Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды ……...5
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ.…………………….5
1.2. Виды актов Президента РФ………………………………………………..8
Глава II Порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ…………………………………………………………………………………15
2.1. Порядок подготовки актов Президента РФ …………………………….15
2.2. Порядок принятия и опубликации актов Президента РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды ……...5
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ.РФ…………………….5
1.2. Виды актов Президента РФ………………………………………………..8
Глава II Порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ…………………………………………………………………………………15
2.1. Порядок подготовки актов Президента РФ …………………………….15
2.2. Порядок принятия и опубликации актов Президента РФ ………...…18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы …………………………………………25
26
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды ……...5
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ.РФ…………………….5
1.2. Виды актов Президента РФ………………………………………………..8
Глава II Порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ…………………………………………………………………………
2.1. Порядок подготовки актов Президента РФ …………………………….15
2.2. Порядок принятия и опубликации актов Президента РФ ………...…18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………25
Введение
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в российском обществе на рубеже 80-90-х годов привели к изменению политической и правовой системы нашей страны. Одним из нововведений стало учреждение должности Президента Российской Федерации и избрание в 1991 г. первого Президента России. Этому способствовал ряд факторов, среди которых формирование новых экономических отношений и невозможность воздействия на них без изменения системы государственной власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. наделяет Президента Российской Федерации полномочием издавать правовые акты (ст. 90), к которым прежде всего относятся указы. Указное правотворчество Президента Российской Федерации - сравнительно новое явление в правовом пространстве России; развивается оно весьма интенсивно и порой оказывает решающее влияние на различные стороны общественной жизни.
Цель курсовой работы – комплексное исследование сущности и правовой природы актов Президента РФ.
Цель настоящего исследования достигается решением следующих поставленных задач:
1) Изучить юридическую природу актов Президента РФ;
2) Рассмотреть виды актов Президента РФ;
3) Проанализировать порядок подготовки, принятия и опубликации актов Президента РФ.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации актов Президента РФ.
Предмет исследования – акты Президента РФ как одни из важнейших актов государственно-правого управления на современном этапе; их виды, юридическая сила, порядок подготовки, принятия и опубликации.
Методологическую основу составляют методы исторического и сравнительного анализа, общенаучный диалектический метод познания, системно-структурный метод.
Теоретико-правовой основой настоящей работы являются труды А.В. Мицкевича, С.С. Алексеева, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина и др..
Положения, выносимые на защиту:
1. Президент РФ для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность путем издания указов и распоряжений.
2. Наиболее важные признаки президентских актов: а) высокое место этих актов в правовой системе после Конституции и законов; б) широта регулируемых актами Президента общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; в) общеобязательность исполнения указов и распоряжений Президента на всей территории РФ; г) единоличный порядок издания актов Президента, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; д) соответствие президентских актов Конституции и федеральным законам; е) нормативное многообразие актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.
3. Акты Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава I Понятие актов Президента РФ, их юридическая сила и виды
1.1. Понятие и юридическая сила актов Президента РФ
Действующая Конституция РФ гласит: «Президент Российской Федерации является главой государства»[1] (ст. 80). Отсюда широта его функций, позволяющих обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность.
По характеру своих функций Президент РФ не входит непосредственно в «триаду» разделения властей. Вместе с тем в своей деятельности он соприкасается с законодательной, исполнительной и судебной властями. Особенно широкое воздействие президентские акты оказывают на правотворчество исполнительных органов.
В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В п. 1 ст. 115 речь идет о нормативных указах как основании для издания актов Правительства, а в п. «а» ст. 125 - о разрешении Конституционным Судом дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.
Приведенные конституционные характеристики раскрывают разные грани актов Президента.
Выделим наиболее важные признаки президентских актов. К их числу можно отнести:
а) высокое место этих актов в правовой системе после Конституции и законов;
б) широта регулируемых актами Президента общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий;
в) общеобязательность исполнения указов и распоряжений Президента на всей территории РФ;
г) единоличный порядок издания актов Президента, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;
д) соответствие президентских актов Конституции и федеральным законам;
е) нормативное многообразие актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.
