]
Конституция Республики Беларусь, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.[3 c.148]
К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.
Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.
Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Республики Беларусь устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.[4 c.234]
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции Республики Беларусь право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.[4 c.76]
Государство
приняло на себя обязанность защищать
частную собственность, обеспечивать
ее неприкосновенность. Право частной
собственности регулируется многими отраслями
белорусского права.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Белорусское законодательство не предусматривает каких-либо требований к национальности кандидата, не устанавливает ограничений для пребывания кандидата в Президенты на должности в качестве государственного служащего, либо на действительной военной службе, либо в духовном знании.[2 c.289]
Президент
избирается народом. В соответствии
со ст. 81 Конституции выборы назначаются
Палатой представителей не позднее
чем за 5 месяцев и проводятся
не позднее чем за 2 месяца до истечения
срока полномочий предыдущего Президента.
Если же должность Президента оказалась
вакантной, то выборы проводятся не ранее
чем через 30 дней и не позднее
чем через 70 дней со дня открытия
вакансии. Сокращенные сроки проведения
предвыборных мероприятий устанавливаются
Центральной комиссией по выборам
и проведению республиканских референдумов.[
В Конституции закреплены важнейшие демократические принципы выборов- всеобщие, свободные, равные, прямые при тайном голосовании (ст. 64-68 Конституции), - которые должны быть обеспечены в процессе выборов главы государства.
Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно.в ст. 84 Конституции, однако и в иных ее статьях, Законе от 21 февраля 1995 г. в редакции от 7 июля 1997 г. «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных, актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.
Рассмотрим основные из них.
1.
Назначение республиканских
Республиканские
референдумы назначаются
2.
Назначение очередных и
в Палату представителей, Совет Республики
и местные представительные органы.
Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент, а если Главы государства, то - Палата представителей. Такой подход позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов.
3. Роспуск палат Парламента
Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной властью. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.
Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
4.
Назначение членов Центральной
комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов.
Одним из важнейших правомочий Президента является его право самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами производить назначения на должности в государственных органах.
Некоторые должностные лица назначаются Президентом самостоятельно, т.е. не требуется какое-либо согласование с иными органами, иные - с участием других государственных органов.
Согласно
п.4 ст. 84 Конституции Президент
5. Образование,
упразднение и реорганизация
Администрации Президента и некоторых
других органов.
В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные органы при Президенте.
6. Назначение на должность Премьер-министра.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определяет порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра.
Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением.
Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.
В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка.
Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.
8.
Назначение председателей высших судебных
инстанций.
С согласия Совета Республики Президент
назначает на должность Председателя
Конституционного Суда, Председателя
Верховного Суда, Председателя Высшего
Хозяйственного Суда из числа судей этих
судов.
9. Назначение судей высших судебных инстанций, Председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.
Президент производит назначение на должности судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики.
10. Назначение судей Конституционного Суда.
С учетом равного участия Президента и Парламента в формировании Конституционного Суда Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда. При этом он должен руководствоваться требованиями, согласно которым Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. Освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.
12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
13. Обращение с посланиями к народу.
Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить цели, к которым он стремится, либо задачи, которые решает в настоящее время.
Информация о работе Права и свободы челевека и гражданина. Президент Республики Беларусь