Понятие, структура
и функционирование политической системы.
Термин политическая система
был введен в политологию в 50 - 60 -х годах
ХХ века. До этого для описания властных
отношений применялись понятия "тип
правления", "система правления".
Однако, процессы развития общества привели
к тому, что гражданин стал не только подчиняться,
но и влиять на государство, создавая партии,
движения, ассоциации и т.д. Власть перестала
быть монополией государства и приняла
сложный вид. Понятие "система" ввел
в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи
в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему
как совокупность взаимозависимых элементов.
Позже этот термин в политологию принес
Т.Парсонс, представлявший общество как
взаимодействие четырех подсистем: экономической,
политической, социальной и духовной.
каждая из них выполняет определенные
функции.
Человеческое общество находится в процессе
постоянных изменений, которые происходят
под влиянием различных факторов. Усложняются
социальные взаимосвязи между людьми,
появляются новые потребности, и соответственно
виды деятельности, удовлетворяющие их.
Поэтому всегда актуален вопрос о том,
как общество приспосабливается к изменяющимся
условиям. Ответ на него позволит выявить
механизмы адаптации общества, составляющие
основу его жизнеспособности и стабильности.
Способность общества реагировать на
потребности индивидов, адаптироваться
к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой
Благодаря действию политических институтов
и структур, политическая система оказывает
влияние на различные стороны жизни общества.
Действие механизмов политической системы
основано на способности властным путем
распределять ценности и ресурсы внутри
общества, предписывать населению определенные
нормы поведения и стрндарты. Всвязи с
этим, политическая система включает в
себя также и взаимодействие властвующего
и подвластного. Таким образом, политическая
система является характеристикой взаимоотношений
между государством и обществом.
Основателем теории политической системы
можно считать Д.Истона, который представлял
ее, как механизм формирования и функционирования
власти в обществе по поводу распределения
ресурсов и ценностей. Политика, по его
мнению, является частью целостности -
общества, поэтому она должна реагировать
на импульсы, поступающие в систему, предотвращать
конфликты, возникающие по поводу распределения
ценностей между индивидами, группами.
Иной подход избрал американский политолог
Г.Алмонд. Он исхидил из того, что политическая
система может исправно выполнять свои
функции только при условии функционализации
политических институтов, т.е. каждый элемент
целостности выполняет жизненно важную
функцию всей системы. На основе этого
тали развиваться сравнительные исследования
политических систем. Это было важно для
выделения основных жизненно важных функций
политической системы, которые необходимы
для эффективного социального развития.
Исходя из этого Г.Алмонд определил политическую
систему как совокупность ролей и взаимодействий
между собой, осуществляемыми не только
правительственными институтами, но и
всеми структурами общества. В частности
установили, что политическая система
должна эффективно выполнять три группы
функций:
- функции взаимодействия с внешней средой;
- функции взаимосвязи внутри политической сферы;
- функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.
Политическая система
состоит из взаимосвязанных подсистем
(рис.1.):
Институциональная
подсистема. Центральное место в ней принадлежит
государству. Концентрируя в своих руках
большинство ресурсов и, обладая монополией
на законное насилие государство обладает
наибольшими возможностями в воздействия
на различные стороны общественной жизни.
в свою очередь на государство могут воздействовать
различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема.
Через нее политическая система оказывает
влияние на деятельность институтов и
поведение граждан.
Функциональная
подсистема. Она составляет основу
политического режима, деятельность которого
направлена на защиту существующего механизма
осуществления власти.
Коммуникативная
подсистема. Она включает формы взаимодействия
как внутри системы, так и взаимодействие
с другими политическими системами.
Культурная подсистема.
Составляет основу традиций и устойчивых
представлений в обществе, а также характер
и способ мышления.
Политическая система должна выполнять
ряд функций:
- Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
- Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
- Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
- Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
- Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
- 1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.
- Логика изучения темы реферата обязывает начать работу с анализа категории «политическая система». Ее рас-крытие послужит основой для рассмотрения других узловых вопросов, в частности: структурных элемен-тов системы, ее функций и закономерностей.
- Политическая система как одно из основополага-ющих понятий социальной науки - плод современ-ного этапа политического знания. Термин «полити-ческая система» встречается ещё в трудах Аристоте-ля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону поли-тической жизни. В «Политике» Аристотеля мы чи-таем: «... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве» Аристотель. Политика//Антология мировой фило-софии. - М., 1969. Т. 1. С. 472..