Масштабность функций главы Российского государства непосредственным образом влияет на содержание издаваемых актов.
Зависимость актов от функций и полномочий проявляется следующим образом:
- в Конституции, законодательстве точно закрепляется то или иное полномочие Президента, которое осуществляется с помощью указов как основной разновидности его актов. Например, в п. «б» ст. 89 Конституции РФ говорится о полномочии Президента награждать государственными наградами. Проводится подготовительная работа и в конечном счете данное полномочие реализуется путем соответствующего указа Президента;
- за Президентом закрепляется та или иная функция, осуществляемая разными способами, в т.ч. путем издания актов. Например, осуществление Президентом руководства внешней политикой РФ;
- имеется общая содержательная и юридическая зависимость актов Президента от его функций и полномочий. Его усмотрение определяет выбор формы акта и момента для его издания. Таковы акты, издаваемые в соответствии с законами об обороне, безопасности, чрезвычайном положении, о государственной границе.
Последние годы характеризуются ростом числа актов, издаваемых Президентом РФ. Это объясняется прежде всего сложностью и противоречивостью ситуации в стране. Акты Президента позволяют ее стабилизировать. К тому же и отсутствие или слабое функционирование других органов побуждает к принятию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании разных сторон государственной и общественной жизни.
Акты Президента находятся в общей правовой системе нашего государства. Поэтому принципиальное значение имеет положение п. 3 ст. 90 Конституции РФ: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Оно ориентирует правотворчество Президента на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы.
Акты Президента РФ обладают высокой юридической силой. Именно поэтому Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Некоторые акты президентов республик и глав администраций краев, областей, городов федерального значения были приостановлены по этим основаниям. Чрезмерное расширение сфер действия президентских актов ведет нередко к сужению объема правотворчества исполнительных органов, излишним образом «связывает» акты правительственных и ведомственных органов - тут явно нарушается мера вхождения в другую сферу подзаконных актов.
Еще одна иллюстрация. Пункт 3 ст. 115 Конституции РФ предоставляет Президенту право отменять акты Правительства в случаях их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.
1.2. Виды актов Президента РФ.
Президент РФ издает два вида актов: указы и распоряжения. Различие между ними установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ - акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение - документ более частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них). Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ (например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и др.). Поэтому граница между актами Президента порой условна. Но, пожалуй, в одной ситуации форма указа употребляется весьма часто. Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно если они не урегулированы законом; указ Президента в данном случае как бы заменяет законодательное регулирование.
Ведущей формой актов Президента РФ являются Указы, которые подразделяются на нормативные и индивидуальные (правоприменительные).
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Исследуем указ Президента РФ как источник права прежде всего в юридическом смысле. Предлагаем рассмотреть проблему нормативности президентских указов, т.к. «ненормативные акты не могут рассматриваться как источники права».[2]
В научной литературе нормативный правовой акт характеризуется как официальный документ, который «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права… Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности».[3]
Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С.Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность».[4]
Само понятие «акт» является родовым для наименования данного источника права. Отсюда следует, что в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны содержаться определенные характеристики, в частности, указание на наименование органа, лица, его принявшего, вида акта, название вопроса, которому он посвящен, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.
В научной литературе встречается упрощенное название данного источника – нормативный акт. Вместе с тем в федеральной Конституции несколько раз упоминается термин «нормативный правовой акт». Добавление прилагательного «правовой» здесь не случайно, поскольку оно указывает на особую группу нормативных актов, которые связаны с правом и сферой правового регулирования общественных отношений, одновременно отделяя от них все другие акты, имеющие нормативные свойства, но никак не связанные с правовой сферой и не входящие в рассматриваемое понятие (уставы партий, общественных организаций и др.).
Решения Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопроса, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений. Распоряжения Президента не должны быть нормативными.
Информация о работе Понятие и юридическая сила актов Президента РФ