Оглавление
Введение 2
Понятие
политического режима 3
Тоталитарные
и авторитарные политические режимы: основные
черты 5
Демократический
политический режим 11
Заключение 16
Список
литературы: 18
Введение
В учебной и
научной литературе отсутствует
единый подход к термину «политический
режим». Одни авторы отождествляют
его с формой государства, управления
и устройства политической системы
в целом. Именно в такой трактовке
данное понятие давалось в общественных
науках конца XIX - начала XX вв.
Политический
режим означает совокупность
приемов, методов, форм, способов
осуществления политической государственной
власти в обществе, характеризует
степень политической свободы,
правовое положение личности
в обществе и определенный
тип политической системы,
существующей в стране.
Режим - управление, совокупность
средств и методов осуществления
экономической и политической власти
господствующего класса.
В политическом режиме
действительно проявляется функциональная
сторона государственной власти
и других институтов политической системы.
Именно через политический режим
государство оказывает воздействие
на общество. Но и сам политический
режим по отношению к формам функционирования
государственной власти обладает самостоятельностью.
С его помощью можно определить
различные периоды жизнедеятельности
основных институтов политической системы
общества, развития или эрозии демократии,
степень участия масс в формировании
органов власти.
Политический
режим каждой страны не только влияет
на политическое развитие общества,
на его социально-классовую ситуацию,
но и сам определяется прежде всего
социальной сущностью соответствующего
государства. В рабовладельческом
обществе политический режим любого
государства так или иначе
был связан с делением людей на
свободных и рабов, что определяло
их статус в политической системе
и отношения к ним со стороны
государственной власти; при феодализме
тот же статус вытекал из крепостнических,
внешнеэкономических отношений; в
условиях демократии политический режим
обуславливается фактом признания
равенства всех людей перед законом
при одновременном признании
из неравенства по отношению к
собственности; в социалистическом
обществе конституировалось формальное
равенство всех его членов не только
в политической, но и социально-экономической
и духовной сферах.
Исторические
типы государств, как правило, не совпадали
с типами политических режимов. В
рамках одного и того же типа государства
и одной и той же формы правления
могли существовать разные политические
режимы. Афинское и Римское государства
в Древнем мире были рабовладельческими
республиками, но по характеру политических
режимов существенно отличались
друг от друга: если в Афинах активное
участие в политической жизни
принимали все свободные граждане,
то в Римской республике фактическая
власть была сосредоточена в руках
рабовладельческой верхушки.
В современном мире можно
говорить о 140-160 режимах, которые незначительно
отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель
дает два критерия, по которым можно
провести классификацию:
- по тому, в чьих руках власть
- по тому, как эта власть используется
Типология политических режимов
определяется не только социальными
факторами соответствующего государства,
но и нравственными, моральными, мировоззренческими
устоями общества. Так, более широкая
и разнообразная нравственная
природа демократического режима предполагает
признание таких общегуманистических
ценностей, как свобода совести,
убеждений, слова, политический плюрализм
и т.д.
Нравственная природа
авторитарного режима – это, наоборот,
навязываемая сверху единообразная
идеология, подавляющая духовную и
культурную самостоятельность личности
и плюрализм мнений, безраздельно
господствующая над обществом и
правом. Эта идеология соединяется
силой государства, гарантируется
его репрессивными органами и
стремится унифицировать и контролировать
даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное,
в особенности тоталитарное, государство
активно и прямо вторгается вне
принадлежащую ему сферу внутренней,
духовной жизни личности.
Анализ различными школами
политологов более ранних и нынешних
политических режимов свидетельствует,
что ни один из них не существовал
в чистом виде. Существуют и многочисленные
«промежуточные» политические режимы.
В мире происходит постоянная эволюция
политических режимов. Существенное обновление
или коренная смена политических
режимов разрешается либо массами
посредством революционных мер,
либо правящими политическими элитами
через проведение реформ и военных
переворотов.
Одна из достаточно простых,
широко распространенных, классификаций
политических режимов - деление их
на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Понятие
политического режима
Функциональный и динамический
аспекты политической системы раскрываются
в политическом режиме. Политический режим
(в самом общем плане) - это совокупность
методов и средств осуществления политической
власти. Исследование политического режима
позволяет составить реальное представление
о реализации политической власти, степени
свобод и правовом положении личности
в конкретной стране в определенный исторический
период времени. Так, политический режим
конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала
80-х гг. (так называемая эпоха "застоя",
ассоциируемая с именем Л.И. Брежнева)
и тем более отличался от режима, установленного
в 30-х гг. Подобная эволюция политического
режима осуществлялась в рамках советской
политической системы.
В политологии
существует несколько трактовок
политического режима.
1. Институциональный
(политико-правовой) подход отождествляет
политический режим с формами
правления и государственного
устройства и акцентирует внимание
на формально-юридических характеристиках:
особенностях разделения государственной
власти и соотношении между
ветвями власти, на типах правительственных
структур. Прослеживается тенденция
отождествления политического режима
с формой правления. Односторонность
подобного подхода заключается
в том, что реальная практика
реализации власти может противоречить
закрепленным в конституциях
нормам, а сам политический режим
представляет собой более широкое
явление, чем форма правления.
Провозглашенная республиканская
форма правления еще не означает
установление реальной демократии,
о чем свидетельствуют примеры
СССР и Германии 30-х гг. Между
тем европейские конституционные
монархии рассматриваются как
классические проявления либеральной
демократии.
