Понятие политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX вв. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 3
ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

Понятие политического режима 3

Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты 5

Демократический политический режим 11

Заключение 16

Список литературы: 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В учебной и  научной литературе отсутствует  единый подход к термину «политический  режим». Одни авторы отождествляют  его с формой государства, управления  и устройства политической системы  в целом. Именно в такой трактовке  данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX вв.

 Политический  режим  означает совокупность  приемов, методов, форм, способов  осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы,  правовое положение личности  в обществе и определенный  тип  политической системы,  существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления  экономической и политической власти господствующего класса.

В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим  государство оказывает воздействие  на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический  режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего  социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом  обществе политический режим любого государства так или иначе  был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе  и отношения к ним со стороны  государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в  условиях демократии политический режим  обуславливается фактом признания  равенства всех людей перед законом  при одновременном признании  из неравенства по отношению к  собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической  и духовной сферах.

Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни  принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая  власть была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

Типология политических режимов  определяется не только социальными  факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

Нравственная природа  авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается вне  принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ различными школами  политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал  в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Понятие политического режима

Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая с именем Л.И. Брежнева) и тем более отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического режима осуществлялась в рамках советской политической системы.

      В политологии  существует несколько трактовок  политического режима.

      1. Институциональный  (политико-правовой) подход отождествляет  политический режим с формами  правления и государственного  устройства и акцентирует внимание  на формально-юридических характеристиках:  особенностях разделения государственной  власти и соотношении между  ветвями власти, на типах правительственных  структур. Прослеживается тенденция  отождествления политического режима  с формой правления. Односторонность  подобного подхода заключается  в том, что реальная практика  реализации власти может противоречить  закрепленным в конституциях  нормам, а сам политический режим  представляет собой более широкое  явление, чем форма правления.  Провозглашенная республиканская  форма правления еще не означает  установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры  СССР и Германии 30-х гг. Между  тем европейские конституционные  монархии рассматриваются как  классические проявления либеральной  демократии.

      2. Социологический  подход ставит акцент на характере  отношений между государством  и обществом, "которые сложились  реально и не обязательно в  соответствии с предписанными  конституцией и иными правовыми  актами нормами политического поведения". В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.

      3. Широкая  трактовка политического режима  выходит за рамки только политико-правового  или только социологического  анализа и рассматривает его  через соотношение ряда компонентов,  что позволяет отличать одни  типы политических режимов от других.

Политический режим включает в себя:

  • политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
  • методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
  • реальный уровень свобод человека, объем его прав;
  • методы выработки политических решений;
  • способы урегулирования конфликтов;
  • плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
  • конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
  • идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
  • формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
  • тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
  • структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего  класса находятся у власти, на поддержку  каких социальных слоев опирается  эта власть.

      Вышеназванные  признаки служат критериями для  выделения разных типов политических режимов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего.

Тоталитарные  и авторитарные политические режимы: основные черты

Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма  и авторитаризма.

      В переводе  с позднелатинского "тоталитарный" означает "относящийся к целому". Смысл тоталитаризма обосновал  идеолог итальянского фашизма  Дж. Джентиле, который призвал к  тотальному подчинению человека  государству и растворению индивида  в политической истории, поскольку  все человеческое и духовное  теряет ценность вне государства.  В политический лексикон этот  термин вошел после речи Б.  Муссолини в 1925 г., в которой  он использует само понятие  "тоталитарное государство". В  дальнейшем оппоненты фашизма  употребляют этот термин в  негативном смысле - как противоположность  демократии. Первоначально под тоталитаризмом  понимали фашистский режим в  Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин стали применять к политическому режиму в СССР.

      Хотя еще  в конце 30-х гг. были сделаны  попытки научного осмысления  тоталитаризма, наибольшее влияние  на общественное представление  о сущности этого явления оказали  знаменитые романы-антиутопии Е.  Замятина, О. Хаксли и Дж. Оруэлла.  Роман Замятина "Мы" - это прогноз  развития общества, построенного  на началах коллективизма, где  рационально обоснованы все стороны  жизни, но где отсутствует важнейший  элемент общества - личность (вместо  номер). О. Хаксли в романе "О  дивный новый мир" показал  полностью заорганизованный мир,  в котором стремление к достижению  совершенной эффективности не  оставило места для личной  свободы. В наиболее яркой литературной  форме технология тоталитарной  власти была раскрыта в романе  Дж. Оруэлла "1984".

      С начала 50-х гг. появляются научные работы, посвященные политологическому  и социологическому анализу тоталитарных  режимов: исследование Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма", совместная монография К. Фридриха  и З. Бжезинского "Тоталитарная  диктатура и автократия". Концептуальная  модель тоталитаризма, предложенная  К. Фридрихом и З. Бжезинским, наиболее популярна в политологии.

Ниже приведены шесть  базовых характеристик тоталитаризма, сформулированных К. Фридрихом в  работе "Природа тоталитаризма" (1954):

  • официальная идеология, которая претендует на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижения извечных целей, например на создание "совершенного общества";
  • массовая партия, которая сливается с государственной бюрократической организацией;
  • монополия партии над эффективными средствами коммуникации;
  • концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия;
  • централизованный контроль и руководство экономикой;
  • система террористической полицейской власти.

Вышеупомянутая модель тоталитаризма  требует дополнительной расшифровки. Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных  структур с государственными и к  формированию своеобразного феномена "государство-партия". Сама партия монополизирует право выступать  от имени всего общества. Одновременно происходит "растворение" гражданского общества в государстве, все разрешенные  общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские) обязаны выступать  своеобразными "приводными ремнями" в механизме власти партии, проводить  ее генеральную линию в жизнь. Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини всегда прав".

      Тоталитарная  власть распространяет контроль  на все стороны жизни человека, включая семейные отношения и  сферу досуга. Как заметила Х.  Арендт, при тоталитаризме был  реализован принцип: "Частным  лицом остается только спящий". Таким образом, для тоталитаризма  характерна всеобщая этатизация - государство-партия осуществляет  тотальный контроль над всеми  сферами жизнедеятельности общества  в целом и отдельного индивида  в том числе. Поэтому среди  политологов утвердилось и более  краткое определение тоталитаризма:  это закрытая система, в которой  все - от воспитания детей до  выпуска продукции - контролируется  из единого центра.

Информация о работе Понятие политического режима