Понятие политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX вв. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 3
ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

      Тоталитарные  режимы традиционно разделяют  на "левые" и "правые" формы.  Правый или праворадикальный  режим получил развитие в Италии  с 1922 г. и в Германии с  1933 г. после прихода к власти  А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма  с середины 20-х гг. до середины 50-х гг.), в странах Восточной  Европы и Азии, на Кубе. Наиболее  яркий пример тоталитаризма в  Азии - Китай периода политики "большого  скачка" и "культурной революции" (50-е - середина 70-х гг.), когда во  главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

      Две формы  тоталитаризма различаются характером  идеологий (фашизм, национал-социализм,  коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами  партии-гегемоны: достижение "народного  капитализма" и завоевание  мирового господства либо построение  коммунистического общества и  мировая революция. Есть и другое  отличие: левый тоталитаризм был  более "достроен": партия обладала  монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или  частичной ликвидации частной  собственности, сосредоточении в  руках государства основных средств  производства, ликвидации рынка.  В праворадикальных режимах сохранилась  свобода предпринимательства, однако  это не исключало прямого государственного  вмешательства в экономическую  сферу, подчинения ее задачам  военного производства, централизованного  распределения рабочей силы.

      Ряд политологов  выделяют третью, теократическую, форму  тоталитаризма,  видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане.

      Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение,  право) понимается как режим,  смысл правления при котором  заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для их отождествления. Остановимся на отличиях двух режимов.

      1. При тоталитаризме  партия-гегемон запрещает все  элементы общественно-политического  плюрализма, оппозиционные партии  и движения. Инициатива допускается  только в рамках созданных  "сверху" и "патронируемых"  партией общественных организаций.  При авторитаризме имеет место  ограниченный плюрализм. Правящая  власть в определенных пределах  допускает инакомыслие и подконтрольную  оппозицию.

      2. При тоталитаризме  ядром политической системы выступает  партия-гегемон, монополизировавшая  государственную власть, при авторитаризме  - само государство (в некоторых  случаях правящая элита создает  под себя "партию власти").

      3. При тоталитаризме  особая роль отводится идеологии.  Она выполняет две важные функции:  легитимацию этого режима и  мобилизацию масс на выполнение  поставленных партией задач. Для  объединения народа вокруг власти  в сознание масс через СМИ,  искусство, образование внедряются  нужные для господствующей партии  стереотипы. Мощнейшая пропагандистская  машина рисует утопические цели, "великое будущее" - коммунистический  или расовый рай. Одновременно  создается "образ врага", в  качестве которого выступают  "реакционные классы" или "низшие  народы", сторонники других идеологий. Тезис о внешних и внутренних врагах призван оправдать жесткие методы управления, ограничение свободы личности, массовые репрессии и весь уклад жизни, напоминающий жизнь в осажденной крепости. Что касается авторитаризма, то здесь может отсутствовать какая-либо детально разработанная идеологическая доктрина. Инструментом консолидации общества выступают религия, национализм, традиции. Политические элиты современных авторитарных режимов иногда пытаются предложить массам "идеологию развития", объясняющую цели экономической и социальной модернизации общества.

      4. Тоталитарная  власть опирается на широкую  поддержку народа. Для такого  режима характерен культ вождя  партии, который в глазах народа  обладает харизмой, ему приписываются  сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость. Тоталитаризм широко использует такие формы мобилизации масс, как выборы, торжественные собрания, "всенародные обсуждения", митинги. Особенно часто прибегал к организации массовых манифестаций и факельных шествий А. Гитлер. Он прекрасно понимал, что массой легче манипулировать, ибо человек, попавший в массу, часто теряет способность критически воспринимать информацию, а его сознание растворяется в общем коллективном настроении. Авторитаризм может оставаться безразличным к проблеме легитимации власти, не прибегает, как правило, к интенсивной мобилизации народа в поддержку власти. Для этого режима характерны деполитизация масс, индифферентное либо враждебное отношение к власти. Не имея массовой поддержки, авторитарная власть находит опору в бюрократии, армии, церкви, крупных предпринимательских слоях, пытается использовать исторические традиции или националистические лозунги. Возможны случаи авторитаризма, опирающегося на харизму лидера.

