Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:14, контрольная работа
В Германии XVIII–начала XIX века утверждаются отношения веротерпимости между католиками и протестантами, в том числе и этим фактом, определяются особенности немецкой идеологии. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создает благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождает философию от необходимости строго придерживаться догматов религии, а вместе с тем повышает требования к аргументации вероучений. В связи с этим проблемы мировоззренческого порядка выдвигаются в общественном сознании на первый план.
Введение.
Глава 1. Краткая биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Глава 2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
§ 1. Учение Гегеля о праве.
§ 2. Учение Гегеля о государстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
Признавая, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства (не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно), Гегель в своей философии права ведет речь не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. По природе положительное право как ступень самого понятия права – разумно. Закон – это конкретная форма выражения права[12]. Т.о., в гегелевской философии права речь идет о праве и законе в их развитой форме. Однако, все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона (противоправное, антиправовое законодательство и т.д.) оказываются вне границ такого философского (логико-понятийного) анализа как еще не развившиеся до идеи свободы.
По мнению Гегеля, идея права в своем развитии проходит три основные ступени, которыми являются: абстрактное право (учение включает проблематику собственности, договора и неправды), мораль (учение включает умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть) и нравственность (семья, гражданское общество и государство).
Первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному - абстрактное право, это право абстрактно свободной личности (ее правоспособность). В основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности) – это смысл абстрактного права. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. Абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. На этой ступени положительный закон еще не обнаруживается, его эквивалент - формальная правовая заповедь «Будь лицом и уважай других в качестве лиц»[13].
Абстрактное право, по Гегелю, может иметь следующие формы выражения.
1. Собственность - каждое лицо обладает правом владеть вещами. По Гегелю, люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью - обосновывается формальное, правовое равенство людей. Таким образом из такого понимания собственности: собственность может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду; рабство неправомерно, поскольку собственник может вкладывать свою волю только в вещи, а не в человека; собственность не может быть равной[14].
2. Договор – каждое лицо обладает правом вступать в соглашение с другими людьми. Это собственность в ее опосредованной форме. По Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности, является необходимым моментом в осуществлении разума. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Гегель выступал за свободу договоров.
3. Нарушение права (неправда, обман, преступление) - каждое лицо обладает правом требовать восстановления своих прав в случае их нарушения. Нарушение права возможно в различных сферах:
а) Сфера гражданского права. Одна из сторон может заявить о своем праве, которого нет (в случае оспаривания или нарушения договоров). Случай, когда имеет место ошибочное противопоставление одним лицом своего права праву другого лица - это непреднамеренная гражданская неправда. Это противоречие разрешается в суде;
б) Сфера уголовного права: обман — это форма сознательного нарушения права. Лицо знает, что действует в противоречии с правом, но делает вид, как будто его уважает. Разрешается путем наказания; преступление — это «право в его нарушении». Отрицаются право в себе и особенная воля отдельного лица. Гегелем используется логическая триада: право - преступление - наказание (право отрицается преступлением, а преступление отрицается наказанием; через наказание восстанавливается нарушенное и лишенное силы право). Гегель призывал в преступнике видеть полноправного участника судебного процесса; человека, со свободой и достоинством которого необходимо считаться[15].
Мораль - вторая ступень в развитии идеи права. По гегелевской схеме к этой ступени приводит снятие преступления через наказание. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. На этой ступени впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта, поскольку личность (персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок может вступить в коллизию с абстрактным правом[16].
На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности, а значит и сферы действия закона. Сама же по себе моральная воля ненаказуема[17].
Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. Здесь преодолеваются односторонность формального права и субъективной морали, снимается противоречие между ними. Человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям, когда вступают в различные сообщества, к числу которых Гегель отнес семью, гражданское общество и государство.
Семья - возможность осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак - это не контракт и не физическая сторона, это правовая нравственная любовь.
Гражданское общество — это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок[18]. Гражданское общество основано на абстрактном праве, которое обеспечивается благодаря позитивному праву: за каждым признается правоспособность, право частной собственности, свобода заключения договоров и др.
Позитивное право должно быть ясно и связно изложено в доступных для каждого законах, то есть оно должно быть общепризнанным. В связи с этим, Гегель выступает против возвеличивания обычного права, поскольку содержание его часто непонятно, знание его является уделом немногих и случайно. Вместе с этим, Гегель выступает за кодификацию, позволяющую избежать правовых недоразумений и помешать судье играл роль законодателя. Для членов гражданского общества позитивное право должно быть выражением разумной всеобщности, его знание должно быть делом всех. У позитивного права Гегель выделял такие недостатки как: то, что утверждается как право, может отличаться от того, что есть право в себе, т.е. в праве могут быть элементы случайности, произвола; право применяется к индивидуальным случаям, хотя и характеризуется абстрактностью; невозможно объяснить, почему сумма штрафа устанавливается именно в таком размере.
Важным институтом гражданского общества является правосудие. Гегель считал, что правосудие должно иметь открытый характер, что это способствует росту доверия граждан к праву (индивидуум должен знать, как закон применяется в суде). Вместе с этим Гегель являлся сторонником правовой аксиомы, что никто не может быть судьей в своем собственном деле[19] - индивидуум имеет право и обязанность разрешать правовые споры в суде.
Гегель считал, существует угроза для граждан со стороны юристов, которые утверждают свою исключительность, оперируя чуждой терминологией, и поэтому он был против того, чтобы граждане становились крепостными сословия юристов.
По Гегелю, гражданское общество является сферой частных интересов. Оно состоит из сословий (принадлежность индивидуумов определяется потребностями, трудом и культурой этих индивидуумов). Гегель выделяет три сословия: субстанциональное сословие — дворяне и крестьяне (основа общества); промышленное сословие — фабриканты, торговцы, ремесленники; всеобщее сословие — чиновники.
Нравственный момент здесь выражается в том, что в принадлежности к сословию индивидуум перестает быть только частным лицом[20].
Государство Гегель называет еще одним видом нравственного объединения индивидов, вслед за семьей и гражданским обществом. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Под гражданским обществом понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, в этом и заключалась оригинальность этой концепции. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства.
Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изображает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех. По Гегелю гражданское общество включает в себя отношения, которые складываются на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество представляло собой объединение индивидов на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности[21].
По Гегелю общество и государство, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому Гегель расценивает общество как момент государства, как то, что «снимается» в государстве[22].
Развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства как его основания. В государстве достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.
В понимании Гегеля, гражданское общество – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества связано с утверждением буржуазного строя. Гегель подметил этот существенный факт новейшего социально-экономического развития и философски осветил его применительно к проблемам государства, права, политики. Четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи и соотношении социально-экономической и политической сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений также относится к теоретическим заслугам Гегеля[23].
§ 2. Учение Гегеля о государстве.
Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Гегель, осознавая, что социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами, предлагает решить проблему общественного согласия методами политики. В учении Гегеля государство предстает именно таким нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющиеся в правовом гражданском сообществе[24].
По Гегелю, государство представляет собой, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Гегелем остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства возможность плохого, дурного государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, т.е. действительного разумного государства. Таким образом, Гегелевская идея государства, представляет собой правовую действительность, в которой государство, предстает как правовое государство. Свобода означает факт достижения такой ситуации правового государства.
Применительно лишь к развитым европейским государствам, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление, Гегель говорит о наличии идеи государства. Под гегелевской идеей государства в социально-политическом отношении подразумевается конституционно оформленное государство.
В понимании Гегеля государство как нравственное целое представляет собой живой организм. У Гегеля речь идет об органически целостной свободе, т.е. свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни[25]. По Гегелю идея государства имеет три выражения: непосредственная действительность в виде индивидуального государства (государственный строй, внутреннее государственное право), внешнее государственное право (в отношениях между государствами) и во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. Согласно пониманию Гегеля, в своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.
По политическое государство подразделяется на три различные власти, которыми являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя (княжеская власть). В теоретической разработке этих проблем Гегель считает гарантией публичной свободы именно надлежащее разделение властей в государстве.
Однако Гегель выступает за органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». По Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства выражается в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит[26].
Гегель обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха и критикует демократическую идею народного суверенитета.
Информация о работе Политико-правовое учение Фридриха Гегеля