Понятие и отличие от конфедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:57, доклад

Описание работы

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

   Понятие и отличие от конфедерации

   Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

   Унию  нельзя причислить к разряду конфедерации:

  • Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

   Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

   Виды  уний -Личные унии, Реальные унии

   Отличия между ними состоит в условиях участия в униях и выхода из них.

   Личная  уния

   Личная  уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

   Реальная  уния

   В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником  во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы  правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

   Уния  в современности

   В настоящее  время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран-членов Британского Содружества. В его  состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (АвстралияГренадаКанадаНовая ЗеландияСент-Винсент и ГренадиныЯмайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатомпровинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

   Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью[1].

   Основные  признаки федеративного государства

   В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральнойконституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданствостолицагерб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

   При этом субъект федерации не имеет права  выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штатыпровинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

   Можно выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатовкантоновреспублик.
  • В союзном государстве верховная законодательнаяисполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (СШАФРГБразилияИндия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

   Однако  ни демократия, ни федерализм в таком  понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система  государственной власти и централизация  управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

   — Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года № 13-П [3]).

   [править]Имитация федерализма

   Теоретически  возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать»  себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций  и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

   Другой  вариант имитации под федерацию  состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями[4].

   [править]Виды федераций

   По  особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют:

Симметричные, Aсимметричные

   В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика ИндияФедеративная Республика Бразилия,Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

   По  особенностям формирования федерации  выделяют: территориальные, национальные, смешанные

   При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты АмерикиГермания), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических РеспубликЧехословакияЮгославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Информация о работе Понятие и отличие от конфедерации