- В современной политической науке понятие «по-литическая система» разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы ор-ганизованной в рамках данного общества политичес-кой деятельности и политических отношений.
- Индийский политолог П.Шаран, анализируя со-временные учения о политических системах, отме-чает важное преимущество самого понятия «полити-ческая система», которое охватывает сферу полити-ческой деятельности «всех лиц и все институты, учас-твующие в политическом процессе» Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. - М., 1992. С. 49.. Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение.
- Понятие «политическая система» - это опреде-ление организованной на единой нормативно-цен-ностной основе совокупности взаимодействий (от-ношений) политических субъектов, связанных с осу-ществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвласт-ных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и уч-реждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «полити-ческая система» обозначает характерные для опре-деленного общества структуры политической деятель-ности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь поли-тических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.
- Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сооб-щество людей (национальное или интернациональное).
- Понятие политической системы носит многоаспект-ный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свес-ти к совокупности государственных и негосударствен-ных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект полити-ческой системы и ее определение связывается глав-ным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при по-мощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта опреде-ления понятия.
- Система существенно отличается от всякой сово-купности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы пред-полагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъ-ектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляю-щих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению опреде-ленных целей разных уровней и зачастую несогласо-ванных между собой. Она, в известной мере, детер-минирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окру-жающей среды.
- Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенап-равленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, от-ражающая социальные интересы больших социаль-ных групп и определяющая облик системы. Образу-ющие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные по-литические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модер-низации системы.
- Следует также отметить, что политическая систе-ма не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института ли-дерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формиру-ющейся и действующей. В данном контексте поня-тие «лидерство» означает некую нормативную мо-дель поведения индивида или группы (элиты, пар-тии), включающую, в силу занимаемого ими в дан-ном обществе положения, право и обязанность осу-ществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.
- Органы власти - органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений.
- Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отноше-нию к другим системам общества доминирующим фактором.
- Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие - все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закреп-ляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.
- Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от об-щественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие соци-альные группы, классы, слои. Политическая систе-ма - это организация больших социальных групп в сфере власти и управления Методология социологических исследований По-литической жизни советского общества. - М., 1989. С. 14..
- Материалистическая концепция обусловленности политической системы способом производства, соци-ально-экономическими отношениями в настоящее время подвергается критике. Так, французский политолог Клод Лефор в статье «Демократия» утвер-ждает: «Считать, что общественная система раскры-вается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для под-тверждения могущества обладателей средств произ-водства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принад-лежности ко всему комплексу, управляемому поли-тическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения инте-ресов и мнений, условия для свободного объедине-ния, информации, формулировки новых прав...» Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. - М., 1989. С. 465.
Критическая аргументация К. Лефора больше отно-сится к вульгарно-экономическому толкованию вза-имосвязи политической надстройки от экономики.
- Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая полити-ческая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материа-лист А.Боднер с присущим ему своеобразием науч-ного мышления показал историческую обусловлен-ность политических систем. Он назвал пять факто-ров, влияющих на формирование систем:
- 1) непре-рывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа;
- 2) материальные продукты ее деятельности;
- 3) совокупность ценнос-тей и образцов поведения, знания и представления о мире, передаваемые из поколения в поколение;
- 4) общественные институты, которые каждое поко-ление застает как данность;
- 5) внешняя среда на-ции, образующая вместе с нею определенный круг цивилизации и культуры, а также политические ус-ловия.
- Научное понимание диалектического взаимодей-ствия политической системы с другими Сферами об-щества не исключает, а, напротив, предполагает вли-яние на поведение социальных групп и индивидов разнообразных элементов социальной среды. Следо-вательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики.
- Политическая система, будучи обусловленной со-циально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.
- Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на «входе» системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопас-ности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общес-твенных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требо-ваний, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На «выходе» сис-темы - результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сооб-ществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на «входе» и «выходе».
- 2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
- Являясь самостоятельным организмом, политичес-кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
- 1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);
- 2) экстрак-ционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
- 3) дистрибутивная - способность распре-делять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
- 4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.
- Способности реализуются в функциях политичес-кой системы, или иначе, в главных ее видах дея-тельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать сущест-вование данного общества как единого самоуправля-емого социального организма.
- Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаи-модействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адап-тации Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее пред-ставляют аспекты (стороны) различных видов дея-тельности политических институтов.
- Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:
- Первое. Обеспечение политической власти опре-деленной социальной группы или большинства чле-нов данного общества, страны. Политическая систе-ма есть институциональная (упорядоченная, закреп-ленная нормами) форма бытия власти. Через инсти-туты, образующие политическую систему, осущес-твляется легитимация власти, реализуется монопо-лия на издание законов, имеющих общеобязатель-ный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая по-рядок или трансформирующая система в обществе.
- Политической системой устанавливаются и осу-ществляются определенные формы и методы власт-вования: насильственные и ненасильственные, демок-ратические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических инсти-тутов.
- Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
- Второе. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих фун-кций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значитель-но уже, чем в странах социалистической ориентации.
- Такая особенность объясняется двумя обстоятель-ствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Полити-ка как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором истори-ческого прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделав-ших социалистический выбор, стала чрезмерной, де-формированной. Политические институты в значитель-ной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
- Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их осно-ве политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую полити-ческим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех историчес-ких условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропаганди-ровавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
- Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает опре-деленное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохране-ния статус-кво общества. Она объединяет эти соци-альные группы и слои вокруг общих социально-по-литических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встре-чающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации пос-редством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. - М., 1992. С. 7..
- Четвертое. Одна из важнейших функций полити-ческой системы - создание необходимых политичес-ких условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собствен-ности на средства производства, обеспечение еди-ного экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).
- Пятое - защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приоб-ретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, иде-ологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
- Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает по-рядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, професси-ональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между чле-нами общества, мобилизует ресурсы для удовлетво-рения социальных потребностей.
- Переход на следующий - внутренний уровень функционального анализа системы - представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопря-женных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конвер-сии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова-тельных действиях, которые осуществляют институ-ты на «входе» и «выходе» системы:
- а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс пред-ъявления, выражения и обобщения социальных ин-тересов при выработке политических решений;
- б) нормотворчество (выработка норм и правил);
- в) применение норм и правил;
- г) контроль за соблюдением норм и правил;
- д) политическая коммуникация.
- Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными орга-низациями, в том числе партиями.
- Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:
- а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;
- б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения полити-ческой культуры в сознание и поведение индивидов и масс.
- 3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
- Набор функций политической системы прямо свя-зан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:
- 1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу госу-дарственных служащих, различные слои избиратель-ного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от поли-тики и власти.
- 2. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-ство, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, пре-следующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).
- 3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
- 4. Функциональная подсистема: методы полити-ческой деятельности.
- 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).
- Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизне-деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни стилем поли-тической деятельности.
- Некоторые зарубежные политологи считают «ос-новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об-ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (сис-темы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.
- Политические институты - один из основных эле-ментов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политичес-кой системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, напри-мер, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый кон-кретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменени-ями системы и социальной среды и политической коммуникации.
- Поскольку существование и деятельность полити-ческих институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идео-логических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты воз-вышались над государством, партиями и превраща-лись в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократи-ческие вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.
- Ядро политической системы - государство. Госу-дарство выступает орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистичес-кой структурой решает задачи двоякого рода: «вы-полнение общих дел, вытекающих из природы вся-кого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами» Маркс К. Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422..
- Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их чис-ле: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государствен-ная администрация, органы представительной и ис-полнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.
- Являясь институциональным механизмом выра-жения всеобщих интересов или же интересов господ-ствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осущес-твляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, кото-рые поэтому и входят в политическую систему. При-чем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему озна-чает факт институционализации социально-полити-ческих конфликтов и свидетельствует о демократич-ности общества.
- Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона по-литической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, тра-диции и т. п.), в любом варианте легитимация не-разрывно связана с нормативно-правовой подсисте-мой и вместе с нею как бы цементирует всю полити-ческую систему, придает ей качественную специфи-ку. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политичес-ких и общественных институтов власти и управле-ния. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, ка-ким образом осуществляется власть. Отсюда особен-ности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом на-силии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также пу-тем применения вознаграждения и наказания.
- Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культу-ру. Специфика этого элемента - в его интегриро-ванности во все другие компоненты системы, способ-ности быть своеобразным человеческим (субъектив-ным) критерием прогрессивности политического об-щества в целом.
- Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.
- Отмеченные элементы политической системы при-обретают свою специфическую конкретизацию в за-висимости от типа системы и политических режи-мов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических стра-нах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качест-венно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и полити-ческая партия.
- Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние под-разделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов пред-писаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централиза-ция власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
- Институциональные взаимосвязи динамичны, ре-ализуются и воспроизводятся в форме живых проти-воречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятель-ность институтов. Вертикальные связи имеют тен-денцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные инсти-туты, системные и внесистемные организации, по-литические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в фун-кциональном планах выступают как взаимодейству-ющие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных про-тиворечий политической системы. Рассматривая, скажем, институты законодательной, исполнитель-ной и судебной властей, надо иметь в виду их естест-венную, сущностную противоречивость. Политичес-кая история стран мира свидетельствует о постоян-ном соперничестве субъектов законодательной и ис-полнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.
- Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдель-ных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функцио-нирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъ-ектов. Феномены политической культуры аккумули-руют накопленный и интернализованный субъекта-ми политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отноше-ниями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного фун-кционирования.
- Политические отношения властвования выступа-ют в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исклю-чением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений по-литического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеа-лы демократии. Идеалы, но не деформированная де-мократическая реальность с ее принципом безогово-рочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.
- Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчине-ние, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властво-вание, базирующееся на идеологической или струк-турно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные поли-тические отношения являются не чем иным как гос-подством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.
- Политическая система демократического типа ха-рактеризуется такой легитимностью, которая пред-полагает и отношения господства и отношения со-трудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.
- Первенство господства в политических отношени-ях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источ-ники в социально-экономическом бытии: асимметрич-ность общественных отношений, социальная диффе-ренциация людей, необходимость выделения из общес-тва особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для при-своения привилегированных общественных статусов.
- Доминирование отношений господства в полити-ческой жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господ-ства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете пра-вителей, на признанных большинством общества цен-ностях или же ценностях, навязанных ему меньшин-ством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт совет-ской модели политических отношений продемонстри-ровал ущербность, неспособность к самореформиро-ванию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначаль-но по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интере-сов большинства и взаимопомощи.
Содержание
Введение
1. Политическая
система общества. Понятие
1.1. Структура политических
систем
1.2 Функции политической
системы.
2. Типология современных
политических систем
3. Политическая
система Российского общества.
Заключение
Список литературы
Введение
В последние десятилетия
мир стал свидетелем впечатляющих изменений.
Многое, из того, что устоялось в
жизни целых поколений, пришло в
движение - экономический уклад, идеология,
политические отношения, государство,
право. Задаются новые параметры
мирового общественного устройства, и
новой России предстоит найти в нем свое
место.
В последние годы
российское общество претерпело значительные
изменения, которые следует рассматривать
в контексте общемировых тенденций.
Страна находится в кардинально
новой политической, социально-экономической
и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищет себя:
свой новый экономический уклад,
новые социальные отношения, полноту
своего духовного мира и государственности.
Центральное место в переменах, происходящих
сегодня в России, принадлежит отечественной
политической системе.
Бурная ломка
политических структур, радикальные
социальные сдвиги, формирование нового
политического сознания и политической
культуры народов России, становление
новых политических отношений - все
это наиболее впечатляющие особенности
современного политического процесса,
не имеющего в сущности прецедентов в
истории.
Современная политическая
система России - сложнейший комплекс
элементов, структур, норм, традиций, образов
национально-историческом, социально-психологической
природы, В широком значении - это целый
мир, имеющий свою жизненную организацию,
источники, архетипы и будущее. Сложившаяся
система есть одновременно и причудливое
смешение противоположных идей, эпох,
тенденций, разновременных и разнохарактерных
реформ и изменений, противоречиво соседствующих
друг с другом в одних и тех же актах и
институтах и совокупный эффект которых
во многом придает ей своеобразный колорит
и в то же время лишает ее логической связанности
и культурной концептуальности.
1.
Политическая система общества.
Понятие
Политическая система
общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических,
культурных норм, историческим традициям
и установкам политического режима конкретного
общества.
Политическая система
включает организацию политической
власти, отношения между обществом
и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию
власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, не институциональных
политических отношений.
Политическая система
представляет собой одну из частей
или подсистем совокупной общественной
системы. Она взаимодействует с другими
ее подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, этической, правовой,
культурной образующими ее общественное
окружение, ее общественные ресурсы наряду
с ее природным окружением и природными
ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными),
а также внешнеполитическим оружием. Центральное
положение политической системы в этой
структуре ее внешнего и внутреннего окружения
определяется ведущей организационной
и регулятивно-контрольной ролью самой
политики.
