Понятие государственного органа и система государственных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:
1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);
2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;
3. размеры территории;
4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);
5. географическое положение страны;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и содержание механизма государства………………………….6
2. Органы государства и их классификация..………………………………9
2.1. Представительные органы государственной власти…………………10
2.2. Органы исполнительной власти………………………………………...11
2.3. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления………………………………………………………………..17
2.4. Судебные органы………………………………………………………….19
3. Принцип организации и деятельности механизма государства………24
4. Компетенции органов власти………………………………………………25
5. Государственная служба……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

контрольная система органов гос власти РФ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

1. Все  органы государства образуются  в законодательном порядке, который  определяет их компетенцию. Другими  словами, образование и функциональная  деятельность органа государства  осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган  государства является самостоятельным  элементом государственного аппарата, действует специализированно в  системе других органов.

3. Органы  государства тесно взаимодействуют  между собой. Они образуют единый  социальный организм, главными задачами которого являются: обеспечение нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов личности; охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

        Органы государства классифицируются  по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Остановимся более подробно на характеристике каждой из ветвей государственной власти. 

2.1. Представительные органы государственной власти 

К числу  представительных государственных  органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом  государственном строе высшим и  представительным законодательным  органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. "Парламент" - это общеродовой термин.

        С точки зрения исторических  свершений, произошедших в Западной  Европе, Россия более медленно  двигалась к созданию предпосылок  гражданского общества. Это отличительная черта и закономерность российского менталитета. Считается, что Россия в свое время запоздала с отменой крепостного права, аграрной реформой, введением парламентаризма.

Численность парламентов в различных странах  неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной Думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской. При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.

Контроль  парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над  органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них  заключается в том, что парламент  участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть. 

2.2. Органы исполнительной власти 

Важным  звеном механизма, через который  государство реализует большинство  своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками:

- являются  составной частью системы органов  государственной власти;

- порядок  их образования, реорганизации  и ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

- обладают  специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;

- обладают  определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение  стоящих перед ними задач;

- для  них характерна определенная  самостоятельность деятельности;

- всегда  действуют от имени государства;

- наделяются  специальной компетенцией и властными  полномочиями, рассчитанными для  обеспечения успешного выполнения  возложенных на них задач;

- их  деятельность носит исполнительно-распорядительный  характер.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

- во-первых, глава государства (в парламентских  республиках) или правительства  (в президентских республиках) по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;

- во-вторых, правительство одновременно с  главой государства уходит в  отставку;

- в-третьих,  парламент может лишить мандата  отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

- в-четвертых,  в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной  системы, роспуск парламента по  требованию главы государства  или правительства сопровождается  их ответственностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

В подавляющем  большинстве стран носителем высшей исполнительной власти является глава государства. В современных конституционных монархиях формально считается монарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например, в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства страны, которое несет за них ответственность.

Согласно  действующей Конституции России "Президент Российской Федерации  является главой государства" (ст. 80). В большинстве государств с республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

       Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство..

В соответствии с действующим законодательством  в состав Правительства России входят: Председатель правительства, его заместители и федеральные министры (по занимаемой должности).

Состав  правительства может быть коалиционным (состоит из представителей двух или  более политических партий) или однопартийным (состоит из представителей одной  политической партии).

       В современной России продолжается поиск оптимальной системы государственного управления, осуществляемый во всех ветвях власти, в том числе и в исполнительной ветви власти. Начиная с 2000 г. значительно изменилась система исполнительной власти страны. Например, появился институт полномочных представителей президента по семи федеральным округам. Это повлекло за собой необходимость нормативного закрепления взаимоотношений между новыми и прежними федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации < См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. N 27. Ст. 2730); Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2005. 17 декабря. >

        Принятие новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации < См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 12 марта и 22 мая. > повлекло за собой не только количественные, но и качественные изменения в их прежнем правовом статусе. Их общее количество возросло с 67 до 81. Вместо 24 федеральных министерств осталось 15.

Например, в состав ФСБ России < См.: Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. N 710 "О  признании утратившими силу некоторых  указов Президента Российской Федерации  и внесении изменений в структуру  федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177".> вошли бывшие до этого самостоятельными федеральная пограничная служба и ФАПСИ. В ходе административной реформы структурные изменения произошли и в других федеральных органах исполнительной власти. Для ныне действующей структуры федеральных органов исполнительной власти характерны следующие особенности:

Здесь и далее сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации даются в соответствии с Перечнем полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, установленных распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 августа 2004 г. N 1363/1001 // Российская газета. 2004. 11 августа. 

         - вместо существовавших ранее министерств и ведомств (государственные комитеты, комитеты, службы, агентства, департаменты) организационно-правовыми формами стали только федеральные министерства , федеральные службы < Являются "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности" (подпункт "а" п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти") // Российская газета. 2004. 12 марта.> и федеральные агентства < Являются "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору" (подп. "а" п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти") // Российская газета. 2004. 12 марта. >

         - за исключением МИД России и МЧС России в системы других федеральных министерств входят федеральные службы и федеральные агентства от 1 (МВД России) до 6 (Минтранс России);

- в зависимости  от соподчиненности федеральные  службы и федеральные агентства  делятся на четыре вида: имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (7); имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (42).

Президент Российской Федерации уполномочен  определять не только систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, но и непосредственную подчиненность себе министерств и ведомств, деятельность которых играет ведущую роль в государственной и общественной жизни.

Информация о работе Понятие государственного органа и система государственных органов РФ