Политологическая теория лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее комплексное изучение всех аспектов такого явления как политическое лидерство. Раскрытие его понятия, выяснении природы происхождения, раскрытие понятия "политический лидер", определение его функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Понятие и природа политического лидерства……………………4-9
Типы и функции лидерства………………………………………...10-
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы..……………………………….

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология Политологическая теория лидерства.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Московская  государственная  юридическая академия

Кафедра политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема № 44: Политологическая теория лидерства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема № 44: Политологическая теория лидерства 
 
 

План:

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Понятие и природа политического лидерства……………………4-9
  3. Типы и функции лидерства………………………………………...10-
  4. Заключение………………………………………………………….
  5. Список используемой литературы..……………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 

     Развитие управленческих талантов это не роскошь, а необходимое условие конкурентоспособности любой организации. Сегодня необходима трансформация посредственных руководителей в истинные лидеры, готовых предпринимать стратегически верные действия. Авторитет, позволяющий оказывать влияние на других, обеспечивается не мощью административной машины, а общими разделяемыми и реализуемыми ценностями и набором поведенческих моделей.

     Политическое лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для обеспечения прогресса социальной системы в целом.

     Лидерство в политике как научная проблема имеет свою длительную историю и различные пути ее разрешения. Изучением данной проблемы занимались такие известные ученые, историки как Н. Макиавелли, Платон, Аристотель, Гегель, Геродот, Конфуций, Ф. Ницше и многие другие.

     Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев.

     Роль и влияние фактора лидерства на политику очень велики. Без воли и сознания лидеров невозможно принятие политически грамотных и правильных решений.

     Целью данной работы является всестороннее комплексное изучение всех аспектов такого явления как политическое лидерство. Раскрытие его понятия, выяснении природы происхождения, раскрытие понятия "политический лидер", определение его функций. 

Понятие и природа политического лидерства 

     Политическое лидерство – это сложный процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие – отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

     Осознание роли лидера в организации общественной жизни произошло в незапамятные времена. Понимание того, что человек, за которым идут люди, должен обладать необычными качествами, отражено уже в древней мифологии: вожди наделялись сверхчеловеческими качествами, совершали подвиги, вели войны, создавали государства.

     В Древнем Египте фараон изображался в несколько раз больше, чем простые воины. Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) ставил в центр своих исторических повествований действия, стремления, порывы выдающихся личностей его времени - монархов, полководцев, ораторов, политических деятелей. Подобный подход характерен и для других историков античности - Плутарха, Светония, Тита Ливия.

     Взаимоотношения руководителя и руководимых, правителя и подданных привлекали пристальное внимание многих поколений мыслителей. Правителям, обладающим незаурядными лидерскими способностями, отводилась решающая роль в историческом процессе. Тогда же возникли традиции подчеркивать качества идеального правителя. По Конфуцию (551 - 479 гг. до н. э.), идеальный правитель должен управлять добродетельно. Его высокие моральные качества дают право властвовать над народом. Согласно Конфуцию, правителю следует почитать пять прекрасных качеств: "...благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток". Идеальный правитель должен также искоренять в себе "четыре отвратительных качества": если народ не поучать, а убивать, это называется жестокостью. Если народ не предупредить, а затем выразить недовольство, увидев результаты труда, это называется грубостью. Если настаивать на быстром окончании работы, прежде дав указание не спешить, это называется разбоем. Если обещать награду, но поскупиться ее выдать, это называется жадностью1. Если народ упрямо не желает следовать правителю, тот должен быть твердым. Если же он послушен, правитель должен уметь быть мягким.

     Другой мыслитель, Платон (427 - 347 гг. до н. э.), подчеркивал, что правитель, получивший специальное воспитание, должен быть мудрым, мудрость необходима для управления людьми. Он также рисует образ идеального правителя: "...когда божественная любовь к рассудительным и справедливым нравам зарождается в лицах, облеченных высшей властью... жизнь его блаженна и блаженны люди, внимающие словам, исходящим из его рассудительных уст. Если у человека величайшая власть соединяется с разумением и рассудительностью, возникает наилучший государственный строй и наилучшие законы - иного не дано" 2. Добродетель подданных - в повиновении, считал Платон. "Не дело правителя просить, чтобы подданные ему подчинялись" 3, они сами заинтересованы в правителе, разумеется, мудром. Трагедия подданных и самого правителя - превращение его в тирана ("тираническая душа несчастна"). Кстати, подданные сами несут за это часть ответственности.

     Из мыслителей Возрождения особенно интересны работы Николо Макиавелли (1469 - 1527), посвященные вопросу лидерства. Он является родоначальником теории эффективного лидерства. Макиавелли страстно мечтал о великом преобразователе, дающем новые законы, лидере типа Моисея или Ромула. В центре внимания Макиавелли находится личность вождя, но он не сводит политический процесс только к деяниям героев, его лидер многокрасочен. Макиавелли различает активных и пассивных участников исторической драмы: это и монарх, и простолюдин,

_____________________________________________________________________________________________

   1 Бурлацкий Ф.М. Мао Дзе-дун: "Наш коронный номер - это война, диктатура". - М., 1976. С. 360.

   2 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 183 - 184.

