Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:14, контрольная работа
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, выступающий показателем зрелости и цивилизованности общества.
Согласно Конституции и политике, проводимой правительством, Республика Беларусь осуждает нарушение прав человека в любых формах и проявлениях, а также выступает за международное сотрудничество в правозащитной области, основанное на принципах взаимного уважения.
Данная работа является актуальной, так как проблема гарантирования прав человека занимает большое место на международной арене. Для того, чтобы войти в мировое сообщество, Республика Беларусь должна соответствовать мировым стандартам в области защиты прав человека.
Введение 3
1.Права и свободы человека и гражданина 4
1.1 Личные права и свободы 5
1.2 Политические права и свободы 8
1.3 Социальные, экономические и культурные права и свободы 10
2. Президент Республики Беларусь 12
Заключение 21
Список литературы 23
Содержание
Введение 3
1.Права и свободы человека и гражданина 4
1.1 Личные права и свободы 5
1.2 Политические права и свободы 8
1.3 Социальные, экономические и культурные права и свободы 10
2. Президент Республики Беларусь 12
Заключение 21
Список
литературы 23
1.В общей шкале ценностей права человека занимают центральное место. Их приоритет, значимость и назначение очевидны.
При
любом демократическом
Согласно Конституции и политике, проводимой правительством, Республика Беларусь осуждает нарушение прав человека в любых формах и проявлениях, а также выступает за международное сотрудничество в правозащитной области, основанное на принципах взаимного уважения.
Данная работа является актуальной, так как проблема гарантирования прав человека занимает большое место на международной арене. Для того, чтобы войти в мировое сообщество, Республика Беларусь должна соответствовать мировым стандартам в области защиты прав человека.
2. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не отрицает необходимости обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно за рубежом учреждается пост Главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Конституционные права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
Перечисление в Конституции Республики Беларусь основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. В Конституции Республики Беларусь предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан.[4 c.38]
Основные
фундаментальные права и
– личные,
– политические,
– социальные, культурные, экономические.[1 c.134]
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.
Думается, что классификация прав и свобод достаточно условна – так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.
Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав.
Гарантии личных прав – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.[2 c.89]
Личные права включают: право на жизнь (ст. 25), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 27), на неприкосновенность частной жизни (ст. 28), жилища, свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 30), свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Право на жизнь.
Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции Республики Беларусь оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения, но как любое право может ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда" - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства.[4 c.186]
Право на свободу.
Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам. [4 c.212]
Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Республике Беларусь право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции Республике Беларусь повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Все
эти права принадлежат каждому
человеку как личности, касаются только
его и не могут быть ничьим достоянием
без ведома и желания самого человека.
В ряде законодательных актов устанавливаются
гарантии защиты этих прав: тайна усыновления;
врачебная тайна; тайна исповеди; тайна
денежных вкладов, тайна завещания и т.д.
УПК ограничивает возможности следственных
органов при вторжении в частную жизнь
человека – все эти действия могут осуществляться
в четко указанных случаях и только с санкции
прокурора. Лица, проводящие следственные
действия обязаны также хранить тайну
личной жизни лиц, участвующих в следствии.
В качестве гарантии необходимо рассмотреть
и возможность компенсации в случае нарушения
данных прав – в таких случаях, в соответствии
с Положением о порядке возмещения
ущерба, причиненного гражданину незаконными
действиями органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда, проводятся
восстановительно-
Право на жилище и его неприкосновенность.
Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.(ст. 48 ).
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.[3 c.356]
В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.
Согласно ст.3 Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону».
Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.
Так в соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь :
– Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Статьей 35 Конституции Республики Беларусь гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение.
Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 36 Конституции Республики Беларусь фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан.
Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.
Информация о работе Права и свободы челевека и гражданина. Президент Республики Беларусь