Понятие «избирательная система» и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

Работа содержит 1 файл

Понятие.docx

— 38.57 Кб (Скачать)

Понятие «избирательная система» и ее структура.

Политический институт выборов  представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих  в процессе и в связи с формированием  органов государственной власти и местного самоуправления путем  выборов.Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

На базе демократических  избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию  избирательного процесса. К таким  принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных  кандидатов. Сам термин «выборы»  предполагает отбор из различных  предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность  выборов. Выборы способны выполнять  конструктивные функции, служить  инструментом демократии при  условии, что носители мандатов  избираются на определенный, не  слишком большой срок. Это необходимо  для того, чтобы избиратели могли  контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления  властью и корректировать политический  курс правительства. 

5. Равенство возможностей  политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система –  это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов  избирателей в мандаты, властные должности.

 Основное назначение  избирательной системы – обеспечить  представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные  и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная  система формируется на основе  законодательства, которое детализирует  основные положения относительно  данной системы, зафиксированные  в конституции страны. Избирательные  системы прошли длительный эволюционный  путь. В итоге почти трехвекового  развития представительная демократия  выработала две основные  формы  участия граждан в формировании  органов государственной власти  и местного самоуправления: мажоритарную  и пропорциональную избирательные  системы. На их основе в современных  условиях применяются и смешанные  формы 

 

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное  право. К субъектам выборов относятся:

  • Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.
  • Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного  процента голосов на предыдущих  выборах;

- сам факт периодического  участия в выборах.

 

Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает  статус кандидата после того, как  пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными  правами и обязанностями, поэтому  по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения. Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают.

 В их числе:

- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

- регистрация выдвинутых  кандидатов;

- распределение финансовых  средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о  действительности бюллетеней;

- определение результатов  выборов.

 

Как видно, возможности влияния  избирательных комиссий на процесс  выборов весьма значительны. Поэтому  основными требованиями к избирательным  комиссиям являются беспристрастность  и независимость их персонала.

  • Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.
  • избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:
  • активное избирательное право – право гражданина избирать;
  • пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Принципы избирательного права - это те условия его признания  и реализации, соблюдение которых  на выборах делает эти выборы действительно  народным волеизъявлением. Выделим  основные принципы.

 

Всеобщее избирательное  право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные  права (или хотя бы активное избирательное  право) признается за всеми взрослыми  и психически здоровыми людьми. Это  максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное  избирательное право. Применение принципов  прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание  зависят от порядка формирования выборного органа. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления. Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные вы­боры могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное  право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого  избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших  проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство  избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

 

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости  от обстоятельств больше голосов, чем  другие. Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются  отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать  представительство таких групп  общества, которые иначе могут  его не получить. Такое специальное  представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

 

Тайное голосование. Принцип  тайного голосования состоит  в исключении внешнего наблюдения и  контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах  и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным  правом. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

 

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая  обязанность избирателей принять  участие в голосовании. Для того чтобы составить представление об избирательной системе, необходимо не только выявить и рассмотреть её структурные компоненты, но и разобраться в том, как она функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в понятии «избирательная кампания».

  • Избирательная кампания – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.
  • Избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий.

 

Основные этапы избирательной  кампании:

- назначение выборов;

- выдвижение кандидатов;

- предвыборная борьба;

- голосование;

- определение результатов  выборов.

 

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие  кандидатам и политическим партиям  развернуть полноценную избирательную  кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может  быть строго фиксированным. Но в большинстве  стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

Важность этапа избирательной  кампании – выдвижение кандидатов определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых  будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов  местного самоуправления и другие.

 

Процедура выдвижения кандидатов может предполагать выдвижение не только отдельных кандидатов, но и их списков, формируемых партиями. Такой порядок  заключает в себе, по меньшей мере, два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а за партию. При этом Россию отличает высокий уровень  политической фрагментации, партийные  программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Во-вторых, большинство из тех, кто включён в список, избирателям  не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих  список. Получается, что избиратели голосуют «вслепую».

 

Одновременно с процессом  выдвижения кандидатов происходит регистрация. Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В России и большинстве европейских  стран такие списки составляют местные  органы власти.

Предвыборная борьба. На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности  вступают в острую конкурентную борьбу. В её рамках отдельные кандидаты  и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата.

Информация о работе Понятие «избирательная система» и ее структура