Понятие и отличие от конфедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:57, доклад

Описание работы

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

   По  способу образования федерации  делятся на: договорные, конституционные

   Конституционные федерации возникают на базе ранее  существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной  целостности страны и субъекты федерации  не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия,БразилияРоссия).

   Договорные  федерации возникают в результате объединения ранее независимых  государств в одно, для чего подписывается  договор об объединении. В таком  договоре даже могут быть прописаны  условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

   степень централизации: -централизованные(Аргентина,Индия) -децентрализованные(Швейцария,Сша)

    «Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[5]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[источник не указан 461 деньи Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

   Конфедерация — добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняясуверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

   Особенности

   Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

   3. Межнациональные отношения в РФ.

   Межнациональные отношения в современной России являются следствием и продолжением непростых отношений между нациями  в предыдущий исторический период.

   Исторически Российская империя сложилась как  огромное многонациональное государство. К началу XX в. на его территории насчитывалось 165 народов. В результате Первой мировой  войны, революции, Гражданской войны  произошел распад этого объединения  и сформировался ряд независимых  государств: РСФСР, Польша, Финляндия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия, Эстония, Хорезмская и Бухарская республики.

   В конце 1922 г. был создан Советский Союз, в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Федеративная Социалистическая Республика. В 1923-1924 гг. произошло национально-государственное  размежевание в Средней Азии: образовались Узбекская, Киргизская, Туркменская  союзные республики.

   Конституция СССР 1936 г. зафиксировала право союзных  республик на самоопределение вплоть до отделения, но оно носило декларативный  характер, так как механизма выхода из СССР не было предусмотрено. В эти  годы берется курс на унификацию национальной жизни. Русский народ был объявлен "старшим братом" всех остальных  вошедших в союз наций и народностей, сложилась иерархия национальных статусов (союзные, автономные республики, округа и т.д.), неравная и несправедливая.

   Наиболее  негативные последствия имели события  периода Второй мировой войны. В  эти годы:

  1. согласно пакту Молотова - Риббентропа о разделе сфер влияния между Советским Союзом и Германией, к СССР были присоединены территории Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, что не было добровольным со стороны народов, населяющих эти земли, особенно вследствие репрессий и установления тоталитарного режима.
  2. Сталинским режимом были депортированы целые народы и ликвидирован ряд национальных автономий.

   В 80-е  гг. XX в. перестройка, либерализация  общественной жизни дали надежду  многим народам на возможность пересмотра своего статуса и положения. Этими  настроениями воспользовались национальные элиты, стремящиеся к власти. Согласно Соглашению о создании Содружества  Независимых Государств и Декларации СНГ (приняты в декабре 1991 г.), к  сфере совместной деятельности входящих в него субъектов относятся:

  • Координация внешнеполитической деятельности.
  • Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и европейского рынков, в области таможенной политики.
  • Сотрудничество в развитии системы транспорта и связи.
  • Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности.
  • Вопросы миграционной политики.
  • Борьба с организованной преступностью.
  • Функционирование объединенного командования военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.

   В составе  СНГ Россия стала страной, этнически  более однородной по сравнению с  СССР, где русские составляли 51% населения, но и сегодня она остается поликультурным государством: 17% российских граждан - не русские. Среди них есть народы как численностью более 1 млн - татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев (около 4 млн), белорусов (более 1 млн), так и насчитывающие всего несколько сот человек - орочи, энцы и др. Доля нерусского населения в России из года в год растет. Переход к демократизации и распад СССР сопровождались острыми межэтническими конфликтами.

   Российская  Федерация даже после распада  осталась многонациональным государством, включающим более 170 этносов. Субъектами ее являются 21 республика, 1 автономная область и 10 национальных округов.

   4.Межнациональные конфликты.

