Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды ……...5
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ.…………………….5
1.2. Виды актов Президента РФ………………………………………………..8
Глава II Порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ…………………………………………………………………………………15
2.1. Порядок подготовки актов Президента РФ …………………………….15
2.2. Порядок принятия и опубликации актов Президента РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды ……...5
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ.РФ…………………….5
1.2. Виды актов Президента РФ………………………………………………..8
Глава II Порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ…………………………………………………………………………………15
2.1. Порядок подготовки актов Президента РФ …………………………….15
2.2. Порядок принятия и опубликации актов Президента РФ ………...…18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы …………………………………………25
Акты Президента Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.(см. текст в предыдущей редакции)
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов по истечении определенного периода времени после их официального опубликования направлен на то, чтобы предоставить населению страны возможность ознакомиться с опубликованным нормативным актом Президента РФ. Такой порядок вступления в силу нормативного правового акта считается обычным.
В наши дни, однако, все чаще используется особый (экстраординарный) порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов, при котором момент вступления их в силу определяется в самом законе (с момента опубликования, с момента или дня его подписания и т.п.) либо в специальном законе (или ином акте) о порядке введения его в действие. Последний (особый) порядок вступления в силу законов или иных актов следует признать нежелательным, так как при нем населению не оставляется времени для ознакомления с актом, а следовательно, граждан побуждают сообразовывать свое поведение с законом или другим нормативным правовым актом, о котором они имеют весьма смутное представление либо вообще не осведомлены.
Заключение
Изучив юридическую природу актов Президента РФ, их виды и порядок подготовки, принятия и опубликования, можно сделать следующие выводы.
Свои полномочия Президент реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения.[14]
Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.
Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.
Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения.[15] Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о не конституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.[16]
Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.
Действующим законодательством не установлены строгие юридические критерии, позволяющие четко отграничить указы и распоряжения как различные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществления президентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства Российской Федерации (утверждены положения о структурных подразделениях Президента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственной политики). Указы Президента могут носить и индивидуальный характер, ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту федеральных органов, а также иных структур вертикали исполнительной власти (представители Президента в субъектах Федерации, главы администраций краев, областей, округов, городов федерального значения). Наконец, указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основным видом правовых актов Президента Российской Федерации.
В отличие от указов, распоряжения Президента — организационно-оперативные акты, они имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Как правило, распоряжения не носят нормативного характера, регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений Президента с органами власти России и ее субъектов деятельность его Администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.
Акты Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
В текущем законодательстве сложился весьма устойчивый пласт, состоящий из нормативных указов Президента, формирование которого во многом связано с отсутствием федеральных законов, прежде всего в сфере организации государственной власти, приватизации, налоговой политики, земельных отношений. На этапе становления новой государственности и экономического уклада указные нормы оказываются нередко первичными и единственными в правовом регулировании в связи с отсутствием федеральных законов и медлительностью парламента в законотворчестве.
Таким образом мы исследовали сущность и правовую природу актов Президента РФ, изучили их виды и юридическую силу, порядок их подготовки, принятия и опубликования.
Задачи исследования решены. Цель курсовой работы достигнута.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663.
4. Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 N 85-рп (ред. от 12.01.2010) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 15.02.1993, N 7, ст. 598.
5. Распоряжение Президента РФ от 13.10.2003 N 471-рп (ред. от 12.01.2010) "О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.10.2003, N 43, ст. 4232.
6. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 7. Ст.598; Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июля 1994 г. № 11. Ст.1201; 1996. № 33. Ст.3982; 2005. № 28. Ст.2865.
7. Российская юридическая энциклопедия. М.: Юрид. лит., 1998.- 2125с.
8. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х тт. Т.2. Свердловск, 1973.- 226 с.
9. Карабеков М.М. Правовые акты Президента РФ как средство реализации правовой политики. // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1.
10. Карпов А.В. Конституционное право России. М.: Омега-Л, 2011. – 205с.
11. Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ // Правоведение. -2000. - № 4. - 303 с.
12. Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М.: Изд. ¨Юридическая литература¨, 1967. -172 с.
13. Ордина О.Н. Правовые акты Президента Российской Федерации как источники административного права. // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.
14. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009.- 432 с.
15. Якушев А.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: А-Приор, 2009.- 400 с.
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993. № 237.
[2] Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М.: Изд. Юридическая литература, 1967. - С.15.
[3] Российская юридическая энциклопедия. М.: Юрид. лит., 1998.- С.1801-1802.
[4] Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х тт. Т.2. Свердловск, 1973. С.24.
[5] Распоряжение Президента РФ от 13.10.2003 N 471-рп (ред. от 12.01.2010) "О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.10.2003, N 43, ст. 4232.
[6] Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ // Правоведение. -2000. - № 4. - С. 246 – 251.
[7] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 7. Ст.598; Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июля 1994 г. № 11. Ст.1201; 1996. № 33. Ст.3982; 2005. № 28. Ст.2865.
[8] Карпов А.В. Конституционное право России. М.: Омега-Л, 2011. – С. 115.
[9] Ордина О.Н. Правовые акты Президента Российской Федерации как источники административного права. // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9. – С. 13-14.
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
[11] Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 N 85-рп (ред. от 12.01.2010) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 15.02.1993, N 7, ст. 598.
[12] Якушев А.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: А-Приор, 2009.- С. 278.
[13] Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663.
[14] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003. — С. 411-412.
[15] Карабеков М.М. Правовые акты Президента РФ как средство реализации правовой политики. // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1. – С. 160-163.
[16] Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - М.: Норма, 2009.- С. 213.
Информация о работе Понятие и юридическая сила актов Президента РФ