      5. Отметим  еще одно принципиальное различие  режимов. Авторитарный режим не  стремится к тотальному контролю  за всеми сферами жизни, сохраняет  автономность личности и общества  в неполитических сферах. Допуская, как правило, свободные рыночные  отношения в экономике, поощряя  частное предпринимательство, некоторые  современные авторитарные режимы  демонстрируют высокие темпы  экономического роста (современный  Китай, Сингапур, Южная Корея,  Чили).

      Таким образом,  современные авторитарные режимы  могут иметь ряд черт переходного  режима - занимать промежуточное  положение между демократией  и тоталитаризмом. Они обладают  большими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демократии. Здесь  существует потенциал для политической  самоорганизации гражданского общества, т.к. уже проявляются независимые  от государства экономические  интересы, на базе которых могут  сформироваться политические интересы. При переходе от тоталитаризма  к демократии необходимы не  только политические реформы,  но и комплексная экономическая  реформа, требующая создания институтов  рыночной экономики, реформы собственности  и формирования на этой основе  новых социальных слоев.

      Авторитаризм  может существовать в самых  разнообразных формах. В историческом  прошлом он выступал в форме  древних тираний, деспотий, абсолютных  монархий и различных аристократических  режимов.

Остановимся на типологии  современных форм авторитаризма. В зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

  • военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы - достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала А. Пиночета в Чили);
  • теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;
  • олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам;
  • вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера . Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" (быстрого решения проблем экономической отсталости и бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти;
  • смешанные, сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.

 

Как видим, формы современного авторитаризма представляют собой  пеструю картину. Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные  формы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме  реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы  авторитаризма представляют собой  своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций.

Гибридные режимы существуют в разных формах и получили разные названия:

  • "диктабланда" - режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
  • "демократура" - имеются элементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
  • "делегативная демократия" предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту.

Демократический политический режим

Он основывается на демократических  способах и средствах властвования и политического роли народа в  принятии властных решений. Характеризуется  последующими чертами:

1. Источником власти в  государстве является люд. Он  избирает власть и наделяет  её правом решать хоть какой  вопрос, делая упор на собственное  мировоззрение. Законы страны  защищают люд от произвола  власти и власть от произвола  отдельных людей. 

2. Политическая власть  носит легитимный характер и  осущест­вляет свои функции в  согласовании с принятыми законами. Ос­новной принцип политической  жизни демократического общества  — "гражданам разрешено все,  что не запрещено законом, а  представителям власти — лишь  та деятельность, которая предусмотрена  соответствующими подзаконными  актами".

3. Для демократического  режима типично разделение властей  (отделение друг от друга законодательной,  исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным  правом издавать законы. Высшая  исполнительная власть (президент,  правительство) имеет право законодательной,  экономной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом определять соответствие  издаваемых законов конституции  страны. В критериях демократии  три ветки власти уравновешивают  друг дружку.

4. Демократический режим  характеризуется правом народа  вли­ять на выработку политических  решений (методом одобрения либо  критики в средствах массовой  информации, демонстраций либо лоббистской  деятельности, роли в предвыборных  кампаниях). Политическое роль народа  в выработке принимаемых решений  гарантируется конституцией страны, также международными правовыми  нормами. 

5. Принципиальной чертой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий воз­можность  образования двух- либо многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на люд, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический  режим характеризуется высо­кой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений страны  и граждан. 

В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно разглядеть форму государственного устройства на примере Испании.

Испания – крайнее правительство  современной Европы, где фашистская диктатура была более долгое время. Это единственная страна, в какой  идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в какой  авторитарный режим исчез естественным методом в итоге погибели генерала Франко. Современная политическая организация  Испании сотворена опосля погибели этого терана, последовавшей в  ноябре 1975г. В то время в течение  пары лет продолжал действовать  ряд институтов прежнего режима.

Два последовательно существовавших правительства А. Новарро и в  особенности А. Суареса взяли  отчетливый курс на демократизацию страны. Приготовленный правительством А. Суареса  законопроект о политической реформе  был одобрен государственным  референдумом в декабре 1976г. Этот закон  устанавливал на переходный период некие  демократические начала; на государственном  уровне была учреждена фактически новая  структура органов гос власти, а именно, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый  всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977г. Новейшие Кортесы разработали конституцию  страны, одиннадцатую по счету опосля Первой испанской революции 1808г. В  декабре 1978г., на общенациональном референдуме  эта конституция была одобрена подавляющим  большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления  парламентарной монархии, унитарное  политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ  и демократический политический режим.

Информация о работе Понятие политического режима