Понятие, структура и функционирование политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов.

Работа содержит 1 файл

моя политология.docx

— 74.59 Кб (Скачать)

Основанная на классовой  теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии  является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с  социальной основой выделяются: военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление  является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением  свободных выборов, упразднением военных  структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием  нового законодательства.

Широко распространено деление политических систем на:

Традиционные - в  их основе лежит неразвитое гражданское  общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

На основе участия  в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

Политические системы  подразделяют также на: открытые, имеющие  динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

закрытые, имеющие  жестко фиксированную структуру  и минимальные связи со средой.

Менее распространенными  классификациями политических систем являются следующие:

завершенные и незавершенные;

централизованные  и децентрализованные;

микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

инструментальные  и идеологические;

с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий  политических систем свидетельствует  о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе  конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

3. Политическая система Российского  общества

Политическая система  современного российского общества - упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной политической системы современного общества определены в Конституции РФ. Основными институтами Политической системой современного российского общества являются: институт президентства; институт парламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления. Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Напр., институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ.

Например, формы  взаимной зависимости института  президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, он подписывает и обнародует принятый Государственной Думой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную Думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Государственная Дума по прошествии года с момента её избрания в течение трёх месяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении др.тяжкого преступления. Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся м. ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

Заключение

Ключевое слово  в сегодняшней политологии -- «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотя разочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождается настороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя де-мократом. Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознание снова вос-производит запрос на универсальные ценности и идео-логии. Разочарование в коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разо-чарование, обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые, консолидирую-щие идеологии. Их российские политики пока пред-ложить не могут.

Итак, говоря о политической системе современной России нужно  отметить переходность ее состояния, когда  новое политическое качество полностью  еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических  тенденций. Здоровый государственный  консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.

Кроме того, гарантией  роста демократизма политической системы  являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных  изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”.

В Новое время  срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается  общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

Политические системы  можно исследовать с разных позиций. Итак, тип политической системы характеризуется  соотношением и взаимодействием  ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система  нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.

Возможность признания  политической системы обществом  более вероятна, если она выражает объективные потребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс

Список  литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993 год.

2. Из Послания  Президента России Федеральному  Собранию РФ// Российская Федерация  сегодня. - 2004. - №11.

3. Акопов П. Точка  возврата// Политический журнал. - 2004. - №7(10).

4. Белов Г. А.  Политология. - М., 2004

5. Борисов В.  К. Теория политических систем. - М.: Знание, 2001

6. Бодио Т. Сознание  и политическое поведение: огра-ничения  рациональности политических действии. Элементы теории политики. С. 170.

7. Кейзеров Н.М.  Политическая и правовая культура. М.,2003.

8. Краснов Б.  И. Политическая система.// Социально  - политический журнал. - 2005 - № 5

9. Лафонтен О.  Общество будущего. Политика реформ  в изменившемся мире. М., 2007. С. 58, 59.

10. Предвечный Е.Л.  Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д, 2008. С. 12.

11.Цепляев В.  Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. - 2005. - №14.

 


Информация о работе Понятие, структура и функционирование политической системы