Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, контрольная работа
Политические системы возникли как одна из форм социального движения и духа, обусловленная определенными потребностями человеческого общества. Чтобы ответить на вопросы, как и где возникли политические феномены, какие условия и чьи потребности опосредствовали их появление, что выступает интригующим фактором краеугольным камнем политической системы, необходимо выявить и обосновать соответствующие критерии.
1. Политическая система общества
1.1 Общая характеристика политической системы общества
1.2 Понятие, структура и виды политической системы общества
1.3 Закономерности развития политической системы общества
1.4 Особенности политической системы Российской Федерации
2. Государство как политический институт общества
2.1 Государство - основной институт политической системы
2.2 Место и роль государства в политической системе общества
2.3 Правовое государство
2.4 Гражданское общество
2.4 Социальное государство
НОВГОРОДСКИЙ КОЛЕДЖ СЕРВИСА,
ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА
Учебная
программа «___________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По предмету:
Политология и Социология
На тему: Понятие
и основные характеристики
политической системы
общества.
Выполнил:
Студент
______________________________
(курса, отделение, имя, фамилия)
______________________________
______________________________
(подпись, дата)
Проверил:
Преподаватель_________________
Содержание
1. Политическая система общества
1.1 Общая характеристика политической системы общества
1.2 Понятие, структура и виды политической системы общества
1.3 Закономерности развития политической системы общества
1.4 Особенности
политической системы
2. Государство как политический институт общества
2.1 Государство
- основной институт
2.2 Место и
роль государства в
2.3 Правовое государство
2.4 Гражданское общество
2.4 Социальное
государство
1. Политическая система общества
1.2 Общая характеристика политической системы общества
Политические
системы возникли как одна из форм
социального движения и духа, обусловленная
определенными потребностями
Критерии возникновения, функционирования и развития политической системы должны отвечать необходимым методологическим требованиям. Прежде всего, они должны иметь объективный (или более объективный) характер по отношению к системе или ее составляющим. Они должны выступать в виде оснований интегрирования политических явлений и обеспечивать возможность теоретического расчленения системы на элементы и компоненты, обозначать динамическую непрерывность процесса развития и фиксировать отдельные стадии этого процесса. Сложный характер политической системы обусловливает существование научных знаний позволяет узнать их с различных уровней и видов, а накопленный арсенал научных знаний позволяет изучать их с различных методологических позиций (подходов).
Генетический подход раскрывает важное критериальное значение объективной обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношения собственности и производства. Напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее важно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они есть результат и средство общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи. Иначе говоря, творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с какими-либо социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политической организации.
Институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды не могут сами по себе выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не как политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторический условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно не равных социальных слоев, групп, классов, а качествами - общечеловеческая, классовая, групповая, национальна солидарность.
Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности «политическое» закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становиться реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.
Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне - с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующих динамику и статистику самой системы есть процесс достижения целостности.
Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические, социально-структурные, социально-культурные, политические, правовые, временные и пространственные критерии.
Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а в качестве механизма ее осуществления - политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев. Наша задача в данном случае - выбрать нужные критерии и применить их к процессам исторических изменений политических явлений, с тем чтобы выявить их направленность, закономерности и вехи развития, правильно отразить политическую действительность в теоретических понятиях.
1.2 Понятие, структура и виды политической системы общества
В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятия политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н Топорнин, А. Лопатка) и т.д.
Такое разнообразие мнений само по себе естественно. Более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержание политической материи, можно дать на основе рассмотренных нами критериев. Политическая система - это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида содержательно-функциональных характеристик.
По
своей структуре любая
1. личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества. Каковы люди, такова и политика;
2. организационно-
3. нормативно-регулятивный
блок включает в себя
4. организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между государством и иными политическими организациями; б) политические отношения между негосударственными объединениями в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей.
5. интеллектуально-
6. информационный блок.
Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему.
Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.
Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.
1.3 Закономерности развития политической системы общества
Закономерности развития политической системы - это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые те6нденции.
Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения.
Противоречия
субъективного плана, вызванные
не совпадением идейно-
Информация о работе Понятие и основные характеристики политической системы общества