   С точки  зрения социологии в основе этнических конфликтов лежат процессы, связанные  с модернизацией и интеллектуализацией  народов. Урбанизация, образование, доступность  информации порождают новые потребности, складываются новые ценности и представления, в частности о самодостаточности и важности большей самостоятельности. На определенном этапе происходят изменения потенциала этнических групп, растут претензии на повышение статуса, на место во власти. Однако социально-экономические возможности растут гораздо медленнее, чем потребности людей. Пока центральная власть сильна, ситуация долгое время может оставаться стабильной, но в периоды политических кризисов, потери легитимности власти (как было в СССР в 1991 г.) назревшие противоречия выливаются в открытые конфликты.

   В России негативную роль сыграли несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция  на рынке труда, земли и жилья  перерастали в межэтнические  конфликты, несправедливость административно-политической иерархии, нереализованные претензии  национальных элит, неспособность политической системы разрешить имеющиеся  противоречия.

   По  типам межнациональных конфликтов можно выделить следующие.

   Статусные конфликты, переросшие в борьбу за независимость (национальные движения в республиках  Прибалтики, на Украине, в Армении  и т.д.).

   Статусные конфликты на почве борьбы за изменение  статуса республики или его повышение (Татарстан, Казахстан, Тува).

   Этнотерриториалъные конфликты - территориальные споры в значительной степени возникали как следствие реабилитации репрессированных народов, которые возвращались на родину.

   Межгрупповые  конфликты, часто связанные с  дискриминационными мерами правительства  или акциями национал-социалистов; затрагивают некоренное население, оставшееся на территории бывших республик  СССР, в частности русское население  в Прибалтике, Средней Азии.

   Существуют  следующие формы межнациональных  конфликтов:

  • Региональные войны (Южная Осетия, Чечня и др.).
  • Краткосрочные вооруженные столкновения (осетино-ингушское).
  • Невооруженные конфликты (противоречия норм конституций, митинги, демонстрации).
  • Идеологические (борьба идей; в этих конфликтах велика роль СМИ, политиков, художественной интеллигенции).

   Основные  зоны конфликтов на территории России.

   Распад  СССР привел к росту национальных движений в бывших автономных республиках  и других национальных образованьях. Зонами России этнополитического напряжения в конце 80 - начале 90-х гг. стали  Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и Тува. В Татарстане крайние националистические течения выступали за выход из РФ, в основном же борьба была направлена на установление реального федерализма, повышение статуса республики. Ситуацию удалось разрешить мирным путем, в 1994 г. был подписан договор между  Татарстаном и РФ, зафиксировавший  права и статус республики. Мирное развитие конфликт получил и в  Башкортостане, федеральный договор  определил разделение полномочий между  федеральной и республиканской  властью. Конституционные конфликты, вызванные желанием получить больше самостоятельности в использовании  национальных ресурсов, имели место  в Якутии и Туве.

   Северный  Кавказ - наиболее сложная зона, где  произошло два вооруженных конфликта - осетино-ингушский (1992) и чеченский (с 1995 г. и до сих пор). Острота проблем  вызвана, во-первых, социально-экономическими трудностями в регионе, которые  ощущались еще в 1970-1980-е гг. Темпы  падения объема производства на Северном Кавказе значительно выше, чем  в других регионах, там много безработных, сейчас еще и много беженцев, что усугубляет ситуацию. Именно сюда возвращались репрессированные народы и не находили себе работы, а часто и жилья. В этих условиях стремление национальных элит к власти с опорой на религию, традиции, невысокую политическую культуру населения привело к этнополитической напряженности. Причины чеченского конфликта многие связывают с тем, что через республику шла торговля оружием и нефтью, и борьба за нефть и деньги между республиканской элитой, возглавляемой генералом Дудаевым, и определенными кругами в центре вылилась в политическое противостояние. Отчасти развитие событий было вызвано попыткой президента Б.Н. Ельцина продемонстрировать силу в условиях повышения центробежных тенденций в регионах. Свою отрицательную роль сыграла авантюристическая политика военного руководства страны, обещавшего "блицкриг". Начало военных действий было серьезным просчетом власти. Результат - затянувшаяся война, тысячи убитых, сотни тысяч беженцев.

Информация о работе Понятие и отличие от конфедерации