Понятие «избирательная система» и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

Работа содержит 1 файл

Понятие.docx

— 38.57 Кб (Скачать)

На первый взгляд цель названных  субъектов выборов одна – победа. Однако некоторые из участников избирательной  кампании включаются в неё ради привлечения  внимания или укрепления известности  с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев  кандидатов-соперников. Этот прием  ориентирован на то, чтобы сбить  с толку избирателей и снизить число голосов, подданных за соперника.

Предвыборная кампания должна быть тщательно подготовлена, что  предполагает создание штаба кампании, разработку её стратегии и тактики, накопление ресурсов. Особое место  в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики  предвыборной кампании. Стратегия представляет собой содержательную часть предвыборной кампании, а тактика – её техническую  сторону. Другими словами, стратегия дает ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы достичь поставленной цели, а тактика – как при этом необходимо действовать.

 

Для того чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги  и собрания, организуют встречи кандидатов с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и  телевидению. Техника проведения предвыборных кампаний с каждым годом совершенствуется. Сегодня партии широко используют услуги политологов, социологов, социальных психологов, изучающих общественное мнение, настроения избирателей. Политические лидеры пользуются услугами имиджмейкеров – специалистов по созданию имиджа. Профессиональная «упаковка» кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации весьма дорогостоящее мероприятие.

Поэтому особую роль в проведении предвыборной кампании кандидата или  партии играет её финансирование. Финансовые средства формируются за счёт членских взносов, доходов от издательской деятельности партии, государственного финансирования, добровольных пожертвований. Эти легальные  источники финансирования не могут  покрыть всех расходов. Общепризнанным считается тот факт, что кандидаты  и политические партии обеспечивают проведение своей предвыборной кампании также и за счёт нелегальных источников. К их числу относятся коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических  лиц.

 

Для того чтобы минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов, существует практика законодательного регулирования финансовых параметров избирательной кампании, предусматривающая:

- ограничение предвыборных  расходов;

- сужение количества источников  финансирования;

- государственное финансирование  в виде субсидий или компенсации  предвыборных расходов;

- тщательный учёт используемых  средств и гласность источников  финансирования.

 

Голосование. Предвыборная агитация прекращается за день до голосования. Последний день перед голосованием предоставляется избирателям для  того, чтобы они самостоятельно окончательно обдумали свой выбор и приняли  решение. Голосование проходит тайно. Избиратели заполняют бюллетени  в кабинках и опускают их в урну для голосования. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Участие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. Завершается избирательная кампания подсчётом голосов и определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями. Их прерогативой является также признание выборов состоявшимися или несостоявшимися, что зависит от числа принявших участие в голосовании. В зависимости от существующих норм выборы могут быть признаны состоявшимися. Так порог явки избирателей должен составить не менее 25% от общего числа избирателей на выборах депутатов в Госдуму и не менее 50% на выборах президента. В противном случае назначаются повторные выборы.

Сама процедура определена результатов выборов не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и все действия оговорены  в избирательном законодательстве. Однако даже если все предшествующие этапы избирательной кампании свидетельствуют  о демократическом характере избирательной системы, на этом её заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию – в случае, если будут иметь место фальсификации итогов голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.

Мажоритарная избирательная  система основана на системе персонального  представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе  всегда выдвигается конкретный человек.

 

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в  одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты  могут быть выдвинуты только политическими  партиями. Но в любом случае в  мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного  кандидата, который является самостоятельным  субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное  избирательное право. Другое дело, что  данного конкретного кандидата  может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин  избирается не от партии, а «сам по себе».

 

Как правило, в большинстве  случаев, выборы при мажоритарной системе  осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное  законом большинство голосов  избирателей округа. Большинство  в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается  кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при  условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего  кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

 

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

 

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным  считается кандидат, набравший предусмотренное  законом большинство голосов.

 

Мажоритарная избирательная  система является единственно возможной  при выборах глав государств или  государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется  она и при выборах в коллегиальные  органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства  в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство. Например, при наличии в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат получит мандат и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а он будет считаться демократически избранным.

 

Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о  возможности представительства  наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах  голосов меньше, чем ее соперники  в совокупности, может получить в  парламенте большинство депутатских  мест. Таким образом, мажоритарная система  может приводить к значительному  искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования  этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

 

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной  системы привели к ее модификации  в некоторых странах мира.

 

Так, для того, чтобы  голоса избирателей не пропадали, а  мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство  избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

 

 

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают  ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать  избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

 

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в  соответствии с установленным партией  приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому  общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских  мандатов.

 

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных  партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов  в выборных органах власти.

 

В пропорциональной избирательной системе, в отличие  от мажоритарной, потери голосов избирателей  минимальны и связаны, чаще всего, с  так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

 

• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

• пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

 

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается  в том, что избиратель не имеет  возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С  целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При  таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность  с помощью определения своих  предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка.

 

Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе  связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи  выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть.

 

В законе о выборах  депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Информация о работе Понятие «избирательная система» и ее структура