Понятие, структура и функционирование политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов.

Работа содержит 1 файл

моя политология.docx

— 74.59 Кб (Скачать)

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной  власти (разделенной в демократическом  обществе и в правовом государстве  на законодательную, исполнительную и  судебную). Вид политической системы  зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда; при приоритете права и закона).

Особую арбитражную  роль играет общественный контроль государственной  власти. Он организуется на разных уровнях - (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) . Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические структуры и функции  макровласти: скрытые действия легальных  учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (государственные  и пр. секреты и тайны), скрытый  смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные  функции и неявная роль различных  официальных лидеров и центральных  органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).

Другой ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню  политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и  элитарные содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия).

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между  макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни:

членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки  власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных  процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.

Пространство микроструктур  отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

1.2 Функции политической системы

Все социальные системы  имеют четыре общих основных функции:

- система должна  соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления  и контроля над обществом;

- она должна  адаптировать и регулировать  свои отношения с внешней сре-дой  и другими системами;

- она должна  интегрировать свои функции и  задачи, т. е. определять отношение  между составляющими ее элементами;

- система, имея  конкретные цели, должна делать  все для достижения этих целей,  а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:

- определение целей  и задач общества, выработка программ  деятельности в соответствии  с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными  и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

- мобилизация ресурсов  и организация деятельности общества  на осуществление целей и задач;

- укрепление единства  общества;

- распределение  ценностей в соответствии с  интересами всего общества и  отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

- урегулирование  конфликтов.

Функционирование  политической системы затрагивает  также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно  обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая  как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

Политическая система  общества состоит из взаимосвязанных  подсистем:

Институциональная подсистема. Центральное место в  ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство  ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими  возможностями в воздействия  на различные стороны общественной жизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система  оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная  подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего  механизма осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.

2. Типология современных политических  систем

В политологической литературе существуют различные подходы  к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов  политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая, социалистическая  система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая,  авторитарная, тоталитарная, основой  типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации  является политическая культура (однородная или разнородная), автор  Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная,  соревновательная, социопримирительная,  основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой  типологизации является место  и роль государства в политической  системе, авторы: В. В. Радаев, О.  Н. Шкартан.

Из изложенного  выше видно, что политические системы  можно исследовать с разных позиций. Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

Основное различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной  философской и политической литературе длительное время считалось, что  критерием, в соответствии с которым  следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая  формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием  выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы  обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

Традиционные системы  имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане  политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них  политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы  знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяют-ся на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог  Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные демократии  с опорой на либерализм в  принятии государственных решений;

2) коммунистические  системы с приоритетом равенства  социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционные  политические системы, управляемые  олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

Информация о работе Понятие, структура и функционирование политической системы