   3 Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 292. 

выходящий на городскую площадь и поддерживающий государя или бунтующий против него; офицер, участвующий в военном столкновении; ростовщик, субсидирующий политика; церковный деятель и т.д. Н. Макиавелли рисует яркие психологические и политические портреты лидеров, подчеркивая характерную для него мысль: их действия стимулируются главным образом дурными страстями, которые исконно присущи человеку. Люди "неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы". Макиавелли осуждает тираническую власть, развращающую и вождя, и массу, которая, привыкнув терпеть тирана, утрачивает драгоценный дар свободы, становится покорной, холуйской, лицемерной. Макиавелли оправдывает аморальные средства, с помощью которых талантливый вождь достигает своих политических целей. Правитель должен знать главные стимулы человеческой деятельности (по его мнению, это власть и обладание имуществом), он должен изучать и использовать вкусы, наклонности подданных и "благодаря умению отгадывать сокровенные желания человеческой души" господствовать над людьми.

     Подданные должны бояться правителя, платить подати, поставлять солдат.

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) показал роль лидера в истории: история, по его мнению, складывается благодаря деятельности людей. Но великими эти люди становятся тогда, когда их действия выражают потребности общества.

     Томас Карлейль (1795 - 1881), представитель романтизма XIX века, выдвинул теорию "культа героев", которые являются единственными творцами истории. Он высказывает мысль, которая и сегодня звучит актуально: истинная сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы возвести на трон самого способного человека.

     Фридрих Ницше (1844 - 1900) называет лидеров "духовной аристократией" и подчеркивает еще два качества лидера, без которых его эффективность проблематична, - волю к власти и творческий инстинкт. Ф. Ницше предвосхитил создание типологии лидерства. Он различал лидеров толпы, ее ставленников, и "подлинных героев" - "сверхчеловеков", презирающих толпу и не дающих ей возможности воздействовать на себя.

     Большое влияние на развитие теории лидерства оказала концепция французского психолога Габриэля Тарда (1843 - 1904). Все достижения цивилизации, утверждал он, - результат деятельности выдающихся личностей. Последователи (огромное большинство) подражают вождю, творческой личности. Главным законом социальной жизни Г. Тард считал подражание последователей лидеру. Великий лидер - "высшая случайность, высший источник социального развития". Он подвергает последователей психическому, гипнотическому воздействию. Последователей Г. Тард называет "толпой". Общественный прогресс обязан лидерам-изобретателям, преодолевающим косность толпы. Социальное движение, по мнению Г. Тарда, осуществляется по схеме: 1) лидер-новатор борется с косностью толпы; 2) толпа увлекается нововведением; 3) толпа послушно идет за лидером, подражая ему.

     Чтобы иметь успех у толпы, лидер должен "бить ее по нервам". Мнимое единодушие толпы - просто слепое подражание лидеру; без лидера толпа - обезглавленное чудовище, которое не может самостоятельно действовать; толпу часто увлекают "не избранники, а отбросы", толпа не рассуждает, она верит лидеру, находится под его обаянием, толпа презирает слабого лидера и "рабски покоряется сильному".

     Соотечественник Г. Тарда Густав Лебон (1841 - 1931) несколько иначе расставляет акценты во взаимодействии лидера и масс1. Он утверждает, что общество вступило в "век масс", когда главную роль в социальной жизни играет толпа. Последователи стали доминировать над лидерами, задавая им программу деятельности. Толпа ниспровергает авторитет "законных" лидеров и идет за теми, кто обещает ей новую иллюзию.

__________________________________________________________________

    1 Лебон Г. Психология масс / Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2001. С. 11 - 130. 

     Г. Лебон высказывает еще одну важную для нас мысль: власть лидера зиждется на сознательном или чаще бессознательном использовании законов психологии. "...Все властелины мира... всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы... Именно благодаря этому пониманию они и становились властелинами толпы." Лебон разрабатывает рецепты, призванные помочь лидерам "овладеть толпой": нужно злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями. Еще некоторые советы лидерам: "Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой". Через некоторое время этими рекомендациями воспользуется Гитлер.

     Презирая толпу, Лебон нелестно отзывался и о лидерах. Толпа, считал он, инстинктивно подчиняется воле своего вождя. Она представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина. Нередко лидерами оказываются психически неуравновешенные люди, одаренные сильной волей.

     Историю "накопления банка идей" о лидерах и лидерстве продолжает Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Он являлся сторонником психологической теории лидерства, считал, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика, которой и объясняются все поступки людей. По мнению З. Фрейда, основным качеством, которое мотивирует человека к лидерскому поведению, является стремление к власти. Он утверждал также, что люди нуждаются в авторитете лидера, аналогичном авторитету отца семейства 1. 

_____________________________________________________________________________

          1 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" / Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ - М", 2001. С. 131 - 194.

                                 
 
 

     К. Бирд, Э. Богардус, Р. Стогдилл являются сторонниками теории черт и рассматривают лидера как совокупность его определенных психологических черт, наличие которых выдвигает индивида на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей. Среди наиболее значимых черт лидера выделяют инициативность, общительность, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, острый ум, компетентность и др.

Информация о работе Политологическая теория лидерства