2. Социологический
подход ставит акцент на характере
отношений между государством
и обществом, "которые сложились
реально и не обязательно в
соответствии с предписанными
конституцией и иными правовыми
актами нормами политического поведения".
В рамках этого подхода обращается внимание
на социальные основания власти, группы
давления, взаимоотношения элит и народа.
3. Широкая
трактовка политического режима
выходит за рамки только политико-правового
или только социологического
анализа и рассматривает его
через соотношение ряда компонентов,
что позволяет отличать одни
типы политических режимов от других.
Политический режим включает
в себя:
- политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
- методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
- реальный уровень свобод человека, объем его прав;
- методы выработки политических решений;
- способы урегулирования конфликтов;
- плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
- конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
- идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
- формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
- тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
- структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
Режим указывает на социальную
природу власти: какие группы господствующего
класса находятся у власти, на поддержку
каких социальных слоев опирается
эта власть.
Вышеназванные
признаки служат критериями для
выделения разных типов политических
режимов. Спектр политических режимов
современного мира раскрывается в таких
понятиях, как демократия, авторитаризм
и тоталитаризм. При определении сущности
режима акцент делается на противопоставлении
государства, с одной стороны, и гражданского
общества - с другой. Характер взаимоотношений
определяется силой либо слабостью гражданского
общества. В условиях демократии общество
имеет рычаги влияния на власть вплоть
до замены на очередных выборах. В недемократических
режимах государство контролирует и регламентирует
гражданское общество полностью (тоталитаризм)
или частично (авторитаризм). Большинство
политологов трактует тоталитаризм как
слияние государства с гражданским обществом,
что практически ставит под сомнение саму
возможность существования последнего.
Тоталитарные
и авторитарные политические режимы:
основные черты
Недемократические режимы представлены
разными формами тоталитаризма
и авторитаризма.
В переводе
с позднелатинского "тоталитарный"
означает "относящийся к целому".
Смысл тоталитаризма обосновал
идеолог итальянского фашизма
Дж. Джентиле, который призвал к
тотальному подчинению человека
государству и растворению индивида
в политической истории, поскольку
все человеческое и духовное
теряет ценность вне государства.
В политический лексикон этот
термин вошел после речи Б.
Муссолини в 1925 г., в которой
он использует само понятие
"тоталитарное государство". В
дальнейшем оппоненты фашизма
употребляют этот термин в
негативном смысле - как противоположность
демократии. Первоначально под тоталитаризмом
понимали фашистский режим в
Италии и национал-социалистическое
движение в Германии, но после публикации
в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин
стали применять к политическому режиму
в СССР.
Хотя еще
в конце 30-х гг. были сделаны
попытки научного осмысления
тоталитаризма, наибольшее влияние
на общественное представление
о сущности этого явления оказали
знаменитые романы-антиутопии Е.
Замятина, О. Хаксли и Дж. Оруэлла.
Роман Замятина "Мы" - это прогноз
развития общества, построенного
на началах коллективизма, где
рационально обоснованы все стороны
жизни, но где отсутствует важнейший
элемент общества - личность (вместо
номер). О. Хаксли в романе "О
дивный новый мир" показал
полностью заорганизованный мир,
в котором стремление к достижению
совершенной эффективности не
оставило места для личной
свободы. В наиболее яркой литературной
форме технология тоталитарной
власти была раскрыта в романе
Дж. Оруэлла "1984".
С начала
50-х гг. появляются научные работы,
посвященные политологическому
и социологическому анализу тоталитарных
режимов: исследование Х. Арендт
"Происхождение тоталитаризма",
совместная монография К. Фридриха
и З. Бжезинского "Тоталитарная
диктатура и автократия". Концептуальная
модель тоталитаризма, предложенная
К. Фридрихом и З. Бжезинским,
наиболее популярна в политологии.
Ниже приведены шесть
базовых характеристик тоталитаризма,
сформулированных К. Фридрихом в
работе "Природа тоталитаризма"
(1954):
- официальная идеология, которая претендует на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижения извечных целей, например на создание "совершенного общества";
- массовая партия, которая сливается с государственной бюрократической организацией;
- монополия партии над эффективными средствами коммуникации;
- концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия;
- централизованный контроль и руководство экономикой;
- система террористической полицейской власти.
Вышеупомянутая модель тоталитаризма
требует дополнительной расшифровки.
Установление диктатуры одной партии
приводит к слиянию партийных
структур с государственными и к
формированию своеобразного феномена
"государство-партия". Сама партия
монополизирует право выступать
от имени всего общества. Одновременно
происходит "растворение" гражданского
общества в государстве, все разрешенные
общественные организации (профсоюзы,
молодежные, женские) обязаны выступать
своеобразными "приводными ремнями"
в механизме власти партии, проводить
ее генеральную линию в жизнь.
Вершина пирамиды тоталитарной власти
представлена харизматической фигурой
вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия
вождя и партийная догма не подлежат критике.
Например, во всех школах Италии висел
портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини
всегда прав".
Тоталитарная
власть распространяет контроль
на все стороны жизни человека,
включая семейные отношения и
сферу досуга. Как заметила Х.
Арендт, при тоталитаризме был
реализован принцип: "Частным
лицом остается только спящий".
Таким образом, для тоталитаризма
характерна всеобщая этатизация
- государство-партия осуществляет
тотальный контроль над всеми
сферами жизнедеятельности общества
в целом и отдельного индивида
в том числе. Поэтому среди
политологов утвердилось и более
краткое определение тоталитаризма:
это закрытая система, в которой
все - от воспитания детей до
выпуска продукции - контролируется
из единого центра.