Политологическая теория лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее комплексное изучение всех аспектов такого явления как политическое лидерство. Раскрытие его понятия, выяснении природы происхождения, раскрытие понятия "политический лидер", определение его функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Понятие и природа политического лидерства……………………4-9
Типы и функции лидерства………………………………………...10-
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы..……………………………….

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология Политологическая теория лидерства.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    - учитывать и воспринимать с  максимальной толерантностью душевные  переживания и страдания людей, столкнувшихся с исчезновением когда-то не вызывавших сомнений гарантий и ориентиров; для этого необходимо использовать достижения социальных наук;

    - не стоит ждать, что какие-либо  значительные сдвиги в организационной  культуре произойдут сами по  себе или в результате воздействия таких внешних сил, как, например, "рынок". Люди должны осуществлять изменения совместно, сознательно и постепенно, используя планы, имеющие не одну, а обязательно несколько целей;

    - любые планы должны быть ориентированы  на осуществление определенных целей и идей и учитывать возможность осуществления в ходе их реализации необходимых оценок и корректив;

    - преобразование негативных представлений  и ощущений в позитивные осуществляется  только в условиях наличия  системы связей между лидерами и их последователями.

     Решение проблем организации состоит в учете особенностей нормального человеческого существования. Именно оно, со всеми его положительными и отрицательными особенностями, а не патологическое стремление к достижению единственной цели (например, совершенства), должно, по мнению Э. Триста, приниматься во внимание в первую очередь.

     Американский ученый Уоррен Беннис (1925) изучал природу лидерства и его решающую роль в условиях изменений. Изучение девятнадцати наиболее известных американских лидеров привело его к выводу, что, несмотря на несхожесть, все они обладают четырьмя основными видами умений:

    - управлять вниманием группы - эта  способность исходит из умения  видеть то, что готовы признать  другие люди;

    - управлять ассоциированными идеями, что требует умения их успешного распространения;

    - управлять доверием, что обеспечивает ощущение надежности и защищенности окружающих;

    - управлять собой, что подразумевает  знание собственных способностей  и умелое их применение.

    У. Беннис описывает основные механизмы осуществления лидерства:

    - формирование у людей видения поставленных целей;

    - обучение методам их достижения;

    - стимулирование у людей самоуважения;

    - стимулирование потребностей в  творчестве.

     Лидер должен обладать такими качествами, как умение учиться у других и у внешней среды, а также больше узнать о самом себе. Беннис называет таких лидеров "вечными учениками". Хороший лидер должен также обладать здоровым эгоизмом, чтобы иметь возможность воспринимать людей такими, какие они есть.

     Лидерство основывается на трех основных факторах:

    - амбициях или внутренних побуждениях;

    - компетенции или опытности;

    - на внутренней целостности или  моральных качествах.

     Во второй половине XX века исследователи обратили внимание на ролевую дифференциацию лидерства (Р. Бейлз, Ф. Слейтор). Экспериментально были выявлены следующие лидерские роли: роль делового, инструментального лидера (the task leader) и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера (the social-emotional leader). Роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы.

     Российский ученый Л.И. Уманский и его единомышленники А.С. Залужный, А.С. Чернышов, А.Н. Лутошкин, Е.И. Дымов, Ю.А. Лунев и др. исследовали феномен лидерства в реальных социальных группах. На основе изучения их работ можно дать определение лидерства как степени ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи; лидер - это член группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности. Исследуя структуру группы, российские ученые описали основные лидерские роли:

    - лидер-организатор, осуществляющий  функцию групповой интеграции;

    - лидер-инициатор, задающий тон  в решении групповых проблем;

    - лидер-генератор эмоционального настроя (аналог роли эмоционального лидера);

    - лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального  лидера);

    - лидер эмоционального притяжения (соответствует "социометрической  звезде");

    - лидер-мастер, умелец (т.е. специалист  в каком-то виде деятельности);

    - лидер досуга в свободном, нетрудовом  общении коллектива;

    - лидер-диспетчер, организующий процесс  работы, "дирижер" на производственном  участке;

    - ситуативный лидер (эпизодическая,  кратковременная роль в непредвиденных  ситуациях);

    - лидер-мотиватор, побуждающий своих коллег к выполнению каких-либо обязанностей. 

     К общезначимым функциям лидерства в политологии относят следующие:

    Конструктивная  функция – выражение интересов общества в конкретной программе, которая должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества.

    Интегративная функция – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

    Организационная функция – создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы.

    Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности.

    Инструментальная  функция – определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

    Мобилизационная функция – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

    Коммуникативная функция – обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами или слоями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому появляются и разные лидеры. Роль лидера заключается в сплочении участников и направлении их деятельности, от него требуется тесное общение с ближайшим окружением.

     Возникая и развиваясь, политическое лидерство выражает свою сущность с помощью формальных институтов власти. А это требует институциализации, организационного оформления и формального утверждения статуса лидера.

     Оценить деятельность политического лидера можно путем сопоставления реальных действий и выдвигаемой им программы.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что роль и влияние лидерства на политику очень велики. Без воли и сознания лидеров невозможно принятие политически грамотных и правильных решений. Только осознанно принятые решения становятся внутренней основой ответственного поведения политических лидеров, регулятором которых служит совесть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

1. Бурлацкий  Ф.М. Мао Дзе-дун: "Наш коронный  номер - это война, диктатура". - М., 1976. С. 360.

2. Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 183 - 184.

3. Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 292.

4. Лебон  Г. Психология масс / Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2001. С. 11 - 130.

  5. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" / Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2001. С. 131 - 194. 

Информация о работе Политологическая теория лидерства