Понятие «избирательная система» и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

Работа содержит 1 файл

Понятие.docx

— 38.57 Кб (Скачать)

Опишите основные параметры и особенности  современной

российской избирательной системы. Объясните политический

смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную  Думу РФ.

 

Нынешняя российская избирательная система сложилась  в результате крупномасштабной избирательной  реформы 1993-1995 годов. Эта реформа  началась с принятия всенародным  голосованием 12 декабря 1993  года новой  Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных  законов.

 

В 32 статье п.2 Конституции  говориться о том, что «Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме». В  той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве  в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.

 

Активное избирательное  право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при  условии десятилетнего постоянного  проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах  является добровольным. Выборы президента Российской Федерации поводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны. В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.

 

Таким образом, в  Российской Федерации действует  смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному  принципу, но пропорциональность эта  касается только тех партий, которые  перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших  в выборах. Те, кто не добрал до этого  порога, теряют все свои голоса, а  также право на представительство  в Государственной Думе. 

 

Следовательно, в  российской избирательной системе  представлены два противоположных  по воздействию на партийную систему  типа избирательных правил. Списочная  система с максимальной величиной  округа должна обеспечивать высокую  степень пропорциональности при  распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать  фрагментацию. В свою очередь, система  простого большинства с минимальным  размером округа ограничивает уровень  пропорциональности и уменьшает  число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в  России избирательно   системы  является 5%-ый барьер. Введение заградительного  барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту  уменьшению величины округа. Иными  словами, пропорциональная система  с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное  число партий. Классические концепции  воздействия избирательных систем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная  система теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как показывают исследования, пропорциональное представительство способно обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система  относительного большинства облегчает  становление двухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым  партиям.

 

Поскольку, взятые по отдельности обе части «смешанной несвязанной» системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальная  электоральная стратегия таких  партий, казалось бы, должна была заключаться  в присоединении к более крупным  политическим объединениям. Тем не менее, результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют о том, что в  российском случае данная логика не сработала. Вместо того чтобы вступать в коалиции с более крупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия на победу в одномандатных  округах, не отказываясь от соревнования и по пропорциональной системе. На выборах 1995 года фрагментация партийной системы  не только не сократилась, но даже усилилась.

 

Установленная в  нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным  голосом создает естественные стимулы  для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому  голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают  разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы  поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства  – персональное.

 

Многие политические обозреватели считают избирательную  систему России не очень удачной. Ее предлагают изменить и парламентарии, и президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение. Эту проблему обсуждают представители различных общественных наук: юристы, политологии, социологи.

 

Существует предложение  исходящие от президента РФ, он вносит радикальное предложение: ликвидировать  мажоритарную систему относительного большинства, упразднить пропорциональную систему (выборы по спискам партий или  избирательных объединений), в соответствие в которой избирается вторая половина депутатов Государственной думы, и перейти целиком к мажоритарной системе абсолютного большинства  в два тура. В первом туре при этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получают большинство голосов, поданных избирателями и признанных действительными, т.е. по меньшей мере 50% + 1 голос. Во втором туре вновь на голосование избирателей предлагаются кандидатуры. При данной системе это могут быть лишь два кандидата, набравшие в первом туре больше голосов по сравнению с другими кандидатами (так обстоит дело с президентскими выборами в России, но такой порядок можно внести, для парламентских выборов). Могут быть три-четыре кандидата, получившие в первом туре определенное, установленное законом количество голосов (например, 12,5% во Франции ли в Шри-Ланке). Предлагаемый президентом РФ переход к двухтуровой мажоритарной системе по одномандатным округам влечет за собой ликвидацию порядка выборов второй половины депутатов Думы по партийным спискам.

 

В России существует институт несовместимости депутатского мандата (например, с государственной  службой, хотя в субъектах Федерации, в том числе в Московской области  из этого правила допускаются  исключения), но нет института неизбираемости, который известен конституционному праву многих развитых государств. По нему нельзя баллотироваться в качестве кандидатов лицам, занимающим определенные должности, которые могут повлиять на ход выборов (должности судей, прокуроров, в некоторых странах губернаторов и др.). Если такие лица желают баллотироваться, они должны задолго до выборов (обычно не менее 6 месяцев, а то и года) подать в отставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН,2001.

Информация о работе Понятие «избирательная система» и ее структура