Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:54, контрольная работа
В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX вв. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 3
ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18
Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, необходимо отметить, что основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, ежели у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старенького режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по суждениям политической необходимости. Потому ведущей силой демократизации стал "центристский" Альянс демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от всех действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.
Испанская конституция 1978г., - итог консенсуса политических сил в парламенте и отражение компромисса меж ними.
Конституция Испании восприняла,
как испанские конституционные
традиции, так и опыт остальных
государств – доктринальный, выражающийся
в заимствовании идей, и нормативный
– в конкретном закреплении ряда
институтов. В преамбуле и первых
статьях этот акт закрепил идеологические
и политические базы страны, приняв
в качестве его базы – демократическую
модель. Краеугольными принципами конституция
провозгласила права человека, демократический,
соц и правовой характер страны.
Все возможности страны опираются
на государственный суверенитет, от
которого они исходят. Государственный
суверенитет реализуется через
роль избирателей в выборах в
центральные и местные
Конституция организовала в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие главные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) Разрешают правительству в определенный просвет времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве раздельно категории можно именовать обыкновенные законы, но из их числа необходимо выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких имеющихся актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на базе статьи 75 конституции.
В конституции получила отражение
современная тенденция –
Конституция Испании по способу
конфигурации относится к числу
«жестких». Её пересмотр осуществляется
разными методами в зависимости
от того, является ли он частичным либо
полным. В первом случае для конфигурации
конституции требуется 3/5 голосов
каждой из палат Генеральных кортесов.
Полный пересмотр либо изменение
более принципиальных положений
конституции, могут быть осуществлены
2/3 голосов каждой из палат Генеральных
кортесов, после этого они распускаются.
Вновь избранные Кортесы
Во всех вариантах инициатива конфигурации конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного общества.
Закрепленная в основном
законе структура
При рассмотрении организации
судебной системы в Испании,
можно отметить, что в собственной
деятельности судьи и
· независимость от остальных органов власти
· несменяемость
· ответственность и подчинение лишь закону
Таким образом на примерах выше, можно убедиться, что Испания – правительство с демократическим режимом.
Реализуя принципы
политического плюрализма, на нынешний
день в Испании, действует
Демократический режим
подразумевает признание за
В качестве одной из важных задач, связанной с формированием демократического страны, следует разглядывать развитие и улучшение законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
В течении длительных десятилетий
в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность
сотворения и функционирования легальных
оппозиционных партий. Официальной,
гос идеологией являлся марксизм-ленинизм.
Современное демократическое
Необходимым фактором, определяющим
во многом фуррор почти всех преобразований
в гос и политической жизни
нашего общества, является уровень
политической и правовой культуры в
обществе. Нужно избавляться от того
правового нигилизма, который в
особенности отчетливо
В данный момент
на местности распавшегося
Грозная закономерность,
а быть может трагическая
В первую очередь, хочу заметить, что рассмотренная мной классификация политических режимов, выделение трёх его основных типов, не охватывает всё многообразие современной политической жизни.
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. Реальность такова, что в мире немало стран, режимы которых невозможно отнести в полной мере ни к одному из этих типов. В большинстве стран мира постоянно происходят глубокие социально-политические изменения. Таким образом, понятие «политический режим» и связанные с ним проблемы типологии не потеряло в современные дни своей актуальности. Нельзя не сказать о трансформации тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Хотя еще в 70-х годах Фридрих и Бжезинский отметили, что тоталитарный режим не способен трансформироваться, и все тоталитарные режимы обречены на гибель, тем не менее, практика бывшего СССР показала ошибочность такого положения. Переход от одного режима к другому сложный, но вполне реальный. На сегодняшний день Статья 1. Конституции Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Однако, пока это лишь декларация. Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. И политическая система, и политический режим проходят сейчас стадию становления, и от того, в каком направлении будет развиваться этот процесс, зависит будущее общества. Поэтому, огромное значение приобретает систематизированная информационно-правовая оценка происходящих процессов с формированием приемлемой модели развития. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта.