Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:14, контрольная работа
В Германии XVIII–начала XIX века утверждаются отношения веротерпимости между католиками и протестантами, в том числе и этим фактом, определяются особенности немецкой идеологии. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создает благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождает философию от необходимости строго придерживаться догматов религии, а вместе с тем повышает требования к аргументации вероучений. В связи с этим проблемы мировоззренческого порядка выдвигаются в общественном сознании на первый план.
Введение.
Глава 1. Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Глава 2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
§ 1. Учение Гегеля о праве.
§ 2. Учение Гегеля о государстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
1
Политико-правовое учение Фридриха Гегеля
Содержание.
Введение.
Глава 1. Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Глава 2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
§ 1. Учение Гегеля о праве.
§ 2. Учение Гегеля о государстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII-XIX веков определялось специфическим развитием общественных отношений в Германии. После религиозных и социальных движений XVI—XVII веков в стране укрепились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленности, ослабление бюргерства и снижение темпов развития промышленности.
После Французской революции, особенно в ходе завоевательных войн Наполеона (когда часть немецких земель была отторгнута Францией) со всей очевидностью обнаружилась экономическая отсталость Германии. Угроза полной утраты независимости Германии заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Французской революции; она стремилась предотвратить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась компромисса с дворянством. С помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны королевской власти немецкая буржуазия надеялась осуществить выгодные для себя преобразования. Позиция примирения немецкого бюргерства с правящим классом явилась отражением этой линии.
В Германии XVIII–начала XIX века утверждаются отношения веротерпимости между католиками и протестантами, в том числе и этим фактом, определяются особенности немецкой идеологии. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создает благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождает философию от необходимости строго придерживаться догматов религии, а вместе с тем повышает требования к аргументации вероучений. В связи с этим проблемы мировоззренческого порядка выдвигаются в общественном сознании на первый план.
Плодотворную роль в развитии общественной теории сыграла немецкая классическая философия. Немецкие философы, критически переосмыслив предшествующие доктрины, приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. В трудах представителей классического немецкого идеализма эта тенденция получила наиболее полную реализацию. В философской концепции Георга Вильгельма Фридриха Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы. Учение Гегеля о диалектике было величайшим достижением классической немецкой философии.
Политико-правовая доктрина Гегеля до сих пор остается предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Глубока и не исчерпана последующим развитием политико-правовой идеологии философия Гегеля.
Глава 1. Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли[1]. Философское учение Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.
Гегель родился в 1770 году в Штутгарте, в семье довольно видного вюртембергского финансового чиновника. С событиями Французской буржуазной революции совпали годы учебы Гегеля в Тюбингенском теологическом лютеранском университете (1788–1793). Французская буржуазная революция оказала влияние на все творчество Гегеля и его политические воззрения.
Также на данном этапе значительное влияние на становление политико-правовых воззрений молодого Гегеля оказали идеи Платона и Аристотеля, французского и немецкого Просвещения. Учение Руссо о воле, его взгляд на государство как на “всеобщую волю” привлекает особый интерес Гегеля. В ранних работах Гегеля («Народная религия и христианство», «Позитивность христианской религии», «Жизнь Иисуса») нашли отражение его демократические настроения.
Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, Гегель отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. Он стал работать домашним учителем в Берне и во Франкфурте-на-Майне (1797–1800 гг.).
В его работе «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), относящейся к Бернскому периоду (1793–1796 гг.), содержатся нужные для более позднего Гегеля мысли о необходимости преодоления государства, установления вечного мира, достижения возможностей равного развития для всех индивидов и другие.
В своей небольшой работе «О новейших внутренних отношениях в Вюртемберге» (1798), относящейся к Франкфуртскому период (1797–1800 гг.), Гегель критикует феодальное государственное устройство, ставит вопрос о необходимости конституционных реформ и выступает за введение справедливой конституции. В трактате «Дух христианства и его судьба», комментариях к работе «Исследование основ государственного хозяйства» английского экономиста Д. Стюарта, а в работе «Исторические этюды», написанных в 1799 году, Гегель четко обосновывает значение проблемы собственности в соотношении с законодательством и формами государственного устройства[2].
С 1801 года Гегель начинает свою педагогическую деятельность в Йенском университете – центре тогдашней философской жизни. Незавершенная рукопись гегелевской работы «Конституция Германии» относится к 1798–1802 годам. В ней он пытается сформулировать понятие государства, а также дать понятийный анализ политико-правовой действительности тогдашней Германии. «Феноменология духа» (1806) - самое крупное произведение Гегеля этого периода – именно в ней заложены основы его философского учения.
Годы пребывания Гегеля в Нюрнберге (1808–1816) были особенно плодотворными и значительными в его философской деятельности. Именно здесь он написал свою главную работу – «Наука логики» (1812–1816). В этой работе Гегель фундаментально разработал свою концепцию логики и диалектики. Он утверждает абсолютность диалектического метода, его действенность и значимость для всех сфер инобытия и бытия духа, в том числе и для политики, государства, права[3].
В работе Гегеля «Философская пропедевтика» (1808–1812) изложены представления о целостной системе философии и месте политико-правовых проблем в ней. Здесь же обосновывается широкий круг прав и свобод граждан.
В сентябре 1816 года Гегель стал профессором Гейдельбергского университета, где вместе с другими дисциплинами читал курс лекций по естественному праву и науке о государстве. По существу, с этого времени он – официальный профессор прусского правительства. Работа Гегеля «Отчеты сословного собрания королевства Вюртемберг» появляется в ноябре - декабре 1817 года в «Гейдельбергских литературных ежегодниках». В своей работе он отстаивает идеи наследственной, конституционно оформленной, сословно–представительной монархии. В это же время выходит в свет его «Энциклопедия философских наук» (1817), состоящая из трех частей - «Логика», «Философия природы» и «Философия духа». В ней философская система Гегеля получила свое окончательное завершение. «Философия духа» содержит в почти законченном виде основные положения гегелевской философии права.
Политические воззрения Гегеля становятся более консервативными с октября 1818 года (так называемый, берлинский период деятельности), о чем свидетельствует одна из последних работ Гегеля – «Философия права» (1821 г.). Именно в этой работе Гегель идеализирует монархический строй полуфеодальной Пруссии, объявляет прусскую монархию воплощением абсолютной идеи, провозглашая тем самым прусскую действительность как бы высшим проявлением разумности[4].
Статья «Английский билль о реформе» (1831), в которой Гегель берлинского периода, уже не ждет революции, а предостерегает от нее, стала последней прижизненной публикацией Гегеля. Однако Гегель остался верен антитираническим и антидеспотическим настроениям своей юности и в конце своего творческого пути.
14 ноября 1831 года эпидемия холеры скоропостижно оборвала жизнь Гегеля на 62-м году. К тому времени он был полон творческих сил и планов. Георг Вильгельм Фридрих Гегель ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа.
На всех этапах творческой эволюции воззрений Гегеля в центре его внимания находились проблемы государства и права. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях. Однако наиболее цельный и систематический вид учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820), которое является одним из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений[5].
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия)[6].
Таким образом, необходимо иметь в виду следующие моменты. Во-первых, материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и другие) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование. Во-вторых, политико-правовая теория Гегеля (систематически разработанная им как философия права) есть именно философское учение об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа[7]. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. По Гегелю философская наука о государстве и праве призвана к постижению мыслей, лежащих в основании права, в отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы.
Глава 2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
§ 1. Учение Гегеля о праве.
Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований в сфере объективного духа. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. Как раз в философии права Гегель и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Поскольку по Гегелю реализация понятия в действительности есть идея, то предметом же данной науки является идея права – единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности[8]. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность[9].
Познание политико-правового мира в рамках гегелевской философии объективного идеализма предстает как его мысленное сотворение, постижение и воспроизведение его разума. Это трактуется как осуществление понятия права в действительности, т.е. как диалектический процесс конкретизации этого понятия права, как движение от его абстрактных форм к все более конкретным. В ходе такого самоуглубления понятия абстрактные формы понятия права обнаруживают свою несостоятельность и неподлинность и «снимаются» в последующих, более конкретных формах.
По Гегелю право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет субстанцию и основное определение воли. При этом речь идет о свободной, развитой, разумной воле. В гегелевской философии мышление и воля отличаются друг от друга как два способа – теоретический и практический – одной и той же способности мышления[10].
Понятие «право» в гегелевской философии права употребляется в таких значениях:
I. Право как свобода («идея права»). На ступени объективного духа «свобода» и «право» выражают единый смысл. Здесь гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «права» и «свободы» опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»). Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Такая характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству[11]. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно; они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее (более абстрактное) «особое право», представляет собой его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного.
Право государства (как наиболее конкретное право, государство как правовое образование) стоит на вершине иерархии «особых прав». По гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени, хотя в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, общества, государства) даны одновременно.
III. Право как закон («позитивное право») - одно из «особых прав». Путем законодательствования право в себе превращение в закон, праву придается форма всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства не могут быть внутренняя сфера человеческих отношений, им могут быть лишь их внешние стороны.
Проблема различения права и закона в гегелевской философии естественного права трактуется как отличие философского (естественного) права от позитивного права (закона). Гегель в своей конструкции стремится исключить их противопоставление. Смешение в гегелевском учении права с моралью и нравственностью связано с наличием естественно-правовых представлений.
Информация о работе Политико-правовое учение Фридриха Гегеля