Понятие политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX вв. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 3
ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, необходимо отметить, что основная опасность для процесса демократизации исходила от военных  и представителей репрессивного  аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, ежели у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая рабочая  партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старенького режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по суждениям политической необходимости. Потому ведущей силой демократизации стал "центристский" Альянс демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от всех действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.

Испанская конституция 1978г., - итог консенсуса политических сил  в парламенте и отражение компромисса  меж ними.

Конституция Испании восприняла, как испанские конституционные  традиции, так и опыт остальных  государств – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный  – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические базы страны, приняв в качестве его базы – демократическую  модель. Краеугольными принципами конституция  провозгласила права человека, демократический, соц и правовой характер страны. Все возможности страны опираются  на государственный суверенитет, от которого они исходят. Государственный  суверенитет реализуется через  роль избирателей в выборах в  центральные и местные представительные органы и через роль в голосовании  на референдумах на государственном  и местном уровне. Принцип правового  страны установлен в статье 9, Основного  закона: «Граждане и государственная  власть подчинены нормам Конституции  и другого законодательства». Для  обеспечения этого принципа сотворен орган конституционного контроля –  Конституционный трибунал.

 

Конституция организовала в  стране иерархию правовых норм. Ниже основного  закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие главные права  и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов –  Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция  выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) Разрешают  правительству в определенный просвет  времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве раздельно категории  можно именовать обыкновенные законы, но из их числа необходимо выделить законы о делегировании, ведущие  к преобразованию нескольких имеющихся  актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на базе статьи 75 конституции.

В конституции получила отражение  современная тенденция – включены нормы, регулирующие деятельность собственного страны в интернациональной сфере. В преамбуле содержится положение  о стремлении испанского народа «сотрудничать  со всеми народами Земли в учреждении мирных отношений и совместных действий». Принципиальна норма, содержащаяся в статье 95: «Заключению интернационального контракта, содержащего положения, противоречащего конституции, должен предшествовать пересмотр последней». Иными словами, тут устанавливается  примат конституции по отношению  к хоть какому интернациональному соглашению.

Конституция Испании по способу  конфигурации относится к числу  «жестких». Её пересмотр осуществляется разными методами в зависимости  от того, является ли он частичным либо полным. В первом случае для конфигурации конституции требуется 3/5 голосов  каждой из палат Генеральных кортесов. Полный пересмотр либо изменение  более принципиальных положений  конституции, могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных  кортесов, после этого они распускаются. Вновь избранные Кортесы разглядывают проект и должны принять его большинством в 2/3 голосов в каждой из палат.

Во всех вариантах инициатива конфигурации конституции принадлежит  правительству, парламентским палатам  и 2/3 членов ассамблеи автономного  общества.

 Закрепленная в основном  законе структура государственных  органов Испании, относительно  проста. Она строится на принципе  разделения властей. Возможности  главы страны принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным  кортесам, исполнительная – правительству;  Конституционный трибунал – орган  конституционной юстиции. 

 При рассмотрении организации  судебной системы в Испании,  можно отметить, что в собственной  деятельности судьи и магистраты  подчиняются последующим принципам: 

· независимость от остальных  органов власти

· несменяемость 

· ответственность и подчинение лишь закону

 Таким образом на  примерах выше, можно убедиться,  что Испания – правительство  с демократическим режимом. 

 Реализуя принципы  политического плюрализма, на нынешний  день в Испании, действует наиболее 200 (!) различных партий, из которых  основными являются: Испанская социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия Испании, Коммунистическая партия народов Испании, Народная партия, Демократический и соц центр, Реформистская демократическая партия.

 Демократический режим  подразумевает признание за гражданами  широких прав и свобод, легально  действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми  партиями, которые одержали победу  на соответственных выборах и  т.д. 

В качестве одной из важных задач, связанной с формированием  демократического страны, следует разглядывать развитие и улучшение законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

 

В течении длительных десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  сотворения и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, гос идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое правительство подразумевает развитое гражданское общество, в каком  взаимодействуют разные публичные  организации, политические партии, в  каком никакая идеология не может  устанавливаться в качестве официальной  гос идеологии. Политическая жизнь  в правовом государстве строится на базе идеологического, политического  обилия (плюрализма), многопартийности. Потому одним из путей формирования правового страны, одним из направлений  данной работы является развитие гражданского общества, выступающим принципиальным звеном меж личностью и государством, в каком реализуется крупная  часть прав и свобод человека; утверждение  принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом фуррор почти всех преобразований в гос и политической жизни  нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе. Нужно избавляться от того правового нигилизма, который в  особенности отчетливо проявился  в крайнее время не только у  граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического страны.

 В данный момент  на местности распавшегося СССР  происходят сложные процессы  в развитии страны и права  - становление в новейших "независящих  государствах" государственных и  правовых систем, соответственных  требованиям современного гражданского  демократического общества. Это  развитие все наиболее осложняется  из-за того, что общество переживает  жесточайший экономический и  соц кризис, значительно отразившийся  на уровне жизни людей и резко высветивший те нехорошие последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия собственного господства.

 Грозная закономерность, а быть может трагическая неизбежность  в том, что человеческая природа  и соц жизнь все еще далеки  от совершенства. Реалистичнее не  грезить о полном искоренении  зла, а стремиться к его ограничению.  Наиболее того, может быть ли  это совершенство? Естественно нет,  ибо такая природа человека.

Заключение

В первую очередь, хочу заметить, что рассмотренная мной классификация  политических режимов, выделение трёх его основных типов, не охватывает всё  многообразие современной политической жизни.

За последние 20 лет очень  много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. Реальность такова, что в мире немало стран, режимы которых невозможно отнести в полной мере ни к одному из этих типов. В большинстве стран мира постоянно происходят глубокие социально-политические изменения. Таким образом, понятие «политический режим» и связанные с ним проблемы типологии не потеряло в современные дни своей актуальности. Нельзя не сказать о трансформации тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Хотя еще в 70-х годах Фридрих и Бжезинский отметили, что тоталитарный режим не способен трансформироваться, и все тоталитарные режимы обречены на гибель, тем не менее, практика бывшего СССР показала ошибочность такого положения. Переход от одного режима к другому сложный, но вполне реальный. На сегодняшний день Статья 1. Конституции Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Однако, пока это лишь декларация. Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. И политическая система, и политический режим проходят сейчас стадию становления, и от того, в каком направлении будет развиваться этот процесс, зависит будущее общества. Поэтому, огромное значение приобретает систематизированная информационно-правовая оценка  происходящих процессов с формированием  приемлемой модели развития.  Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Денисов А.И. “Сущность и форма государства”, М., 1960 г.
  2. Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. “История государства и права”, М., 1999 г.
  3. Корельский В.М. и Перевалова В.Д. “Теория государства и права”, М., 1999 г.
  4. Лазарев В.В. “Теория государства и права”, М., 1992 г.
  5. Марченко М.Н. “Теория государства и права”, М., 1996 г.
  6. Матузов Н.И. и Малько А.В. “Теория государства и права”, М., 2000 г.
  7. Петров В.С. “Сущность, содержание и формы государства”, Л., 1971 г.
  8. Петров В.С. “Тип и формы государства”, ЛГУ, 1967 г.
  9. Стародубский Б.А. “Политические режимы европейских стран”, Свердловск, 1989 г.
  10. Хорошилов А.Н. “История политико-правовых учений”, М., 2001 г.

Информация о работе Понятие политического режима