Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Субъекты государственного управления могут осуществлять свою деятельность только непосредственно через создаваемые органы управления (или органы исполнительной власти). Создание, изменение (реорганизация) или ликвидация органов управления ведутся в установленном законодательством порядке (Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах).
1. Государственно-правовая
природа органов
2. Органы
исполнительной власти -- это внешняя форма
выражения исполнительной власти; они
образуются для практической реализации
функций и задач самой исполнительной
власти, посредством которой, как известно,
осуществляется государственное управление
в экономической, социально-культурной
и административно-политической сферах
жизни общества.
3. Принципы
деятельности органов
Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность РФ;
б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство
системы государственной
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) обеспечение
самостоятельного осуществления своих
полномочий органами местного самоуправления,
расположенными на территории, где образованы
и действуют соответствующие органы исполнительной
власти.
4. Главная
задача органа исполнительной
власти -- право-исполнительная деятельность,
т. е. исполнение действующих законов и
иных нормативных правовых актов, а также
обеспечение их выполнения всеми субъектами
права. С правовой точки зрения, деятельность
этих органов является подзаконной. Разные
органы управления имеют специальные
задачи и цели своей деятельности, которые
устанавливаются в положениях об этих
органах государственного управления.
Подзаконность организации и деятельности
органов исполнительной власти является
важным элементом их правового статуса.
Они должны исполнять требования Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, законов субъектов
РФ. Весьма интересно высказывание известного
русского ученого юриста-административиста
А.Е. Назимова: "Юридическая природа
внутреннего управления сказывается в
том, что действия администрации вращаются
в формах, установленных законом. Этот
формализм является первым условием закономерности
внутреннего управления"'.
5. Содержание
деятельности органов
Деятельность органов исполнительной власти имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер. В результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции. Органы государственного управления наделены разнообразными управленческими функциями, которые способствуют решению поставленных перед ними задач и достижению установленных целей. Орган исполнительной власти подчиняется вышестоящему органу исполнительной власти и вместе с тем имеет право самостоятельно осуществлять распорядительные полномочия, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.
6. Наличие
организационной структуры
7. Обладание
компетенцией, установленной в различных
нормативных правовых актах (
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
Особо
следует указать на различия между
контрольной и надзорной
1) между
органом, осуществляющим
2) надзорный
орган не имеет права
3) орган,
осуществляющий надзорную
4) в
процессе осуществления
5) для
контроля характерно плановое
осуществление проверочных
6) субъекты
контрольной деятельности
Права органов исполнительной власти устанавливаются в соответствующих положениях, где также указывается возможность управляющей, регулирующей, контрольно-надзорной и принуждающей деятельности этих органов. К правам органов исполнительной власти и их должностных лиц относятся, например: право требовать от должностных лиц и граждан определенной информации; право давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами указания; право устанавливать запреты и ограничения; право применять меры административной ответственности (в данном случае речь идет о правоохранительной деятельности этих органов).
8. Постоянное
и непрерывное действие органа
исполнительной власти на
9. Нормотворческая
деятельность органов
10. Нормативно
установленный порядок
11. Наличие
у каждого органа
12. Ответственность
органов исполнительной власти
и их должностных лиц,
13. Орган
исполнительной власти
14. Финансирование
органа исполнительной власти
осуществляется за счет
Деятельность органа исполнительной власти, который по сути является разновидностью государственной организации, по справедливому замечанию Ю.М. Козлова, имеет государственно-властный характер. Тем самым он отличается от государственных учреждений и предприятий, также имеющих свои исполнительные органы, которые не наделены государственно-властными полномочиями. Компетенция таких органов учреждений и предприятий осуществляется в целях обеспечения их нормальной работы
1.4 Правовое
положение органов
Одной
из важнейших проблем
Правовое положение (или правовой статус) органов исполнительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.
Правовой
статус органов исполнительной власти
характеризуется тем, что эти
органы являются самостоятельными и
независимыми именно в осуществлении
предоставленных им полномочий. Независимость
от органов законодательной власти
устанавливается Конституцией РФ, федеральными
законами, актами Президента и Правительства
РФ, а также другими нормативными
правовыми актами. Превышение пределов
установленных компетенций
До принятия
Конституции РФ 1993 г. органы государственного
управления находились под контролем
представительных органов государства,
были подотчетны и подконтрольны
им. Такой принцип лежит в основе
нормальной административной системы
каждого развитого в
Информация о работе Понятие и правовой статус органов исполнительной власти