Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:42, контрольная работа
Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу
государственной власти, государственного устройства внутри общества и
межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы.
Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами
которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного
начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том,
что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия
вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику. В
современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных
отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного
сознания.
ВВЕДЕНИЕ 4
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7
СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 13
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где
содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в
установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.
8. Религиозный экстремизм.
Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства. Множество
проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,
Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.
9. Косвенное влияние.
Религия,
кроме непосредственного
косвенное
влияние через
устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика
государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических
интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда
политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на
деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в
политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как
самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций
посредством воспитательной системы и культуры.
Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на
из-за многовекового
исторического опыта
религии
сложились соответствующие
взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала
из общественно-политической
системы концепцию
политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения
к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную
свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на
таких основах может быть построена разумная политика.
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние
которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно.
Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой
знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет,
о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе
жить.
На протяжении десятилетий
господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался.
Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию
некоторых вопросов. Одной из самых любопытных вещей, обнаруженных в процессе
подготовки реферативной работы, было наблюдение смены отношения к религии
авторов статей, в соответствии с годом ее публикации. Иной раз приходилось
ловить себя на мысли об откровенно конъюнктурном подходе автора к освещению
поднятого им вопроса в зависимости от общественных настроений. Разница в
восемь лет сменила позиции автора на, можно сказать, прямо противоположные.
Что уж и говорить про более долгие интервалы.
Если В. Ульянов в свое время писал, что: «реакционная буржуазия везде
заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь
религиозную вражду, чтобы отвлечь в сторону внимание масс от действительно
важных и коренных экономических и политических вопросов» (и это еще самое
мягкое его упоминание религии), то в современной России все, без исключения,
статьи взахлеб расписывают огромный пласт богатейшей культуры, который скрыт
под легким налетом религиозности, стоит только этот налет сдуть, зачем он?
А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но
возрастает, и ее нельзя недооценивать.
Сейчас наше общество в своем развитии взяло курс на Запад, а история
формирования гражданского и политического общества хотя бы в США
свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их
взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических
решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень
образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д.
Еще совсем недавно многие специалисты в области социальных наук
полагали, что ввиду быстрых и неуклонных изменений в технологии, образовании
науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к секуляризации всех
сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению
религии,
как формы общественного
не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания
религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает
играть все более значительную роль и в форме социального института и как
субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как колыбель
стройного философско-этического учения и в своем реальном облике.
Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных
проблем,
решение которых должно стать
предметом тщательного и
изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения,
безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос
о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании; о
наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем
различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется
политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и
государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего
атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности.
Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено
убеждение, что религия — пустая и никчемная штука, нагромождение догм и
антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, «по
инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть
и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в
виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного
морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее
религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на
традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия
людей.
Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как
нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить
солидарность
между нациями и народами.
1. Крапивенский С.Э. «Социальная философия
2. Победоносцев К.П. «Великая ложь нашего времени
5. Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность
3. Толстой М.В. «История русской церкви
4. Под ред. Фролова И.Т. «Философский словарь
5. Под ред. Радугина А.А. «Политология».Москва, издательство «Центр», 1999.
Под ред. Радугина А.А. «Введение в религиовведение
6
. Алексеев В. «Вечный соблазн сего: Церковь и политика».
7. Ковальский Н. «Религия в мировой политике».
9. Никитина А.Г. «Политизация религии» Вопросы философии.
10. Шведов В.И.
«Религия и политика» Международная жизнь.