Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:14, контрольная работа
В Германии XVIII–начала XIX века утверждаются отношения веротерпимости между католиками и протестантами, в том числе и этим фактом, определяются особенности немецкой идеологии. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создает благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождает философию от необходимости строго придерживаться догматов религии, а вместе с тем повышает требования к аргументации вероучений. В связи с этим проблемы мировоззренческого порядка выдвигаются в общественном сознании на первый план.
Введение.
Глава 1. Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Глава 2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
§ 1. Учение Гегеля о праве.
§ 2. Учение Гегеля о государстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
По Гегелю, в государстве можно выделить объективную и субъективную стороны.
С объективной стороны государство – это организацию публичной власти. Как было отмечено выше, Гегель в учении о государственном устройстве критикует идеи демократии и выступает в защиту конституционной монархии. Устроенное разумно государство, по мнению Гегеля, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть. Гегель подчеркивает недопустимость противопоставления друг другу властей. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого должна служить власть монарха[27].
По характеристике Гегеля, законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Оно состоит из двух палат. Одна палата – верхняя палата – наследственная, формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения (дворян). Дворяне не стремятся к получению выгоды, поскольку их имущественное обеспечение делает их независимыми от правительства и народа, а, следовательно, они более всего приспособлены к государственной деятельности. Другая палата – нижняя палата – палата депутатов - выборная, образуется от остальной части гражданского общества, при этом депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования. Назначение палаты депутатов обеспечить гласность обсуждения государственных дел и быть отражением изменчивых интересов гражданского общества. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.
Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении законности".
Правительственная власть определяется Гегелем как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. В правительственную власть Гегелем отнесена и судебная власть. Задача правительственной власти состоит в выполнении решений монарха, поддержании существующих законов и учреждений. По Гегелю, основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы, составляют именно члены правительства и государственные чиновники. Правительственная власть представляет собой иерархию чиновников: ошибка в одном звене может быть исправлена в другом. Гегель называет средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, ими являются: контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу[28].
В единое целое государственный механизм объединяется княжеской властью. По словам философа в благоустроенной конституционной монархии правит закон, а монарху (князю) остается только добавить к нему субъективное "я хочу". Суверенитет принадлежит монарху, а не народу.
С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все его члены проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Народный дух в форме религии Гегель считал основанием такого государства. Он писал, что все должны почитать государство как некое земное божество[29].
По Гегелю, идеальность суверенитета - высший момент идеи государства. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете речь идет о действительности государства как свободного и нравственного целого[30].
Гегель говорит, что его взгляды на необходимость и нравственный момент войны это лишь философская идея, в то время когда действительные войны нуждаются в более конкретном рассмотрении.
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право – это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право, а только долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
Полагая, что государства находятся в отношениях друг к другу в естественном состоянии, Гегель вместе с тем не отрицает сам принцип международного права и саму возможность правовых, договорных отношений между государствами[31].
Гегель считал, что спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен только войной. С этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами Гегель, в то же время, оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому им добавляется, что война очищает дух нации.
Гегель рассматривал государство с точки зрения всемирной истории. В столкновении различных суверенных воль выступает всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам и судит их. По Гегелю всемирная история характеризуется как всемирный суд.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой историю суверенных государств, историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим, по Гегелю, всемирная история распадается на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют такие формы государств как: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.
Господствующий на данной ступени истории народ является носителем мирового духа, он получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
Сконструированное Гегелем разумное государство, которое является в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности - правовое государство. Такое государство трактуется Гегелем с точки зрения всемирно-исторического прогресса как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия[32].
Заключение.
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в данном учении прогрессивные положения послужили теоретической основой развития либеральных и радикальных концепций, а также дали им мощный толчок. Вместе с тем, учение Гегеля можно интерпретировать и как консервативное. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.
Многим ученым при всем богатстве содержания "Философия права" представляется не лучшей частью гегелевской философии. Они считают что, в ней слишком обстоятельно и конкретно выражены умеренные политические взгляды великого философа. Но также верно и то, что знаменитое положение Гегеля "что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно" дает основания не только для консервативных, но и для прогрессивных выводов.
Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом вперед в развитии социологии, несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи. Помимо этого взгляды Гегеля оказали влияние на различные направления социалистической политико-правовой идеологии. Как было отмечено, Гегель не был противником буржуазного общества и к тому же придерживался умеренно-консервативных политических идеалов. Но его взгляд на государство как на воплощение публичного интереса (в противовес эгоизму гражданского общества) стал основной идеей теоретика социальной демократии Лассаля. Вместе с тем нельзя не обращать внимание и на то, что приверженцы наиболее радикального варианта преодоления политического отчуждения – видные теоретики анархизма (Прудон, Штирнер, Бакунин) и сторонники идеи отмирания государства (Маркс, Энгельс) прошли школу гегелевской философии, были гегельянцами левого направления.
Политико-правовая доктрина Гегеля до сих пор остается предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Глубока и не исчерпана последующим развитием политико-правовой идеологии философия Гегеля.
Список использованной литературы.
1. Гулыга А.В. Гегель. // Жизнь замечательных людей. Вып.1293(1093) - М.: Молодая гвардия, 2008. – 280 с.
2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - 944 с.
5. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с.
6. Нерсесянц В. С. Гегель — М.: Юридическая литература, 1979. — 112 с.
7. Овсянников М. Ф. Гегель — М.: Мысль, 1971. — 224 с.
8. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 111 с.
[1] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. - С. 522.
[2] История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия Составитель: М.Н. Грачев // (http://grachev62.narod.ru/
[3] История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия Составитель: М.Н. Грачев // (http://grachev62.narod.ru/
[4] История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия Составитель: М.Н. Грачев // (http://grachev62.narod.ru/
[5] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 522.
[6] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 340.
[7] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 523.
[8] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 342.
[9] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 523.
[10] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 524.
[11] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 525.
[12] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 525.
[13] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 527.
[14] Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. – М., 2007. – С. 124.
[15] Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М., 2007. – С. 124-125.
[16] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 343.
[17] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 528.
[18] Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М., 2007. – С.125.
[19] Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М., 2007. – С. 126.
[20] Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М., 2007. – С. 126.
[21] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 344.
[22] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 529.
[23] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 530.
[24] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 344.
[25] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 532.
[26] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 534.
[27] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 345.
[28] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 534.
[29] История политических и правовых учений. Учебник для вузов // Под ред. О. Э. Лейста. - М., 2006. - С. 345.
[30] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 534.
[31] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 535.
[32] История политических и правовых учений: Уч. для вузов // Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2004. – С. 536.
Информация о работе Политико-правовое учение Фридриха Гегеля