Политическая система
общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой правления
(парламентского, президентского и т.п.),
типом государства (монархия, республика),
характером политического режима (демократического,
тоталитарного, деспотического и др.),
социально-политических отношений (стабильных
или нет, умеренно или остроконфликтных
либо консенсусных и т.п.), политико-правового
статуса государства (конституционного,
развитыми или не развитыми правовыми
структурами), характером политико-идеологических
и культурных отношений в обществе (сравнительно
открытых либо закрытых), историческим
типом государственности (нейтралистским,
с иерархическими бюрократическими структурами
и т.п.), исторической и национальной традицией
уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением, с
кровнородственными связями или без них,
с развитыми или не развитыми гражданскими
отношениями и т.д.).
Политическая система,
управляющая обществом, не должна доминировать
в нем за счет подавления и ослабления
других систем (деспотический и тоталитарный
тип политической системы) и быть достаточно
жизнеспособной, чтобы не входить в длительные
кризисные состояния, которые нарушают
функционирование других систем общества.
Политическая система
существует в политическом пространстве
общества, которое имеет территориальное
измерение и функциональное, определяемое
сферой действия политической системы
и ее составных частей на разных уровнях
политической организации общества. В
этом смысле будут различаться пространства
влияния тех или иных ассоциаций (партий,
общественных организаций), действия политических
институтов , границ политического и экономического
управления, сферы политической жизни
общества и личной жизни человека и т.д..
Определение границ различного рода функциональных
пространств политической системы - ответственный
и сложный политико-правовой и культурный
процесс. Он формализуется, юридически
фиксируется, эта фиксация составляет
одну из задач демократического процесса,
определяющего прерогативы власти, партий,
органов управления и др. элементов политической
системы, а также отношений между ними,
включая такие существенные взаимодействия,
как согласование управления и самоуправления,
пространства централизованной концентрированной
власти и децентрализованной и т.д.
1.1
Структура политических систем
Современным политическим
системам присуща структурная дифференциация
- относительно высокая степень расслоения
между структурами по функциональному
признаку, т.е. имеются и законодательные
собрания, и административные и исполнительные
органы, и судебные институты, и политические
партии, и группы интересов, и органы информации,
причем каждая структура должна выполнять
какую-то функцию. Однако для примитивных,
или традиционных, структур характерно
отсутствие такой дифференциации: специализированные
структуры там выполняют и политические
функции; многие функции выполняются одними
и теми же органами.
Сильная структурная
дифференциация необходима политической
системе, чтобы своевременно реагировать
на новые требования, обращенные к ней
извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять
новые потребности.
Рассмотрим структуру
политической системы - атрибут всех
реаль-но существующих объектов и систем.
Под структурой понимается строение
и внутренняя организация системы,
выступающая как единство устойчи-вых
взаимосвязей между ее элементами. Структурные
изменения в системе вызывают изменения
свойств самих элементов, которые подчиняются
об-щим законам развития системы как целого.
Выделяются четыре
главные группы элементов политической
системы:
политическая организация;
политические отношения;
политические и
правовые нормы;
политическое сознание
и политическая культура.
Главные элементы
политической системы общества и
механизм их функционирования отражаются
в конституции государства законодательстве,
которые регулируют принципы, формировали
деятельность органов государственной
власти, права и обязанности государственных,
партийных, хозяйственных и общественных
организаций.
Наиболее активной
и динамичной частью политической системы
общества является его политическая
организация. Любой вид политической
деятельности осуществляется в организованных
формах - через совместные действия, подчиненные
единой цеди и регулирующиеся определенными
правилами, нормами, принятыми данной
общности. Именно благодаря организации
осуществляет перевод идеологической
или моральной силы в материальную, к становятся
правилами поведения. Организация в следствие
«выступает важнейшим средством формирования
единой воли.
Политическая система
структурна, т.е. включает части или
подсистемы разной сложности, их элементы
и отношения между ними. Политическая
система складывается из подсистем
трех уровней власти и политических
отношений: двух институциональных - высшего
или верхнего (мегоуровень), среднего
или промежуточного (мезоуровень), и
неинституционального - нижнего, массового
(микроуровень). В свою очередь, они делятся
на параллельные, обычно конкурирующие
структуры (на тех же уровнях): легальные
и теневые. Внутри этих структур политическая
система включает деление на субъекты
политических отношений (руководителей,
правящих) и носителей власти, исполнителей,
рядовых членов массовых ассоциаций, их
социальной базы.