Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Субъекты государственного управления могут осуществлять свою деятельность только непосредственно через создаваемые органы управления (или органы исполнительной власти). Создание, изменение (реорганизация) или ликвидация органов управления ведутся в установленном законодательством порядке (Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах).

Работа содержит 1 файл

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Органы  исполнительной власти оказывают значительное влияние на законотворческую деятельность представительных органов власти: осуществляют право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи  и возвращения на повторное рассмотрение нормативных актов, предоставленное  главам администраций краев, областей и т. д. Расширена подведомственность дел (споров), связанных с организацией и функционированием органов  исполнительной власти, судам общей  юрисдикции и арбитражным судам, увеличены основания для отмены судами противоречащих законам правовых актов органов исполнительной власти.

Как уже  было отмечено, органы исполнительной власти осуществляют исполнительную, распорядительную, контрольно-надзорную, регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую деятельность. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих важные функции государственного регулирования в различных областях, устанавливается, как правило, в федеральных законах. Например, ФЗ от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в гл. 3 определяет положения о государственном регулировании в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: государственное нормирование, государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий; лицензирование отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов; оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества; государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. 

В настоящее  время повышается актуальность эффективной  административной политики. Последнюю А.П. Шергин определяет как "основные направления деятельности государства в сфере отношений исполнительной власти и гражданина". Административная политика реализуется в практической деятельности органов исполнительной власти. Необходимость в новой административной политике обусловлена целью создания в России современного правового государства, однако предварительным этапом должно явиться безотлагательное проведение административной реформы. Важным шагом на этом пути стало бы формирование законодательства, устанавливающего механизм реформирования исполнительной власти и обеспечивающего реализацию административно-правового статуса граждан и самих органов исполнительной власти.

Важным  элементом деятельности государственных  органов исполнительной власти является осуществляемая на основе нормативно установленных положений нормотворческая  работа -- от ее эффективности зависит реальное действие законов.

Реализация  правового статуса органов исполнительной власти в РФ гарантируется российским законодательством, возможностью обращения  за защитой в суд, применением  мер государственного принуждения. 

1.5 Структура  органов исполнительной власти

Эффективная деятельность органов исполнительной власти, распределение полномочий, задач, функций и ответственности  за результаты управленческого труда  обеспечивается благодаря наличию  у каждого органа управления определенной структуры, т. е. системы входящих в  него структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений), выполняющих специфические  функции и задачи управления и  наделенных соответствующей компетенцией. Структурное подразделение органа управления обладает практически всеми  чертами, присущими тому органу управления, частью которого оно является: нормативное  установление необходимости или  возможности формирования структурного подразделения; субъект его образования; положение о подразделении органа управления, в котором устанавливаются  его наименование, подчиненность, организация, компетенция, структура, порядок формирования персонала управления, замещения  должности руководителя; источники  финансирования. Характер и объем  полномочий структурного подразделения  органа управления является самым существенным признаком, отличающим его от других структурных подразделений.

Структурное подразделение подчиняется руководству  органа управления, в котором оно  создано, выполняет все распоряжения его руководителей. Вместе с тем  самому структурному подразделению  могут подчиняться другие органы управления, учреждения, предприятия  и организации, находящиеся в  ведении соответствующего структурного подразделения.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой  и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и  их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается  государственному служащему в соответствии с установленным в штатном  расписании размером должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную  структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых  на содержание этого органа. Порядок  составления и утверждения штатных  расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в  финансовых органах. В штатное расписание могут вноситься соответствующие  изменения, например, при так называемом "сокращении штатов". 

В положениях о федеральных органах исполнительной власти используются также термины "типовые структуры", "типовые  штаты", "норматив штатной численности" органов, управлений, организаций, подчиненных  соответствующему федеральному министерству. Типовая структура -- это документ, устанавливающий перечень необходимых в соответствующем органе или организации структурных подразделений с указанием их наименований (в некоторых случаях с указанием их основных задач и функций). Типовые штаты -- это акт, включающий в себя нормы, которые определяют: количество государственных служащих, иных сотрудников и работников структурных подразделений органов, организаций, предприятий и учреждений; количественное соотношение различных групп лиц, выполняющих полномочия и функции соответствующей организации (руководители, должностные лица, исполнители, иные сотрудники и работники); количественное соотношение персонала управления и реального объема деятельности органа или организации. Установление типовых штатов характерно для многих однотипных государственных организаций, для структурных подразделений органов государственного управления, управлений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий и учреждений. Норматив штатной численности -- это документ, устанавливающий предельное число лиц, занятых осуществлением функций и полномочий соответствующих органов и организаций.

Информация о работе Понятие и правовой статус органов исполнительной власти