Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа
Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.
Опишите основные параметры и особенности современной
российской избирательной
смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.
Нынешняя российская
избирательная система
В 32 статье п.2 Конституции говориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.
Активное избирательное
право граждане РФ получают с18 лет,
а пассивное, или право быть избранными
в Государственную думу с 21 года,
а на пост президента с 35 лет, при
условии десятилетнего
Таким образом, в
Российской Федерации действует
смешанная избирательная
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.
Следовательно, в
российской избирательной системе
представлены два противоположных
по воздействию на партийную систему
типа избирательных правил. Списочная
система с максимальной величиной
округа должна обеспечивать высокую
степень пропорциональности при
распределении мест на основе полученных
голосов, и тем самым усиливать
фрагментацию. В свою очередь, система
простого большинства с минимальным
размером округа ограничивает уровень
пропорциональности и уменьшает
число партий. Следует отметить,
что важным элементом принятой в
России избирательно системы
является 5%-ый барьер. Введение заградительного
барьера в рамках пропорциональной
системы аналогично по своему эффекту
уменьшению величины округа. Иными
словами, пропорциональная система
с высоким «заградительным» барьером
склонна ограничить эффективное
число партий. Классические концепции
воздействия избирательных
Поскольку, взятые
по отдельности обе части «
Установленная в
нашей стране «смешанная несвязанная»
избирательная система с
Многие политические обозреватели считают избирательную систему России не очень удачной. Ее предлагают изменить и парламентарии, и президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение. Эту проблему обсуждают представители различных общественных наук: юристы, политологии, социологи.
Существует предложение
исходящие от президента РФ, он вносит
радикальное предложение: ликвидировать
мажоритарную систему относительного
большинства, упразднить пропорциональную
систему (выборы по спискам партий или
избирательных объединений), в соответствие
в которой избирается вторая половина
депутатов Государственной
В России существует институт несовместимости депутатского мандата (например, с государственной службой, хотя в субъектах Федерации, в том числе в Московской области из этого правила допускаются исключения), но нет института неизбираемости, который известен конституционному праву многих развитых государств. По нему нельзя баллотироваться в качестве кандидатов лицам, занимающим определенные должности, которые могут повлиять на ход выборов (должности судей, прокуроров, в некоторых странах губернаторов и др.). Если такие лица желают баллотироваться, они должны задолго до выборов (обычно не менее 6 месяцев, а то и года) подать в отставку.
Литература
Информация о работе Понятие «избирательная система» и ее структура